Legal Regulation of Artificial Intelligence and Robotics in the Energy Industry in the Russian Federation: Challenges and Opportunities

 
PIIS231243500031369-3-1
DOI10.61525/S231243500031369-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: PromHim, LLC
Affiliation: Legal Counsel
Address: Russian Federation
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 2
Pages29-38
Abstract

  The energy industry is one of the dynamically developing and investment-worthy areas where new technology is being actively introduced. The agenda is focused on digitalization and one of its most important products, artificial intelligence, as a popular and promising set of IT solutions applied in various areas, including the fuel and energy complex (FEC). The main risk of the full AI technology integration in the energy complex, as well as the creation of favorable investment conditions for its further development, is the imperfection of the legal and regulatory framework governing general and industrial aspects. This article analyzes the current state of legal regulation of AI and robotics in the energy industry of the Russian Federation, and also provides some examples of foreign legal experience on the topic under consideration. The jurisdictions of the European Union (with the subsequent implementation of legal norms into the national laws of the member States) and the United Kingdom were chosen as promising examples. It should be noted that in each of the selected states, a whole set of policy documents was adopted that consolidate the goals and objectives of AI development, as well as identify the main threats to the further integration of this technology into different economic realms, including energy. Besides, there are material differences in legislative approaches. The combination of the experience studied makes it possible to improve national laws on AI and robotics integration in the Russian FEC. It seems necessary to perform unification at the level of the federal law regulating the general provisions on AI. Besides, it is required to update special energy industry laws, including through the adoption of new energy security regulations at the substatutory level.

Keywords energy law, fuel and energy complex, energy AI technology, energy security, robotics
Received24.07.2024
Publication date25.07.2024
Number of characters28014
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Введение

Энергетика — одна из лидирующих отраслей экономики, где активно внедряются новейшие технологии. Ее инновационность обосновывается не только комплексным характером ТЭК, консолидацией различных отраслей промышленности, но и стремительным развитием научно-технологического процесса. Дополнительно на развитие энергетической сферы оказывают влияние актуальные тенденции, например внедрение идей водородной и низкоуглеродной энергетики, развитие “зеленых” подходов, переход на возобновляемые источники энергии и пр.
2 Так, среди многочисленных процессов Четвертой промышленной революции на повестке дня стоит цифровизация и один из ее важнейших продуктов — искусственный интеллект (далее — ИИ) как популярный и перспективный комплекс технологических решений, применяемых в различных сферах жизни и деятельности государства и общества.
3 В центре внимания научного и практического сообщества сейчас находится возможность внедрение технологий ИИ в топливно-энергетический комплекс. Для Российской Федерации это направление также является приоритетным и инвестиционно выгодным, что подтверждают статистические исследования [1]:
  1. по количеству генеративных моделей ИИ РФ занимает 4-е место в мире, а по совокупной мощности суперкомпьютеров Россия входит в топ-10 государств;
  2. по итогам 2022 г. объем российского рынка ИИ превысил 650 млрд руб.;
  3. по состоянию на 2021 г. наиболее часто методы машинного обучения применяются в электроэнергетике на уровне 11%.
4 В качестве основного риска полноценного внедрения технологий ИИ в ТЭК, а также создания инвестиционно выгодных условий для их дальнейшего развития отмечают несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей общие и отраслевые аспекты.
5 На сегодняшний день существует большое количество примеров использования ИИ крупными энергетическими компаниями. Например, Группа компаний “Россети” применяет подходы внедрения ИИ для обеспечения контроля над правильностью функционирования цифровых систем защиты и автоматики в электрических сетях [2]. Кроме того, роботы-консультанты, основанные на ИИ, осуществляют обслуживание клиентов в Едином расчетно-информационный центре Группы компаний “Русгидро” [3].
6 Таким образом, учитывая скорость внедрения новых технологии, происходит “отставание” права, возникают области, законодательно не урегулированные, а принцип своевременности правотворчества не реализуется. Существует риск того, что нормативно-правовая база окажется недостаточно гибкой или иным образом непригодной для реализации всех преимуществ новых технологий [4].
7 Безусловно, технологии ИИ выступают достаточно перспективным методом для решения задач дистанционного управления, повышения энергоэффективности, мониторинга и контроля за состоянием энергетических ресурсов и энергетических объектов, а также оптимизации распределения ресурсов возобновляемой энергии.

views: 1

Readers community rating: votes 0

1. Iskusstvennyj intellekt (rynok Rossii) // TADVISER. Gosudarstvo, biznes, tekhnologii. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Stat'ya:Iskusstvennyj_intellekt_ (rynok_Rossii) (data obrascheniya: 08.03.2024)

2. Iskusstvennyj intellekt budet kontrolirovat' pravil'nost' raboty tsifrovykh sistem zaschity i avtomatiki v ehlektricheskikh setyakh // Tsentr kompetentsij NTI na baze MEhI. URL: http://nti.mpei.ru/aimpei-rosseti/ (data obrascheniya: 08.03.2024).

3. Luchshie praktiki — na Dal'nem Vostoke // Vestnik RUSGIDRO. URL: https://www.vestnikrushydro.ru/ articles/2-fevral-2018/news/luchshie-praktiki-nadalnemvostoke-2-2018/ (data obrascheniya: 08.03.2024).

