Классификация радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в праве Европейского Союза. Принцип субсидиарности

 
PIIS231243500024823-3-1
DOI10.61525/S231243500024823-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Советник Историко-Документального Департамента МИД России
Affiliation: МИД России
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Начальник отдела радиационных технологий ООО «ТВЭЛЛ»
Affiliation: ООО «ТВЭЛЛ»
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages32-41
Abstract

Каждая страна-член ЕС имеет право на самостоятельное определение своего энергетического баланса, все страны-члены ЕС накапливают ядерные отходы при выработке электроэнергии в результате промышленной, сельскохозяйственной, медицинской или исследовательской деятельности или посредством выведения из эксплуатации ядерных объектов, а также при их восстановлении. Методологическую базу исследования составили методы научного познания на основе диалектического и исторического материализма, методы логического и сравнительно-правового анализа. Вопрос об окончательном хранении радиоактивных отходов остается по-прежнему очень чувствительным для государств. Для обращения радиоактивных отходов, а именно, для их извлечения, транспортировки, складирования, обеспечения безопасного промежуточного или окончательного хранения постоянно поднимается вопрос о выработке единой классификации радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива для всех стран-членов ЕС. Евратом и ЕК неоднократно предпринимали попытки выработать и принять единую правовую классификацию радиоактивных отходов. В настоящее время Евратом использует классификацию радиоактивных отходов МАГАТЭ 2009 г. – GSG-1. Общий подход к отработавшему ядерному топливу в праве ЕС был определен Директивой 2011/70/Евратом, где зафиксировано, что каждая страна-член ЕС вправе сама выбирать политику в области ядерного топливного цикла. В связи с этим отработавшее ядерное топливо в праве ЕС рассматривается как ценный ресурс, который может быть переработан, или как отработанный материал, предназначенный для дальнейшей окончательной утилизации. Юридически обязательного документа по единой классификации радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в праве ЕС до их пор не выработано. Но понимание о необходимости ликвидации этого пробела в праве ЕС существует как со стороны ЕК, Евратома, так и со стороны стран-членов ЕС.

Keywordsатомное право, правовой режим радиоактивных отходов, отработавшее ядерное топ- ливо, Евратом
Received21.04.2023
Publication date12.10.2023
Number of characters29108
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Основополагающим актом, регламентирующим отношения в области атомной энергетики в ЕС, является Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме), в котором в ст. 8 было впервые прописано, что Объединенный центр ядерных исследований будет обеспечивать «разработку единообразной ядерной терминологии и единой системы стандартизации» [1] для стран-членов Европейского Союза (ЕС). Данное положение в дальнейшем было реализовано через директивы и регламенты ЕС. Выработка и принятие единых правовых критериев для классификации радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) для ЕС было особенно важно в условиях «общего рынка атомного сырья с 1 января 1959 г.» [2] при обращении и транспортировки РАО, ОЯТ и их окончательном хранении. Глава IX «Общий рынок по атомной энергии» Договора о Евратоме закрепила основные положения применимые к товарам и продукции в атомной промышленности, согласно приложению IV Договора о Евратоме.

2 В ст. 37 Договор о Евратоме в отношении РАО была прописана только общая норма, регламентирующая, что любая страна-член ЕС обязано предоставлять Европейской Комиссии (ЕК) «общие данные о любом проекте удаления РАО любым способом, позволяющим определить степень риска радиоактивного заражения воды, земли или воздушного пространства» [3] другой страны-члена ЕС после осуществления такого проекта. Т.о., компетенция ЕС в отношении РАО носит общий характер, а страны-члены ЕС решают вопрос об удалении РАО на национальном уровне. Так в этой сфере начал применяться один из основополагающих принципов построения и функционирования институциональной системы ЕС – «принцип субсидиарности», который призван «обеспечить большую гибкость решения проблем, возникающих в процессе европейской интеграции» [4].
3 В праве ЕС нет единой классификации РАО и ОЯТ. До 1983 года не было попыток принять и разработать единый стандарт в области классификации РАО и ОЯТ со стороны Евратома. Поэтому в одних странах-членах ЕС существует ряд классификаций РАО, исходя из внутренних потребностей национальных АЭС, установленных для регионального или национального использования, в других странах-членах ЕС - только для научных целей, а в таких странах, как например Италия, Финляндия, основным критерием ставят эксплуатационные требования.
4 В связи с этим Объединенный центр ЕС по ядерным исследованиям в Докладе 1983 года «Анализ нынешней ситуации и перспектив в области обращения с РАО» впервые рассмотрел вопрос о необходимости классификации РАО и предложил сгруппировать РАО по основным четырём категориям: «отходы низкого уровня активности (НАО), отходы среднего уровня активности (САО), альфа отходы, отходы высокого уровня активности (ВАО)» [5].
5 В Докладе в категорию НАО было предложено отнести отходы (в основном технологические), содержащие или возможно содержащие бета-гамма-излучатели, а также по существу содержащие, естественные альфа-излучатели в низких концентрациях, т.е. низкого уровня активности. Это отходы от деятельности исследовательских центров, промышленного и медицинского использования радиоэлементов и от работы различных установок полного ядерного топливного цикла (ЯТЦ).

