Анализ правового регулирования использования ВИЭ в энергетическом законодательстве новых участников межгосударственного объединения БРИКС

 
Код статьиS231243500030176-1-1
DOI10.61525/S231243500030176-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Юрисконсульт ООО "ПромХим"
Аффилиация: ООО "ПромХим"
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №1
Страницы91-100
Аннотация

Отрасль энергетики (в том числе и сфера использования возобновляемых источников энергии) является одной из перспективных и инвестиционно выгодных сфер как на национальном, так и международном уровнях. Для государств, входящих в межгосударственное объединение БРИКС, данная область экономики выступает еще и площадкой для сотрудничества и взаимодействия. С 1 января 2024 года в качестве полноценных членов объединения входят новые шесть государств: Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет и Аргентина. В представленной статье проводится анализ государственно-правового регулирования использования ВИЭ указанных стран. Следует обратить внимание на то, что все участники объединения имеют существенные различия как в техническом и экономическом развитии, так и в законодательном регулировании как энергетики, в целом, так и ВИЭ в частности. Однако данные обстоятельства, напротив, подтверждают необходимость изучения опыта правового регулирования государств-членов БРИКС . Отмечается, что сфера использования ВИЭ в выбранных государствах подвержена государственному регулированию, определены субъекты общественных отношений, возникающих в области использования ВИЭ, правовой режим рынков электроэнергии и энергетических объектов, функционирующих на основе ВИЭ, закреплены юридические требования к иностранным инвестициям в проекты ВИЭ и пр. Тем самым, проведенный анализ позволяет обратить внимание на перспективные правовые меры, которые в целях совершенствования и актуализации могут быть имплементированы в национальное законодательство, а также способствовать проведению работы по международно-правовой унификации.

Ключевые словаэнергетическое право, возобновляемые источники энергии, электрическая энергия, БРИКС
Получено24.10.2023
Дата публикации17.03.2024
Кол-во символов30227
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Как известно, БРИКС представляет собой межгосударственное объединение пяти государств, образованное в 2006 году в рамках Петербургского экономического форума. Согласно результатам саммита БРИКС, проведенного в августе 2023 года, с 1 января 2024 года в качестве полноценных членов в межгосударственного объединения входят новые шесть государств, а именно Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет и Аргентина [1].
2 Энергетика выступает важнейшей отраслью и неотъемлемой сферой обсуждения и сотрудничества, как на национальном, так и на международном уровне, в рамках деятельности БРИКС. Так, декларацией, принятой в 2019 году в Бразилии, закрепляется, что энергетические стратегии стран объединения подтверждают свою взаимодополняемость, открывая возможности для расширения энергетического сотрудничества внутри БРИКС в целях укрепления внутренней и глобальной энергетической безопасности и стимулирования экономического роста [2].
3 Разумеется, государства БРИКС имеют существенные различия по уровню энергетической самообеспеченности, структуре топливно-энергетического баланса, уровню развития энергетической инфраструктуры, организационным моделям внутренних энергетических рынков. Однако данные обстоятельства, напротив, подтверждают необходимость изучения опыта (в том числе государственно-правового) и сотрудничества в указанной области общественных отношений.
4 В целях полноценного сотрудничества и создания взаимовыгодных условий в энергетики (включая ВИЭ) создана Платформа энергетических исследований БРИКС [3], призванная содействовать устойчивому развитию энергетики посредством сотрудничества в области энергетических исследований, технологий, инноваций, развивать широкий диалог в целях обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным и устойчивым энергоресурсам, укрепления энергетической безопасности стран БРИКС и обеспечения более широкой поддержки БРИКС в глобальных дискуссиях по энергетическим проблемам.
5 Учитывая также, что энергетическая область в целом, а возобновляемые источники энергии, в частности, выступают одной из актуальных и инвестиционно выгодных экономических отраслей, изучение правового опыта анализируемой области не вызывает сомнений.
6 В соответствии со статистической информацией (на 2022 год) доля стран БРИКС в общемировом производстве электроэнергии составляет 42%, в глобальной возобновляемой энергетике – 43% [4].
7 Кроме того, результаты проведенного сравнительно-правового исследования законодательств стран - членов БРИКС могут быть использованы и в целях дельнейшего развития правового регулирования использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации и проведения работы по международно-правовой унификации [5].
8 Остановимся подробнее на особенностях правового обеспечения использования возобновляемых источников энергии для вновь принятых государств-участников БРИКС.

всего просмотров: 35

Оценка читателей: голосов 0

1. БРИКС объявила о расширении организации // https://www.kommersant.ru/doc/6174392

2. BRASÍLIA DECLARATION 11th BRICS Summit // https://www.nkibrics.ru/system/asset_docs/data/5dce/adb3/6272/6947/a1c3/0000/original/XI_BRICS_SUMMIT_-_BRASILIA_DECLARATION_NOVEMBER_14__2019_BRASILIA__BRASIL.pdf?1573825971

3. https://minenergo.gov.ru/node/18366

4. https://rusenergyweek.com/news/na-ren-eksperty-energoplatformy-briks-predstavili-rezultaty-sovmestnyh-issledovanij/

5. Е.М.Кологерманская. Особенности правового регулирования возобновляемых исчтоников энерги в государствах-членах БРИКС // Правовой энергетический форум. №3. 2019. С. 65.

