Оперативно-технологическое управление и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике: практические проблемы соотношения понятий

 
Код статьиS231243500021647-9-1
DOI10.18254/S23124350021649-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
АО «CО ЕЭС»
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы51-55
Аннотация

Схожесть терминов «оперативно-технологическое управление» и «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике» на практике зачастую приводит к неправильному определению содержаний указанных понятий. Это, в свою очередь, создает риск дисбаланса в распределении сфер ответственности между субъектами электроэнергетики в результате неверного применения установленных законодательством правовых конструкций. Суть диспетчеризации (ОДУ) в общем виде – управление технологическим режимом работы энергосистемы путем определения и контроля технологического режима отдельных наиболее значимых для энергосистемы объектов. Значимость объектов электроэнергетики для режима энергосистемы определяется Системным оператором самостоятельно и оформляется путем включения таких объектов в перечень объектов диспетчеризации. В то же время ОТУ представляет собой меры, предпринимаемые владельцем объекта электроэнергетики, выражающиеся в планировании и управлении технологическими режимами работы принадлежащих ему объектов электроэнергетики, изменении их эксплуатационного состояния, подготовке к производству ремонтных работ. Нормы законодательства не должны допускать противоречивых трактовок во избежание возникновения ситуаций принятия правоприменительными органами решений, затрагивающих не область права, а область технологических процессов, что, конечно же, является и неоправданным, и высоко рискованным.

Ключевые словаэнергетическое право, оперативно-диспетчерское управление в сфере электроэнергетики, оперативно-технологическое управление в сфере электроэнергетики
Получено12.07.2022
Дата публикации30.09.2022
Кол-во символов13795
Цитировать     Скачать pdf
1 Схожесть терминов «оперативно-технологическое управление» и «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», а также соответствующих определений, данных в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» - далее Законе об электроэнергетике, на практике зачастую приводит к неправильному определению содержаний указанных понятий. Это, в свою очередь, создает риск дисбаланса в распределении сфер ответственности между субъектами электроэнергетики в результате неверного применения установленных законодательством правовых конструкций.
2 Примером смешения рассматриваемых понятий является ситуация, сложившаяся при рассмотрении одного из дел в Арбитражном суде Чувашской Республики (А79-12408/2020) [2].
3 Фабула дела состоит в следующем. Филиал Системного оператора при осуществлении своих функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключил ряд объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Акционерному обществу, из объектов диспетчеризации Системного оператора. В силу абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона об электроэнергетике Системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России (при присоединении технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы к Единой энергетической системе России в установленных Правительством Российской Федерации случаях и в течение определенного Правительством Российской Федерации переходного периода также в пределах соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы.
4 Стоит напомнить, что включение объектов электроэнергетики в перечень объектов диспетчеризации Системного оператора регулируется п. 9 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 – далее Правила ОДУ, в соответствии с которым каждый диспетчерский центр системного оператора определяет линии электропередачи и оборудование электрических сетей классом напряжения 35 кВ и выше, оборудование электрических станций, устройства релейной защиты и автоматики, каналы связи, иное оборудование, расположенное на указанных объектах электроэнергетики (в том числе объектах электроэнергетики, принадлежащих потребителям электрической энергии), технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют или могут влиять на электроэнергетический режим энергосистемы в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра и в отношении которых он осуществляет диспетчерское управление или диспетчерское ведение, и включает их в перечень объектов диспетчеризации диспетчерского центра.

всего просмотров: 266

Оценка читателей: голосов 0

1. Международная научно-практическая конференция в рамках Московского юридического форума «Мусинские чтения. 2022. Актуальные задачи энергетического права// https://musinlc.ru/g2022/

2. Судебные акты по делу № А79-12408/2020// https://ras.arbitr.ru/

3. ГОСТ Р 57114-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электроэнергетические системы. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике и оперативно-технологическое управление. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 04.10.2016 N 1302-ст) (п. 3.63) // М.: Стандартинформ, 2016

4. Федеральный закон от 11.06.2022 N 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.06.2022

Система Orphus

Загрузка...
Вверх