Goguryo-Suu Wars: the problem of estimating the strength of chinese troops

 
PIIS241328880004869-9-1
DOI10.18254/S241328880004869-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: 3rd year student of the Faculty of History of GAUGN
Address: Russian Federation,
Journal nameNauka.me
Edition
Abstract

The article discusses various points of view on the number of Chinese troops participating in the campaign of the Sui emperor Yan-di in 612. The author assumes that the number indicated in the source cannot be true, and some assumptions may be the same. The article also provides a brief description of the military machine of early medieval China.

KeywordsSui; Goguryo; The wars of the Middle Ages; the Period of the Three States
Received22.04.2019
Publication date02.07.2019
Number of characters24644
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Когурёско-суйские войны (поход суйского Вэнь-ди в 598 году и полномасштабная война при его сыне Ян-ди в 612-614 годах) один из поворотных моментов в истории взаимоотношений между Тремя корейскими государствами и Китаем. Эта война фактически была одной из основных причин падения династии Суй – учитывая военные потери китайского государства, которые хоть и не были столь астрономическими как часто утверждается, но весьма ощутимыми. Они, а также деспотическая политика Ян-ди и неудачи в войнах с тюрками, привели к массовому недовольству династией и её свержением. Также это был важный эпизод в рамках общего когурёско-китайского конфликта, который в конечном счёте привел к гибели Когурё и окончанию периода Трех государств. Исследование данного военного конфликта представляется полезным по нескольким причинам. Во-первых, начавшийся китайско-когурёский конфликт, продолжившийся при династии Тан, оказал значительное влияние на процесс объединения Трёх государств в единое целое. Во-вторых, исследование Когурё важно с точки зрения осознания корейцами исторической преемственности единого государства от Трёх государств и историографических споров вокруг Когурё1 между Южной Кореей и Китаем. В-третьих, исследование этой войны полезно с точки зрения изучения средневековой военной истории стран Дальнего Востока, их тактики, стратегического мышления, организации армии. Подробный разбор войн Когурё и Суй в русской историографии представлен мало. Самым полной работой на русском языке по суйско-когурёской войне является работа А.М. Пастухова «Суй против Когурё: малоизвестные подробности2». Пастухов очень тщательно подошёл к разбору конфликта, верно определив его причины и течение. Можно сказать, что относительно хода войны его интерпретация не вызывает никаких возражений и этот труд может служить великолепным примером грамотной работы с источником. Однако некоторые элементы статьи Пастухова вызывают у меня сомнения: 1) А.М.Пастухов, как и большинство авторов изучавших данную проблему, не критикует численность войск Китая данные в «Самгук саги», а они не могут не быть преувеличенными. Помимо доводов логического характера, у нас есть сведения (в «Нихон Сёки») о иной численности китайских войск, что не было разобрано авторами. 2)Некоторые реконструкции Пастухова, в частности использование китайской поэзии для описания военного дела Китая, в общем верные, не могут служить основными, а лишь косвенными свидетельствами. Значительный вклад в военную историю Китая сделал Дэвид Графф в своей монографии «Medieval Chinese Warfare 300-900” 3 . В ней автор рассматривает внешнюю политику Суй и, конечно, когурёско-суйские войны и содержит некоторые подробности, которые отсутствуют в работе А.М.Пастухова, касательно структуры китайских войск, подготовки Суй к войне и т.д. Также автор выражает сомнение в численности войск участников, что мной будет разобрано в соответствующей главе. К недостаткам работы автора можно отнести то, что он не даёт никакого подробной характеристики противнику Китая – Когурё В своей статье я попытаюсь поднять проблему оценки численности войск китайской армии, которое чаще всего в литературе берётся напрямую из источника, не подвергаясь критическому анализу. При этом, в условиях скудности источников, приходится довольствоваться негативными предположениями – «как не могло быть». Конечно, это не то к чему необходимо стремиться. Но, строя какие-либо предположения, необходимо помнить о том, что они всегда примерны и построены на допущениях. Это обусловлено, во-первых, труднопроверяемостью сведений в источниках и их сопоставления, отсутствия нужных источников. Второй причиной является трудность описания средневековых армий вообще, о чем писал Дельбрюк: «Здесь мы имеем дело не