views: 127

Readers community rating: votes 0

1. Treaty establishing the European Atomic Energy Community (EURATOM) 1957, 11957A/TXT, p. 5, eur-lex.europa.eu

2. «Евратом: правовые проблемы», серия Атомное право РАН Институт государства и права Ядерное общество, авторы: Афанасьева Л.А., Иойрыш А.И., Кучиков В.П., Мишарин В.Н., Паламарчук П.Г., - М.: Наука, 1992, с.240.

3. Treaty establishing the European Atomic Energy Community (EURATOM) 1957, 11957A/TXT, p. 5, eur-lex.europa.eu

4. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник/рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 960 С

5. Communication from the commission to the council First report on the present situation and prospects in the management of radioactive waste in the Community, Report from the commission to the council Analysis of the present situation and prospects in the field of radioactive waste management in the Community Archives historiques de La Commission, Collection reliee des documents “COM”, COM/1983/0262 final, Vol 1983/0111, Brussels, 16 may 1983

6. Commission Recommendation 99/669/EC, Euratom of 15 September 1999 on a classification system for solid radioactive waste (SEC(1999) 1302 final), OJL 265 ,13/10/1999, pp.37-45

7. Цебаковская Н.С., Уткин С.С., Линге И.И., Пронь И.А. Зарубежные проекты захоронения ОЯТ и РАО. Часть I. Актуальное состояние проектов создания пунктов глубинного геологического захоронения в Европейских странах. Препринт ИБРАЭ No IBRAE-2017-03. М.: ИБРАЭ РАН, 2017. - 35 с.

8. Киреева А. Захоронение радиоактивных отходов: опыт Франции https://bellona.ru/2017/08/02/zahoronenie-radioaktivnyh-othodov-opyt-frantsii/

9. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on progress of implementation of Council Directive 2011/70/EURATOM and an inventory of radioactive waste and spent fuel present in the Community's territory and the future prospects, SWD/2017/0161 final, 2017

10. Council Directive 2011/70 / EURATOM of 19 July 2011 establishing a Community framework for the responsible and safe management of spent fuel and radioactive waste // Official Journal of the EU. - 2011. - No. 199. P. 48-56.

11. Council Directive 2011/70 / EURATOM of 19 July 2011 establishing a Community framework for the responsible and safe management of spent fuel and radioactive waste // Official Journal of the EU. - 2011. - No. 199. P. 48-56.

12. Commission staff working document Progress of implementation of Council Directive 2011/70/EURATOM Accompanying the document Report from the Commission to the Council and the European parliament on progress of implementation of Council Directive 2011/70/EURATOM and an inventory of radioactive waste and spent fuel present in the Community's territory and the future prospects SWD/2019/436 final https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1579078487734&uri=CELEX:52019SC0436

13. Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп./Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Четвериков А.О. – М.: Эксмо, 2010. – 464 с.

14. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Европейский союз: настоящее и будущее: сравнительное теоретико-правовое исследование. – Москва: Проспект, 2018. – 528 с.

15. Gessner V., Nelken D. Introduction: Studying European Ways of Law//In: Gessner V., Nelken D. (eds.). European Ways of Law. Towards a European Sociology of Law. Oxford, 2007. P. 1-18

16. Jemielniak J., Miklaszewicz P. (eds.). Interpretation of Law in the Global World. From Particularism to a Universal Approach. London, 2010. P.3-19

17. Paul Craig, Grainne de Burca, EU LAW Text, Cases, and Materials, fifth edition, Oxford University Press Inc., New York, 2011, p.1155.

18. Anna Södersten Euratom at the Crossroads, Edward Elgar Publishing, Cheltenham, UK, Northampton, MA, USA, 2018, P.722.

Система Orphus

Loading...
Up