6. https://www.opec.org/opec_web/en/about_us/169.htm

7. https://www.vision2030.gov.sa/media/rc0b5oy1/saudi_vision203.pdf

8. https://www.vision2030.gov.sa/en/progress/environment-nature/

9. https://www.greeninitiatives.gov.sa/about-sgi/

10. Royal Decree No. M56 dated 20/10/1426H (the "Electricity Law") // https://wera.gov.sa/en/LawsAndRegulations/LawsAndRegulations/Pages/ElectricityLaw.aspx

11. Saudi Arabian Grid Code // https://www.se.com.sa/en/Whoweare/National-Grid-SA/Saudi-Arabian-Grid-Code

12. Circular Carbon Economy National Program // https://www.cce.org.sa/Pages/Home.aspx

13. UAE issues law to regulate linkage of renewable energy production units to the grid // https://www.thenationalnews.com/business/energy/2022/11/22/uae-issues-law-to-regulate-linkage-of-renewable-energy-production-units-to-the-grid/#:~:text=The%20legislation%20seeks%20to%20contribute,net%20zero%20emissions%20by%202050&text=The%20UAE%20has%20announced%20a,in%20its%20overall%20power%20mix.

14. the UAE Energy Strategy 2050 // https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/strategies-plans-and-visions/environment-and-energy/uae-energy-strategy-2050#:~:text=The%20UAE%20Energy%20Strategy%202050,of%20a%20rapidly%20growing%20economy.

15. https://u.ae/en/about-the-uae/the-constitution-of-the-uae#:~:text=The%20Constitution%20was%20permanently%20adopted,of%20citizens%20in%20ten%20areas.

16. https://u.ae/en/information-and-services/environment-and-energy/water-and-energy/electricity/national-grid-project

17. Ministry of Energy and Infrastructure in UAE // https://www.moei.gov.ae/en/about-ministry/laws-and-policies.aspx

18. https://www.transco.ae/

19. the "Abu Dhabi IPP Law" // https://www.tamimi.com/law-update-articles/change-in-power-how-new-uae-laws-may-affect-ipp-and-solar-projects/

20. Law No. 20 of 2018 (the "EWEC Law") https://www.tamimi.com/law-update-articles/electric-change-implementation-of-uae-power-and-water-sector-shake-up/#:~:text=The%20Emirates%20Water%20and%20Electricity,2%20of%201998

21. the Abu Dhabi Transmission Code // https://transco.ae/documents/The%20Electricity%20Transmission%20Code.pdf

22. the Sixth Five-Year Development Plan Law 2017 // https://policy.asiapacificenergy.org/node/3671#:~:text=Overall%20Summary%3A,the%20country%20for%202016%2D2021.

23. https://www.iea.org/policies/6463-supplying-20-of-electricity-consumed-by-ministries-institutes-governmental-sectors-and-public-non-governmental-entities-from-renewable-sources-in-iran

24. https://policy.asiapacificenergy.org/node/2996

25. the Law on Modification of Energy Consumption Pattern 2011 // https://policy.asiapacificenergy.org/node/2995#:~:text=This%20Law%20is%20focused%20on,halve%20energy%20intensity%20by%202020.

26. Renewable Energy and Energy Efficiency Organization of Iran (SATBA) // https://www.irema.ir/participants/renewable-energy-and-energy-efficiency-organization-satba

27. https://www.tavanir.org.ir/en/

28. M.Safari, F.Safari Renewable Energy Sources in Iran: Policy and Regulation // https://www.researchgate.net/publication/319399417_Renewable_Energy_Sources_in_Iran_Policy_and_Regulation

29. the Law Creating the Environment and Energy Optimisation Market 2018 // http://en.irenex.ir/ElectricMarket

30. https://www.trade.gov/market-intelligence/ethiopia-renewable-energy#:~:text=Ethiopia%20has%20renewable%20energy%20resources,wind%2C%20solar%20and%20geothermal%20sources.

31. https://africa-energy-portal.org/eri/country/ethiopia

32. Ethiopian Electric Power // http://www.eep.gov.et/

33. Ethiopian Electric Utility // http://www.ethiopianelectricutility.gov.et/

34. https://www.trade.gov/country-commercial-guides/ethiopia-energy

35. https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2018/Oct/IRENA_Outlook_Egypt_2018_En.pdf

36. Law No. 203/2014 for the Production of Electricity from Renewable Energy Resources // https://climate-laws.org/document/egypt-renewable-energy-law-decree-no-203-2014_c425

37. the Electricity Law No. 87/2015 // https://climate-laws.org/document/law-n-87-2015-electricity-law_4853

38. Egyptian Electric Utility & Consumer Protection Regulatory Agency // http://www.egyptera.org/en/

39. The New and Renewable Energy Authority // http://nrea.gov.eg/test/en/Home

40. EgyptERA Circular No. 3/2018 issued on 16 August 2018 // https://riad-riad.com/tag/energy/

41. https://www.boletinoficial.gob.ar/detalleAviso/primera/289826/20230707

42. Renewable Energy Law No. 27,191 // https://climate-laws.org/documents/law-27191_656d?id=law-27191-on-renewable-energy_4586

43. the Renewable Fund Guarantee Project for Argentina // http://documents.worldbank.org/curated/en/254231473847861769/Argentina-Fund-for-the-Development-of-Renewable-Energy-FODER-Renewable-Energy-Fund-Guarantee-Project

44. https://www.argentina.gob.ar/economia/energia/energia-electrica/renovables/renovar

45. https://www.wbcsd.org/Programs/Climate-and-Energy/Energy/REscale/Resources/Power-Purchase-Agreements-en-Argentina

46. Resolución de Regulación del Mercado a Término de Energía Eléctrica de Fuente Renovable. Resolución 281-E/2017 (Boletín Oficial) // https://www.boletinoficial.gob.ar/detalleAviso/primera/169410/20170822

47. https://www.argentina.gob.ar/economia/energia/energia-electrica/mater/procedimiento-de-inscripcion-al

Система Orphus

Загрузка...
Вверх