только с обычным пристрастием к гиперболе, отсутствием «чувства числа», хвастовством, страхом, стремлением оправдаться и тому подобными человеческими слабостями, создающими чудовищные преувеличения; необходимо также принять во внимание, как трудно даже для привычного глаза правильно определить численность более крупных масс, хотя бы и собственных, которые вполне свободно можно окидывать взглядом. По отношению же к войскам противника эта задача становится почти неразрешимой» 4. В исследуемой проблеме нюансов сразу несколько: предвзятость «Суй шу», возможная гибель множества документов в событиях кровавой борьбы рубежа Суй-Тан, не до конца сложившаяся традиция династийных историй (постоянные записи при жизни императоров стали делать только при Тан5), потеря летописей трёх корейских государств, обрывочность японских источников. Таким образом мы во многом мы можем больше отрицать совершенно невозможное, а не утверждать вероятное. Предваряя собственно саму оценку, следует немного рассказать о военной системе китайского государства того времени. Одной из самых значительных реформ Суй было введение т.н. системы фубин(府兵). Первые попытки ее введения начались еще в северокитайских государствах – предшественниках Суй( в Северном Ци в 564 году и Восточном Вэй), но тогда они еще несколько отличались от той, что была введена Суй на территории всего Китая6. Смысл ее был в том, что солдаты китайской армии наделялись земельными наделами, где проживали со своими семьями и вели хозяйство в свободное от военных обязанностей время. Вводя эту систему, государство стремилось решить две проблемы: во-первых, постоянное переселение солдат из региона в регион в связи с нуждами имперской политики вызывало бюрократические трудности, поскольку те продолжали подчиняться своим командирам, а не местной администрации (также это значительно усложняло жизнь семьям военных и т.д.)7. Во-вторых, суйское правительство стремилось уменьшить расходы на армию, переведя её частично на самообеспечение8. Следует отметить, что солдаты-фубин продолжали выполнять все трудовые и военные повинности, а также часто вызываться в столицу для службы там. Помимо фубин в суйской армии был и иные типы войск. На каждую военнообязанную семью приходилось, по канонам, 6-7 не обязанных выставлять солдат напрямую, но связанных с армией трудовой повинностью и предоставляющих в армию носильщиков, возчиков, которые в походе составляли особые вспомогательные войска («саньбин»)9. Данный вывод основвается на фразе из 13 главы «Сунь-цзы сказал: вообще, когда поднимают стотысячную армию, выступают в поход за тысячу миль, издержки крестьян, расходы правителя составляют в день тысячу золотых. Внутри и вовне — волнения; изнемогают от дороги и не могут приняться за работу семьсот тысяч семейств.» «Искусства войны» Сунь Цзы10.Впрочем, неизвестно насколько эти нормы соответствовали реальности, но можно предположить, что к ним стремились как к идеалу. В китайской армии были и более боеспособные части. Во-первых, это были т.н. мубин, наёмные отряды, которые помимо подданных Поднебесной комплектовались из вассальных народностей и кочевников. Конечно, кочевники, в основном, служили в коннице, и это явно была самая боеспособная её часть11. Однако вопрос об их численности остаётся открытым. Графф полагает, что участие в походе принимало 500 всадников-тюрок в свите бывшего западнотюркского хана12, однако в источнике, откуда была почерпнута эта информация( Цзычжи тунцзянь) сообщено лишь о том, что «[Государь( т.е. Ян-ди-прим.авт.) также] приказал Чуло во главе 500 всадников всегда сопровождать императорский экипаж при объезде подвластных земель, даровал ему почетное имя Хэпона-кэхань, наградив [его] очень щедро.»13. В принципе, это можно интерпретировать как участие в походе в качестве почётной стражи. Также, мы имеем свидетельства об участии на стороне Ян-ди в походе против Когурё и 30 000 метателей дротиков (сама по себе эта цифра выглядит не самой правдоподобной) из региона Линнана14, «10 тысяч матросов из земель к югу от [рек] Цзян-Хуай (Янцзы и Хуайхэ), 30 тысяч арбалетчиков»15. Нельзя сказать, что среди сугубо китайских, а не наёмных войск не было хорошей конницы. Достаточно обратить внимание на то, что ядро элиты новой империи была смешанного сяньбийско-китайского происхождения. После изобретения стремени значение конницы в регионе значительно возросло и тоже привело к похожей на западную Европу эволюции всадника в бронированного воина с копьём. «Конная броня обычно состояла из небольших прямоугольных секций (ламелей) из кожи или металла …Этот позволяло кавалерии пользоваться тактическим преимуществом в сражениях в Китае, где битвы шли в относительно замкнутых пространствах, и одна из важнейших функций конных войск заключалась в том, чтобы разбить пехотные формирования в результате сильного удара»16. «Тяжелая кавалерия была частью правящего класса северного Китая в период Северной и Южной Династий. Этот класс, ставший правящей аристократией Суй и Тан, был в основном сяньби по происхождению, но также включал в себя другие центральноазиатские народы и китайцев, перешедших на варварский путь развития»17. Также, в китайской армии существовали и «элитные войска», по устоявшейся каноничной традиции ещё со времен «У-цзин» 18 – это в первую очередь столичные войска19. Итак, вернёмся к оценкам численности суйской армии. Существует несколько точек зрения: 1) Оценка, опирающаяся на численность в «Самгук Саги» и китайские источники, разделяемая А. Пастуховым и М.Н. Паком: А) Поход суйского Вэнь-ди: 300 00020 человек. Б) Первый поход Ян-ди: «1 333 800 человек, а объявлено было о двух миллионах, и еще вдвое было больше [людей], занятых переноской [провианта и грузов]»21. 2) Попытка дать более взвешенную оценку численности армии Китая Дэвидом Граффом А) Поход суйского Вэнь-ди: 300 000 Б) Первый поход Ян-ди: примерно 670 000 человек в армии и флоте, а цифра в 1 138 000 человек скорее означает всех задействованных в подготовке компании22. 3)Особняком стоят сведения приведённые в «Нихон Сёки» оценка данная в «Нихон Сёки», датированная 618 годом, вложенная в уста посла Когурё: «Император Ян-ди из страны Суй вторгся в нашу страну во главе трёхсоттысячного войска»23. Их использование осложненно несколькими факторами: временной и географической удаленностью, незрелостью японской исторической школы, хронологическая путаница, в принципе, слабая заинтересованность автора в правдивости приведенных сведений. Б) Цифра, приведённая в «Самгук Саги», вызывает значительные сомнения в правдоподобности. Возражения против них можно сгруппировать в несколько тезисов: 1) Графф сообщает24, что данная численность не очень вяжется со сведениями об организации каждой армии («В кавалерии [было] сорок отрядов (дай), в каждом из них по сто человек, а десять отрядов [составляли] один полк (туань). Пешие солдаты [составляли] восемьдесят отрядов, которые были распределены по четырем полкам, а во главе каждого из полков стоял один пяньцзян»25. Исходя из данных сведений можно сделать вывод, что численность кавалерии была 4000 человек, в пехоте – 8000, и того во всей собранной армии – 288 тысяч солдат, плюс в два-три раза больше вспомогательных войск. Однако нельзя однозначно сказать, является ли кавалерийский отряд (дай) равным по численности пешему. 2) Дэвид Графф справедливо замечает, что в традиционных обществах привлечения столь большого количества мужчин на войну, в условиях более низкого КПД сельского хозяйства, его большей уязвимости перед стихийными бедствиями и т.д., было нерационально. Согласно «Самгук Саги» общая доля участвующих в первом походе Ян-ди составляло больше трёх миллионов. Численность населения династии Суй составляло примерно 46 миллионов человек26. Таким образом, принявших участие в этом походе было более 5% населения страны. Для сопоставления в Западной Римской империи соотношение военных и гражданских было примерно 1%, в Англии в конце XIII века – 1 к 13927. Для большей точности, необходимо рассчитать количество мужчин в империи Суй на момент похода. По сведеньям Джудит Бэннистер, на домашнее хозяйство приходилось в среднем 5,2 человека28, т.е. примерно 3 детей на семью. С помощью нехитрых вычислений, становится ясно, что количество взрослых мужчин, вероятно, было близко к 9 миллионам. Из них должны были быть призваны в поход примерно три миллиона, и они понесли громадные потери. Как сообщает «Самгук саги», из армии Лай Хуэра в несколько десятков тысяч человек выжило лишь «несколько тысяч»29, из войск, наступавших на Пхеньян (305 тысяч) уцелело лишь 270030, и это не учитывая остальные неуточнённые потери. Также, нельзя забывать и двух следующих походах – в них также приходилось задействовать немало солдат, пусть и меньше. Также Суй должна была поддерживать порядок на собственных территориях, защищать границы, многие военнообязанные были задействованы на громадных строительных проектах Ян-ди и т.д. После этих громадных потерь падение населения должно было продолжиться в связи с гибелью стольких мужчин, также должна была значительно ослабнуть военная система Китая и система фубин, учитывая, что основная масса погибших ложилась на неё. Однако этого не произошло, и достаточно скоро династия Тан перешла к внешней экспансии. Конечно, весьма вероятно, в «Самгук Саги» были преувеличены цифры потерь китайских войск, однако даже при поправке на это, цифры должны быть колоссальными, поэтому вероятнее всего и количество самих участников было перувеличено. 3) Задействование столь огромных армий ставило перед раннесредневековым снабжением слишком тяжелые задачи. Как бы ни был хорошо отлажен механизм складирования стратегически важных ресурсов, продовольствия и т.д., он не смог бы справиться. При этом следует учесть, что львиная доля участников похода погибла, китайские войска в достаточном беспорядке отступали на свою территорию, а значит, большая часть ресурсов была потрачена безвозвратно. Таким образом, мы не можем признать цифры, представленные в «Самгук Саги» правдоподобными. Теперь обратимся к оценке Дэвида Граффа. Во многом, несмотря на то, что Дэвид Графф критикует численность в источниках, его версия страдает похожими проблемами, что и традиционная оценка. В принципе, она не подтверждается ничем, кроме «правдоподобности»31. Эта цифра и вправду более правдоподобна, поскольку речь идёт о 1 138 000 солдат, а не о нескольких миллионах. Непосредственно в походе приняло участие половина от этого числа. Это лучше соотносится и с организацией суйской армии32. Графф также пишет: «Такая сила была бы слишком велика, чтобы идти, лагерем и сражаться вместе как единая армия, но, как мы видели, массы, собранные в Чжо, были разделены на тридцать более управляемых «армий» – каждая примерно по размеру наполеоновского армейского корпуса – которая должна была двигаться отдельно и занимать отдельные лагеря»33. Однако в принципе, попытка таким способом уменьшить нереальные цифры в источнике выглядит некоторым уходом от почти неразрешимой проблемы – ведь понять, сколько именно солдат было в армии Ян-ди трудно, если не невозможно. Выходит, что необходимо строить предположения, однако с ними мы теряем часто опору на источники и предположения можно строить совершенно разные. Даже при численности в 670 000 проблемы со снабжением армии Суй должны быть колоссальны, а потери китайской армии – трудновосполнимыми. Вторым таким фундаментом может служить сведения в «Нихон Сёки». Почему этот источник заслуживает доверия? Во-первых, он менее предвзят в этом вопросе нежели «Суй шу» и отразивший китайскую традицию «Самгук Саги», поскольку у составителей «Нихон сёки» не было особого резона как-либо изменять данные. Как верно указывал Дэвид Графф, для китайских историков Ян-ди был «плохим последним императором, чьё падение отражало волю Неба и поэтому они могли преувеличить количество его войск для придания неудаче ауры космического возмездия»34. Во-вторых, составители «Нихон Сёки» использовали корейские летописи, более активно чем китайские35. Но без сомнения доверять им просто так, без проверки также нельзя. Что же необходимо сделать чтобы попытаться определить точнее численность войск Суй в походе Ян-ди? Как мне кажется, в этом отношении хорошим подспорьем может быть сравнение с походами Тан в том же направлении в 645 году. Военная система Китая за это время не претерпела значительных изменений, как и стратегия, хоть поход и был более успешен. Вот как описывает Тай-цзун свои войска: «[На это] император сказал: «Сегодняшний день нельзя сравнивать с суйскими [временами], и вы только послушайте. Управляющий ведомством наказаний (синбу шаншу) Чжан Лян назначен командующим (дацунгуань) Пхеньянской полевой армией и поставлен во главе 40-тысячного войска [из районов] Цзян (Янцзы), Хуай, Лин (Гуандун, Гуанси) и Шань (Шэньси), трех тысяч воинов, набранных в Чанъани и Лояне, и 500 военных кораблей. [Они должны] из Лайчжоу плыть морем и достичь Пхёнъяна. Наследник (тайцзы) чжаньши цзовэйшуай Ли Шицзи назначен командующим Ляодунской полевой армией и во главе 60-тысячного пешего и конного войска, а также варваров, покорившихся [нам] двух областей — Ланьчжоу и Хэчжоу — должен достигнуть Ляодуна. Обе армии должны объединить свои силы, встретившись в Юйчжоу. Синцзюнь цунгуань Цзян Синбэнь и шаоцзян Цю Синянь отправлены ранее на гору Аньлошань, чтобы присматривать за солдатами, которые делают лестницы и боевые колесницы. Несть числа храбрецам из дальних и ближних мест, откликнувшихся на призыв о мобилизации, а также лицам, которые отдавали [правительству] различные орудия и приспособления для осады крепостей»36. Таким образом, численность войск Тан на начало войны, не считая союзных «варваров» – киданей, мохэ и т.д. (участие последних достаточно спорный момент) – составляло 100 тысяч полевой армии и, вероятно, столько же или немного меньше на кораблях.

