Problems And Tasks Of Legal Regulation Of Common Energy Markets Of The Eurasian Economic Union

 
PIIS23124350021927-1-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-1-7-13
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Energy Law
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 1
Pages7-13
Abstract

Gradual formation of the common energy markets of the Eurasian Economic Union includes development and coordination of indicative (forecast) balances of gas, oil, and oil products of the union. The common energy market is formed step by step on the basis of electric power systems operating in parallel. The Treaty on the Eurasian Economic Union also provides for development of concepts and programs for the formation of the common energy markets. Upon completion of activities under the programs, the parties shall conclude international treaties: on the formation of a common electric power market, which shall include, among other things, uniform rules for access to services of natural monopoly entities, on the formation of a common gas market containing, among other things, uniform rules for gas transmission systems located in the territories of the member states, and on the formation of common markets of oil and oil products containing, among other things, uniform rules for access to the systems for transportation of oil and oil products. Certain work has already been done. The member states have currently developed and ensured approval by the Supreme Eurasian Economic Council of the Concept for the Formation of a Common Electric Power Market; the Concept for the Formation of a Common Gas Market, and the Concept for the Formation of the Common Markets of Oil and Oil Products. One of the most difficult tasks for preparation of relevant international treaties is to handle work on unification of uniform rules for access to services of natural monopoly entities. It should be taken into account that national legal regulation of relations concerning transmission and transportation of energy resources of the member states is different. For the development of uniform rules, thorough legal analysis of the laws of the member states of the Union and determination of the best provisions for incorporation into the uniform rules will be required. The article outlines possible pro- visions for incorporation into the uniform rules for access to the gas transmission systems that can also be included into the uniform rules for access to the systems for transportation of oil and oil products and used upon development of the uniform rules for access to services of natural monopoly entities in the electric power industry.

Keywordsenergy law, international legal regulation in the electric power industry, common energy market of the Eurasian Economic Union
Received06.02.2018
Publication date30.03.2018
Number of characters16630
Cite     Download pdf
1 На научно-практической конференции «Анализ и перспективы топливно-энергетического комплекса государств — членов Евразийского экономического союза в области энергобезопасности, энергосбережения, энергоэффективности и экологии» отмечалось, что создание общих рынков будет способствовать бесперебойному энергоснабжению экономик стран Сою- за, подчеркивалось, что в рамках поэтапного создания общих рынков энергетических ресурсов государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику [1]. Сложности и разногласия в работе при формировании правовой базы общих рынков энергетических ресурсов обусловлены тем, что одни страны являются в большей степени поставщиками, другие — потребителями энергетических ресурсов [2]. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) совместно с государствами-членами и бизнес-сообществом Евразийского экономического союза (далее — Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Союз) выявили имеющиеся препятствия на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, которые нашли отражение в докладе «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза», который называется «Белая книга» [3].
2 В разделе «Энергетическая политика» Белой книги отмечается, что рынки энергетических ресурсов формируют порядка 30% общего товарооборота в рамках Союза и, соответственно, являются значимыми во взаимной торговле государств-членов, вопросы поставки энергетических ресурсов и для стран-экспортеров, и для стран-импортеров являются существенным фактором, влияющим на развитие национальной экономики.
3 Среди ограничений, изъятий в сфере энергетики в Белой книге выделяются в том числе такие, как отсутствие единых и прозрачных подходов к определению технических возможностей систем транспортировки нефти, нефтепродуктов, газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, отсутствие единых и прозрачных подходов к определению технической возможности при передаче электроэнергии на территориях государств-членов, отсутствие единых правил доступа к энергетической инфраструктуре.
4 Участниками научных мероприятий, представителями товарной биржи «Санкт- Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ) также подчеркивается, что ключевой составляющей общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов станет биржевая торговля, отмечается, что есть все основания для развития биржевой торговли в условиях уже функционирующей газотранспортной системы рынка газа ЕАЭС, потенциал рынка нефтепродуктов также оценивается как высокий [4].
5 На сегодняшний день правовые основы формирования общих рынков энергетических ресурсов Евразийского экономического союза закреплены в Разделе XX Договора о Евразийском экономическом союзе, Приложениях № 21, 22, 23 Договора. В пункте 1 статьи 79 Договора о Евразийском экономическом союзе закреплены основные принципы формирования общих рынков энергетических ресурсов, к числу которых относятся: обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы, обеспечение развития конкуренции на общих рынках энергетических ресурсов, отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле энергетическими ресурсами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами; обеспечение развития транспортной инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов; обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках энергетических ресурсов; создание благоприятных условий для

views: 246

Readers community rating: votes 0

1. Nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Analiz i perspektivy toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa gosudarstv — chlenov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza v oblasti ehnergobezopasnosti, ehnergosberezheniya, ehnergoehffektiv- nosti i ehkologii» ; Mezhdunarodnaya konferentsiya «Rynok nefteproduktov RF — 2017». URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/Pages/activity.aspx

2. Vystuplenie zamestitelya ministra ehnergetiki Rossijskoj Federatsii K.V. Molodtsova na XV Mezhdunarodnom forume «Gaz Rossii — 2017». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/Pages/activity. aspx

3. «Belaya kniga». Bar'ery, iz'yatiya i ogranicheniya Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza. URL: https://barriers. eaeunion.org/info/documents

4. Mezhdunarodnyj forum «Gaz Rossii — 2017». URL: http://spimex.com/press_centre/news/11337/?sphrase_id=5361 ; Zasedanie Podkomiteta po gazu Birzhevogo komiteta FAS Rossiihttp://spimex.com/press_centre/news/9453/?sphrase_id=5361

5. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 9 iyulya 1998 goda № 272-I «O estestvennykh monopoliyakh». URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=1009803#pos=0;0

6. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 8 avgusta 2011 goda № 149 «O estestvennykh monopoliyakh v Kyrgyzskoj Respu- blike». URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203389

7. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/Pages/activity.aspx; https://msal.ru/content/ ob-universitete/struktura/kafedry-vypuskayushchie/kafedra-energeticheskogo-prava/arkhiv-novostey/?hash=tab2993

8. Romanova V.V. Ehnergeticheskij pravoporyadok: sovremennoe sostoyanie i zadachi / V.V. Romanova. M. : Izdatel'stvo «Yurist», 2016. S. 211–237.

Система Orphus

Loading...
Up