Russian identity: its most important features and problems

 
PIIS241328880007924-0-1
DOI10.18254/S241328880007924-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State academic University of Humanities
Address: Russian Federation,
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

                                    

Keywords identity, worldview, Russian identity, S. L. Frank, culture, international relations, N. A. Berdyaev
Received14.12.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters10085
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В последнее время ключевая особенность внешней политики Российской Федерации состоит в сближении с идей национального самоопределения. В самом обществе для краткости изложения обычно пользуются представлением об т.н. «особом пути», определяющем неповторимость и специфику внешнеполитического вектора. Насколько это кажущееся явно метафизическим понятие является значимым, свидетельствует замечание И. А. Зевелева, высказанное им в отчете «Русская национальная идентичность и внешняя политика» Центра стратегических и международных исследований. Современная политика РФ, по мнению автора, вполне независима от существующей практики международных отношений, будучи ориентированной на концепции, формирующиеся изнутри страны1. Естественно, что получающийся таким образом теоретический фундамент должен быть неоднородным, поскольку ему предшествует множество сильно разнящихся источников. Цель настоящей работы состоит в определении предпосылок современного понимания российской идентичности и осуществлении теоретико-критического анализа основных концепций ее происхождения. Однако начать следует с определения понятия идентичности, конститутивного для содержания последующей работы. Итак, идентичность – это совокупность смыслов и ценностей, доминирующих в поведении и мышлении представителей соответствующего народа. Несмотря на свою простоту, предложенное определение порождает известные трудности, поскольку российская идентичность, существует в контексте многонационального государства. Более того, разве возможно говорить об идентичности как таковой, если часто мы не замечаем явных пересечений в поведении и образе мыслей даже самых близких людей? Что такое российская идентичность: духовное понятие или кровнородственное? 1. См.: Zevelev I. A. Russian National Identity and Foreign Policy // CSIS Commentary. December 2016 (http: //csis-prod/s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/161208_Zevelev_RussianNationalIdentity_Web.pdf). Просмотрено: 23.11.2019.
2 Ответ на эти и подобные вопросы содержит в себе представление о российской идентичности как особом единстве различных проявлений. Эта идея не является оригинальной, ее уже обсуждал С. Л. Франк в работе «Русское мировоззрение», где автором делается вывод, что мировоззрение не есть общее, которое выступает характерным для многих индивидуальностей. Мировоззрение недостижимо чередой сличений разрозненного материала, наоборот, оно предстает в качестве изначального единства и только находит свое выражение в соответствующих духовных тенденциях и ведущих направлениях мышления2. Аналогично, идентичность изначальна в отношении индивидуальных сознаний, культурных памятников, национальных традиций и т.д. При этом она не зависит от членства в соответствующем этническом сообществе, что, в частности, было показано канадским политическим философом Ч. Тейлором3. Для современного общества вообще характерна ситуация, когда люди не считаются с происхождением в вопросе определения своей национальной идентичности. Далее, обосновав оправданность термина «российская идентичность», перейдем к проблеме его генезиса и развития. При этом, поскольку мы показали первичный характер идентичности по отношению к культурным артефактам, постольку поиск начал российского самосознания связан с установлением закономерностей и постоянных векторов развития отечественной истории. События и памятники культуры являются выражением и следствием существования идентичности. Их повторяющиеся в веках смыслы, что свидетельствует об устойчивой специфике национального сознания или, цитируя Л. С. Франка, «…о сути самого национального духа»4. При этом необходимо принимать во внимание, что некоторые традиций и стереотипы поведения, присущие рассматриваемому народу, на самом деле могли возникнуть относительно недавно. Более того, как это показано британским социологом Э. Гидденсом в работе «Ускользающий мир», часто изобретателем традиции является не тот же народ, который ее в дальнейшем придерживается. 2. См.: Франк С. Л. Русское мировоззрение / Пер. с нем. Г. Франко. СПб.: Наука, 1996. С. 162.

3. См.: Taylor Charles «Multiculturalism: Examining The Politics of Recognition» / Ed. A. Gutmann. New Jersey, 1994. P. 75.

4. См.: Франк С. Л. Русское мировоззрение / Пер. с нем. Г. Франко. СПб.: Наука, 1996. С. 163.

views: 744

Readers community rating: votes 0

1. Berdyaev N. A. Russkaya ideya. SPb.: Azbuka-klassika, 2008. – 318 s.

2. Frank S. L. Russkoe mirovozzrenie / Per. s nem. G. Franko. SPb.: Nauka, 1996. – 739 s.

3. Karlova O. A. National Idea in Russia: Cultural and Historical Genesis and Factors of Actualization // Humanities & Social Science. 2019. №6. P. 996-1016.

4. Taylor Charles «Multiculturalism: Examining The Politics of Recognition» / Ed. A. Gutmann. New Jersey, 1994. – 175 p.

5. Zevelev I. A. Russian National Identity and Foreign Policy // CSIS Commentary. December 2016 (http: //csis-prod/s3.amazonaws.com/s3fs public/publication/161208 _Zevelev_ Russian NationalIdentity_Web.pdf). Prosmotreno: 23.11.2019.

Система Orphus

Loading...
Up