1. Подробнее см. Yonson Ahn Nationalisms and the mobilisation of history in East Asia: The "War of History" on Koguryö Gaogouli// Internationale Schulbuchforschung East Asian histories: Contesting views on a common past (2005),NY: Berghahn Books Vol. 27, No. 1, pp. 15-30.

2. Пастухов А.М. Суй против Когурё – малоизвестные подробности «http://www.xlegio.ru/ancient-armies/far-east-warfare/goguryeo-sui-wars-little-known-details/»(дата обращения 25.09.2018)

3. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001 304 p.

4. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории: в 4 томах. СПб.: Наука, 2001. Т.1. С. 42-43

5. Б.Г. Доронин Династийные истории – хранители памяти о прошлом Китая // Образы времени и исторические представления: Россия-Восток-Запад. Сб.статей / Под. Ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2010. С. 412-413.

6. С.В. Волков Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С.50.

7. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001 P.139.

8. Там же

9. Там же

10. Сунь Цзы Искусство войны( >>>> )( дата обращения 11.09.2018)

11. А.М. Пастухов. Указ соч

12. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001. P. 148.

13. Сыма Гуан Цзы чжи тун цзянь https://zh.wikisource.org/wiki/%E8%B3%87%E6%B2%BB%E9%80%9A%E9%91%91/%E5%8D%B7181 . Перевод А.М. Пастухова получен в личной переписке.

14. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001. P. 147.

15. Сыма Гуан Цзы чжи тун цзянь >>>> Перевод А.М. Пастухова получен в личной переписке.

16. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001. P. 144.

17. David Graff, Robin Higham A Military History Of China Abingdon: Routledge 2002. P. 56.

18. Караев Г.Н. Военное искусство Древнего Китая. Москва, Воениздат, 1959. с. 192.

19. А.М. Пастухов. Указ. соч.

20. Ким Бусик. Указ соч. Т.2, с. 547.

21. Ким Бусик. Указ соч. Т.2, с. 556.

22. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge. 2001. P. 149.

23. Нихон Сёки / Пер. Л.М. Ермакова, А.Н. Мещеряков. М.: Гиперион, 1997, т. 2. С. 107.

24. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900. London: Routledge, 2001. P. 149.

25. Ким Бусик Указ. соч. т. 2, с. 553.

26. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900. London: Routledge, 2001. P. 149; Judith Banister China's Changing Population Stanford: Stanford University Press, 1991. P. 4.

27. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900, London: Routledge, 2001. P. 149.

28. Judith Banister China's Changing Population Stanford: Stanford University Press, 1991. P. 4.

29. Ким Бусик Указ. соч. Т. 2. С. 556.

30. Там же, с. 560.

31. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900. London: Routledge, 2001. P. 149.

32. Там же

33. Там же.

34. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001 P.149

35. Нихон Сёки / Пер. Л.М. Ермакова, А.Н. Мещеряков. М.: Гиперион 1997 т.1. С.97

36. Ким Бусик Указ. соч. Т.2. с 577-578

views: 1463

Readers community rating: votes 0

1. Список источников и литературы:

2. Сыма Гуан Цзы чжи тун цзянь («Помогающее в управлении всепронизывающее зерцало») https://zh.wikisource.org/wiki/%E8%B3%87%E6%B2%BB%E9%80%9A%E9%91%91/%E5%8D%B7181. ( (дата обращения 25.09.2018)

3. Бичурин Н.Я. [Иакинф] Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. 1950 656 с.

4. Библиотека всемирной литературы. Том 16. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Японии/ Сост. С.Серебряный.М.:Издательство «Художественная литература»1997 811 с.

5. Ким Бусик Cамгук саги/Пер. и коммент. М.Н.Пак М.:Восточная литература. Т.1-3.

6. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. М. Наука. 1984/Пер. В. С. Таскин М:Наука 1984 487 с.

7. Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье./Пер.А.А.Бокщанин, Кюнъи Лин. М. Наука. 1980 256 с.

8. Нихон Сёки/Пер.Л.М.Ермакова, А.Н.Мещеряков.М.:Гиперион 1997 т.1,т.2.