4. Technology and the Energy Sector Four trends to watch and four challenges. URL: https://www.cliffordchance. com/insights/resources/blogs/talking-tech/en/articles/2021/06/tech-in-the-energy-sector.html (date of access: 08.03.2024)

5. Romanova V.V. Problemy, strategicheskie tseli i zadachi pravovogo obespecheniya ehnergeticheskoj bezopasnosti // Problemy i zadachi pravovogo obespecheniya ehnergeticheskoj bezopasnosti i zaschity prav uchastnikov ehnergeticheskikh rynkov: monografiya / pod red. V.V. Romanovoj. Moskva: Yurist, 2019. 264 s.

6. Konev S.I., Kunina I.L. Pravovoe regulirovanie primeneniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v toplivno-ehnergeticheskom kompleksa Rossii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. № 11 (191). S. 94.

7. Vashechkina A.V. Pravovye problemy obespecheniya informatsionnoj (kiber-) bezopasnosti ehnergeticheskogo sektora v usloviyakh tsifrovizatsii // Pravovoj ehnergeticheskij forum. 2023. № 4. S. 90–97; Koropets N.V. pravovoe obespechenie tsifrovizatsii na optovom rynke ehlektricheskoj ehnergii i moschnosti // Pravovoj ehnergeticheskij forum. 2020. № 4. S. 48–55; Gusyakov V.Yu. Problemy i zadachi pravovogo obespecheniya tsifrovizatsii neftyanoj otrasli // Pravovoj ehnergeticheskij forum. 2021. № 3. S. 13–21; Lizikova M.S. Iskusstvennyj intellekt v atomnoj ehnergetike: primenenie i regulirovanie // Pravo i biznes: pravovoe prostranstvo dlya razvitiya biznesa v Rossii: kollektivnaya monografiya: v 4 t. T. 3. M., 2020. S. 131–139; Neri A. Artificial Intelligence and the energy markets.Watson Farley & Williams. URL: https://www.wfw.com/articles/artificialintelligence-and-the-energy-markets/

8. Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 № 490 “O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federatsii”. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (data obrascheniya: 08.03.2024).

9. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2019 № 216 “Ob utverzhdenii Doktriny ehnergeticheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii” URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360681/ (data obrascheniya: 08.03.2024).

10. Protokol prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam ot 24 dekabrya 2018 g. № 16. URL: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/ projects/tsifrovaya-ekonomika (data obrascheniya: 08.03.2024).

11. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19.08.2020 № 2129-r “Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya regulirovaniya otnoshenij v sfere tekhnologij iskusstvennogo intellekta i robototekhniki do 2024 goda” // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya: 26.08.2020).

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 09.06.2020 № 1523-r “Ob utverzhdenii Ehnergeticheskoj strategii Rossijskoj Federatsii na period do 2035 goda” // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://pravo.gov.ru (data obrascheniya: 11.06.2020).

13. Federal'nyj zakon ot 21.07.2011 № 256-FZ “O bezopasnosti ob'ektov toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa”// Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 30 (Ch. 1). St. 4604.

14. Federal'nyj zakon ot 26.03.2003 № 35-FZ “Ob ehlektroehnergetike” // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. № 13. St. 1177.

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.06.2020 № 890 “O poryadke predostavleniya dostupa k minimal'nomu naboru funktsij intellektual'nykh sistem ucheta ehlektricheskoj ehnergii (moschnosti)”// Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://pravo.gov.ru (data obrascheniya: 23.06.2020).

16. Shaping the digital transformation. URL: https://www.europarl.europa.eu/topics/en/article/20210414STO02010/ shaping-the-digital-transformation-eu-strategy-explained

17. EU AI Act: first regulation on artificial intelligence. URL: https://www.europarl.europa.eu/topics/en/article/2023 0601STO93804/eu-ai-act-first-regulation-on-artificialintelligence (date of access: 08.03.2024).

18. Artificial Intelligence Act. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20231206IPR15699/ artificial-intelligence-act-deal-on-comprehensive-rulesfor-trustworthy-ai (date of access: 08.03.2024).

19. Jones J.S. AI in Europe's energy sector in line for regulation. URL: https://www.smart-energy.com/regionalnews/europe-uk/ai-in-europes-energy-sector-inline-for-regulation/#:~:text=AI%20objectives, to%20facilitate%20investment%20and%20innovation (date of access: 08.03.2024).

20. National AI Strategy. URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/1020402/National_AI_Strategy_-_PDF_version.pdf (date of access: 08.03.2024).

21. Gallo V., Nair S. The UK's framework for AI regulation. URL: https://www2.deloitte.com/uk/en/blog/emeacentre-for-regulatory-strategy/2024/the-uks-frameworkfor-ai-regulation.html

22. A pro-innovation approach to AI regulation. URL:https://www.gov.uk/government/publications/ai-regulation-a-pro-innovation-approach/white-paper#part-2-the-current-regulatory-environment (date of access: 08.03.2024).

23. Ferguson M., Cameron S. AI laws inevitable but not right for today, says UK government. URL: https://www.pinsentmasons.com/out-law/news/ai-laws-inevitablesaysuk#:~:text=The%20government's%20immediate%20 approach%20to, and%20robustness%3B%20appropriate%20transparency%20and (date of access: 08.03.2024).

24. AI Safety Summit. URL: https://www.aisafetysummit.gov.uk/policy-updates/ (date of access: 08.03.2024).

25. Romanova V.V. Ehnergeticheskij pravoporyadok: sovremennoe sostoyanie i zadachi. M.: Yurist, 2016. 255 s.

Система Orphus

Loading...
Up