Правовое регулирование технологий искусственного интеллекта и робототехники в сфере энергетики в Российской Федерации: проблемы и перспективы

 
Код статьиS231243500031369-3-1
DOI10.61525/S231243500031369-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Юрисконсульт
Аффилиация: ООО “ПромХим”
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №2
Страницы29-38
Аннотация

  Энергетическая отрасль экономики — одна из динамично развивающихся и инвестиционно выгодных сферы, куда активно внедряются новые технологии. На повестке дня стоит цифровизация и один из ее важнейших продуктов — искусственный интеллект (далее — ИИ), как популярный и перспективный комплекс технологических решений, применяемых в различных сферах, в том числе и ТЭК. В качестве основного риска полноценного внедрения технологий ИИ в энергетический комплекс, а также создания инвестиционно выгодных условий для их дальнейшего развития отмечают несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей общие и отраслевые аспекты. В представленной статье анализируется современное состояние правового регулирования технологий ИИ и робототехники в энергетической сфере Российской Федерации, а также приведены некоторые примеры зарубежного правового опыта по рассматриваемой теме. В качестве перспективных примеров были выбраны юрисдикции Европейского союза (с последующим внедрением правовых норм в национальное законодательство государств-членов) и Великобритании. Следует отметить, что в каждом из выбранных государств был принят целый комплекс программных документов, закрепляющих цели и задачи развития ИИ, а также определяющих основные угрозы дальнейшего внедрения данных технологий в различные сферы экономики, а том числе энергетическую. В то же время имеют место и существенные различия в законодательных подходах. Совокупность изученного опыта позволяет совершенствовать национальное законодательство в сфере внедрения технологий ИИ и робототехники в ТЭК РФ. Представляется необходимым проведение унификации на уровне федерального закона, регулирующего общие положения ИИ. Кроме того, требуется актуализация специального законодательства в области энергетики, в том числе путем принятия новых нормативно-правовых актов на уровне подзаконного регулирования, обеспечивающих энергетическую безопасность.

Ключевые словаэнергетическое право, топливно-энергетический комплекс, энергетическое технологии искусственного интеллекта, энергетическая безопасность, робототехника
Получено24.07.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов28014
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

Энергетика — одна из лидирующих отраслей экономики, где активно внедряются новейшие технологии. Ее инновационность обосновывается не только комплексным характером ТЭК, консолидацией различных отраслей промышленности, но и стремительным развитием научно-технологического процесса. Дополнительно на развитие энергетической сферы оказывают влияние актуальные тенденции, например внедрение идей водородной и низкоуглеродной энергетики, развитие “зеленых” подходов, переход на возобновляемые источники энергии и пр.
2 Так, среди многочисленных процессов Четвертой промышленной революции на повестке дня стоит цифровизация и один из ее важнейших продуктов — искусственный интеллект (далее — ИИ) как популярный и перспективный комплекс технологических решений, применяемых в различных сферах жизни и деятельности государства и общества.
3 В центре внимания научного и практического сообщества сейчас находится возможность внедрение технологий ИИ в топливно-энергетический комплекс. Для Российской Федерации это направление также является приоритетным и инвестиционно выгодным, что подтверждают статистические исследования [1]:
  1. по количеству генеративных моделей ИИ РФ занимает 4-е место в мире, а по совокупной мощности суперкомпьютеров Россия входит в топ-10 государств;
  2. по итогам 2022 г. объем российского рынка ИИ превысил 650 млрд руб.;
  3. по состоянию на 2021 г. наиболее часто методы машинного обучения применяются в электроэнергетике на уровне 11%.
4 В качестве основного риска полноценного внедрения технологий ИИ в ТЭК, а также создания инвестиционно выгодных условий для их дальнейшего развития отмечают несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей общие и отраслевые аспекты.
5 На сегодняшний день существует большое количество примеров использования ИИ крупными энергетическими компаниями. Например, Группа компаний “Россети” применяет подходы внедрения ИИ для обеспечения контроля над правильностью функционирования цифровых систем защиты и автоматики в электрических сетях [2]. Кроме того, роботы-консультанты, основанные на ИИ, осуществляют обслуживание клиентов в Едином расчетно-информационный центре Группы компаний “Русгидро” [3].
6 Таким образом, учитывая скорость внедрения новых технологии, происходит “отставание” права, возникают области, законодательно не урегулированные, а принцип своевременности правотворчества не реализуется. Существует риск того, что нормативно-правовая база окажется недостаточно гибкой или иным образом непригодной для реализации всех преимуществ новых технологий [4].
7 Безусловно, технологии ИИ выступают достаточно перспективным методом для решения задач дистанционного управления, повышения энергоэффективности, мониторинга и контроля за состоянием энергетических ресурсов и энергетических объектов, а также оптимизации распределения ресурсов возобновляемой энергии.