9. Сунь Цзы Искусство войны(http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/01.html) ( дата обращения 25.09.2018)

10. Сыма Гуан Цзы чжи тун цзянь («Помогающее в управлении всепронизывающее зерцало»)

11. Тан Шу https://zh.wikisource.org/zh-hant/???/?39 (дата обращения 25.09.2018)

12. Литература:

13. Asmolov,Konstantin V.The system of Military Activities of Koguryo.-Korea Journal. Summer 1992. Vol.32.No 2. P. 103-116.

14. Blair, Clay, Jr. The Forgotten War: American in Korea, 1950-1953 NY.: Crown Publishing Group, 1987 P.56;P.60. http://militera.lib.ru/h/blair_c/index.html ( дата обращения 25.09.2018)

15. David Graff Medieval Chinese Warfare 300-900 London: Routledge 2001 304 p.

16. David Graff, Robin Higham A Military History Of China Abingdon:Routledge 2002 364 p.

17. Yonson Ahn Nationalisms and the mobilisation of history in East Asia: The "War of History" on Koguryo Gaogouli// Internationale Schulbuchforschung East Asian histories: Contesting views on a common past (2005),NY: Berghahn Books Vol. 27, No. 1, pp. 15-30

18. Артемьева Н.Г. Корейские традиции в фортификации чжурчжэньских крепостей // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2009. Вып. 1. с. 56-62.

19. Асмолов К.В. Система организации и ведения боевых действий корейского государства в VI-XVII вв. Эволюция воинской традиции дисс…канд. истор. Наука. М. 1995. 139 с.

20. Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 312 с.

21. Воробьёв М.В. Древняя Корея (историко-археологический очерк)// М.: Издательство восточной литературы. 1961 194 с.

22. М.В. Воробьёв Очерки культуры Кореи. СПб.: Петерб. востоковедение, 2002. 192 с.

23. Ганиев Р.Т Внешняя политика Китая в VI-VIII вв по отношению к восточным тюркам в центральной Азии.//Известия Уральского государственного университета, Сер.2.Екатеринбург 2011 с 65-73.

24. Ганиев Р.Т. Противостояние тюрков и династии Суй в 609-617//Вестник кемеревоского государственного университета. Кемерово №2 2017 с.24-29.

25. Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы (К этнической истории корейцев) / М.: ГРВЛ, 1972 202 с.

26. Джарылгасинова Р.Ш. Когурёские гробницы и их настенная живопись // Корейское классическое искусство.М.: ГРВЛ, 1972. С. 15–29

27. Джарылгасинова Р.Ш Немеркнущая красота росписей государства Когурё // Восточная коллекция. 2007, № 4 (31). С. 98-107.

28. Доронин Б.Г. Династийные истории – хранители памяти о прошлом Китая // Образы времени и исторические представления: Россия-Восток-Запад. Сб.статей / Под. Ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2010 с. 386-444.

29. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории: в 4 томах. СПб.: Наука, 2001. Т.1 416 с.

30. Караев Г.Н. Военное искусство Древнего Китая. Москва, Воениздат, 1959. с. 192.

31. Марханова Т.Ф. Великий канал как путь к объединению Севера и Юга Китая при династии Суй (581-618 гг.)// Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия Улан-Удэ 2015 с 165-169.

32. Марханова Т.Ф. Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.): диссертация ... кандидата Исторических наук: ФГБУН Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, 2017.-196 с.

33. Марханова Т.Ф. Религиозная политика династии Суй и традиционная китайская система «трёх учений»(Санья цзяо)// Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия Улан-Удэ 2015 В.1. с. 93-96.

34. Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи.М.,1979 240 с.

35. Пастухов А.М. Суй против Когурё – малоизвестные подробности «http://www.xlegio.ru/ancient-armies/far-east-warfare/goguryeo-sui-wars-little-known-details/» (дата обращения 25.09.2018)

36. Соловьев А.В. Некоторые проблемы изучения культуры Кореи периода Трех государств (на примере текста Самгук саги Ким Бусика) с 136.

37. Худяков Ю.С. Стихийные бедствия, вызванные аномальными климатическими явлениями, происходившими на территории государства Когурё в древности и раннем Средневековье//История и современность Волгоград 2014 с 142-150.

38. Худяков Ю.С. Стихийные бедствия, вызванные аномальными климатическими явлениями, происходившими на территории государства Когурё в древности и раннем Средневековье//История и современность Волгоград 2014 с 142-150.

Система Orphus

Loading...
Up