Капиталистическое мышление как неудачная почва для интерсубъективности

 
Код статьиS241328880008015-0-1
DOI10.18254/S241328880008015-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: магистрант факультета политологии ГАУГН
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, 119049,Мароновский переулок, дом 26
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

В статье рассматриваются и подвергаются критике ключевые особенности капиталистической системы как универсальные посредники в межличностных отношениях. В качестве альтернативной позиции предлагаются некоторые выводы из теории интерсубъективности немецкого философа и социолога Макса Шелера.

Ключевые словакапитализм, рынок, интерсубъективность, ложная индивидуальность, Альтер Эго, сущностно-социальные акты
Получено22.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов11643
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В последние несколько столетий человечество стало свидетелем набирающей невероятные темпы развития экономической, политической и культурной интеграции. Некоторые историки склонны считать, что процесс глобализации на идеологическом уровне зарождался намного раньше, в первом тысячелетии до н.э., когда мыслителей беспокоила идея универсального порядка. Именно в это время появляются три основных миропорядка, с помощью которых человечество впервые стало видеть мир, как целое, подчиняющееся определенным правилам. Этими объединяющими устройствами стали экономика, политика и религия. В данной работе нас интересует экономика. Мы рассмотрим капитализм как формирующий особую интерсубъективную реальность с характерным типом мышления. Считаем необходимым предупредить, что мы не ставим цели критиковать капиталистическую систему в целом. Наша цель – выявить негативные последствия специфического мышления, развивающегося в обществе потребления для обдумывания их устранения.
2 Создание денег – интеллектуальное достижение человечества. С изобретением денежной системы люди обрели целую интерсубъективную реальность, то есть, то, что существует в коллективном воображении. Общая международная монетарная система постепенно объединила всю планету в единую экономическую зону. Люди принадлежали к разным расам и нациям, говорили на разных языках и поклонялись разным богам, но все одинаково принимали деньги. Без этого коллективного убеждения не появилась бы глобальная торговля.
3 Деньги стали почвой универсального доверия, ведь благодаря деньгам люди, не принимающие культурных ценностей или религиозных убеждений друг друга, могут эффективно взаимодействовать. Такая система доверия предполагает игнорирование любой дискриминации, будь то дискриминация по признаку сексуальной ориентации или расовой принадлежности. Этот факт можно оценивать как положительный, если не принимать во внимания того равнодушия к личности, которое лежит в основе денежных отношений. Как подмечает израильский историк Юваль Ной Харари: «Они (т.е. деньги), конечно, формируют доверие между незнакомцами, но доверие вкладывается не в святыни и ценности, а в сами деньги. Это мы не человеку поверили – соседу или чужому, - мы поверили в монеты, которыми он посверкал перед нами. Закончатся у него деньги – закончится и доверие. По мере того как деньги размывают плотины родства и соседства, религии и государства, мир превращается в глобальный и бессердечный рынок»1. 1. Юваль Ной Харари. Краткая история человечества / пер. с англ. Л. Сумм. – М. : Синдбад, 2019. – 230 с.
4 Никогда еще рынок не оказывал такого влияния на человека, как в эпоху потребления при капиталистической системе. Вместе с капитализмом пришла и новая элита общества – капиталисты - председатели советов директоров и промышленники со своими новыми правилами, главное из которых – финансовый успех. Если посмотреть наиболее популярные аккаунты в социальных сетях, то можно обнаружить у их пользователей общие черты – дорогие вещи, дорогие курорты и в целом выставленную напоказ «дорогую жизнь», демонстрирующую соответствие новой экономической этики. Так как капитал – это деньги, вложенные в производство, современная капиталистическая этика диктует вкладывать доходы от производства в его расширение. Гонка за увеличением прибыли формирует определенное мышление, при котором зачастую стирается изначальная цель деятельности и формируется новая цель – увеличение прибыли ради увеличения прибыли. Достаточно точно такой тип мышления описывает немецкий социолог Эрих Фромм: «Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой - оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие. Нынешние потребители вполне могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю»2. 2. Эрих Фромм. Иметь или быть? / пер. с нем. Телятникова Э. М. – АСТ, 2016. – 315 с.

всего просмотров: 1264

Оценка читателей: голосов 0

1. Юваль Ной Харари. Краткая история человечества / пер. с англ. Л. Сумм. – М. : Синдбад, 2019.

2. Альфред Шюц. Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004.

3. Эрих Фромм. Иметь или быть? / пер. с нем. Телятникова Э. М. – АСТ, 2016.

4. Сообщество робототехников. В Париже открылся первый публичный дом с секс-роботами // URL: https://robo-hunter.com/news/v-parije-otkrilsya-pervii-v-strane-publichnii-dom-s-seks-robotami9286, 30.11.2019

Система Orphus

Загрузка...
Вверх