всего просмотров:

Оценка читателей: голосов 0

1. Искусственный интеллект (рынок России) // TADVISER. Государство, бизнес, технологии. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Искусственный_интеллект_ (рынок_России) (дата обращения: 08.03.2024)

2. Искусственный интеллект будет контролировать правильность работы цифровых систем защиты и автоматики в электрических сетях // Центр компетенций НТИ на базе МЭИ. URL: http://nti.mpei.ru/aimpei-rosseti/ (дата обращения: 08.03.2024).

3. Лучшие практики — на Дальнем Востоке // Вестник РУСГИДРО. URL: https://www.vestnikrushydro.ru/ articles/2-fevral-2018/news/luchshie-praktiki-nadalnemvostoke-2-2018/ (дата обращения: 08.03.2024).

4. Technology and the Energy Sector Four trends to watch and four challenges. URL: https://www.cliffordchance. com/insights/resources/blogs/talking-tech/en/articles/2021/06/tech-in-the-energy-sector.html (date of access: 08.03.2024)

5. Романова В.В. Проблемы, стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической безопасности // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков: монография / под ред. В.В. Романовой. Москва: Юрист, 2019. 264 с.

6. Конев С.И., Кунина И.Л. Правовое регулирование применения технологий искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплекса России // Право и государство: теория и практика. 2020. № 11 (191). С. 94.

7. Вашечкина А.В. Правовые проблемы обеспечения информационной (кибер-) безопасности энергетического сектора в условиях цифровизации // Правовой энергетический форум. 2023. № 4. С. 90–97; Коропец Н.В. правовое обеспечение цифровизации на оптовом рынке электрической энергии и мощности // Правовой энергетический форум. 2020. № 4. С. 48–55; Гусяков В.Ю. Проблемы и задачи правового обеспечения цифровизации нефтяной отрасли // Правовой энергетический форум. 2021. № 3. С. 13–21; Лизикова М.С. Искусственный интеллект в атомной энергетике: применение и регулирование // Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России: коллективная монография: в 4 т. Т. 3. М., 2020. С. 131–139; Neri A. Artificial Intelligence and the energy markets.Watson Farley & Williams. URL: https://www.wfw.com/articles/artificialintelligence-and-the-energy-markets/

8. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации”. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (дата обращения: 08.03.2024).

9. Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 “Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации” URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360681/ (дата обращения: 08.03.2024).

10. Протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/ projects/tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 08.03.2024).

11. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р “Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года” // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2020).

12. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р “Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года” // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 11.06.2020).

13. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ “О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса”// Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (Ч. 1). Ст. 4604.

14. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

15. Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 “О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)”// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.06.2020).

16. Shaping the digital transformation. URL: https://www.europarl.europa.eu/topics/en/article/20210414STO02010/ shaping-the-digital-transformation-eu-strategy-explained

17. EU AI Act: first regulation on artificial intelligence. URL: https://www.europarl.europa.eu/topics/en/article/2023 0601STO93804/eu-ai-act-first-regulation-on-artificialintelligence (date of access: 08.03.2024).

18. Artificial Intelligence Act. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20231206IPR15699/ artificial-intelligence-act-deal-on-comprehensive-rulesfor-trustworthy-ai (date of access: 08.03.2024).

19. Jones J.S. AI in Europe's energy sector in line for regulation. URL: https://www.smart-energy.com/regionalnews/europe-uk/ai-in-europes-energy-sector-inline-for-regulation/#:~:text=AI%20objectives, to%20facilitate%20investment%20and%20innovation (date of access: 08.03.2024).

20. National AI Strategy. URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/1020402/National_AI_Strategy_-_PDF_version.pdf (date of access: 08.03.2024).

21. Gallo V., Nair S. The UK's framework for AI regulation. URL: https://www2.deloitte.com/uk/en/blog/emeacentre-for-regulatory-strategy/2024/the-uks-frameworkfor-ai-regulation.html

22. A pro-innovation approach to AI regulation. URL:https://www.gov.uk/government/publications/ai-regulation-a-pro-innovation-approach/white-paper#part-2-the-current-regulatory-environment (date of access: 08.03.2024).

23. Ferguson М., Cameron S. AI laws inevitable but not right for today, says UK government. URL: https://www.pinsentmasons.com/out-law/news/ai-laws-inevitablesaysuk#:~:text=The%20government's%20immediate%20 approach%20to, and%20robustness%3B%20appropriate%20transparency%20and (date of access: 08.03.2024).

24. AI Safety Summit. URL: https://www.aisafetysummit.gov.uk/policy-updates/ (date of access: 08.03.2024).

25. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Юрист, 2016. 255 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх