Совершенствование энергетического законодательства в постсанкционную эпоху: размышления о будущем

 
Код статьиS231243500023567-1-1
DOI10.18254/S231243500023567-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт государства и права РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №4
Страницы8-14
Аннотация

Будучи уверенным, что санкционная турбулентность в экономических, прежде всего – в энергетических отношениях, как в международном, так и во внутрироссийском масштабах, не продлится долгие десятилетия, автор рассматривает проблемы энергетического права, которые сохранятся и в постсанкционную эпоху. При этом целый ряд базовых положений в сфере энергетики останутся неизменными, но в целом изменения здесь будут радикальными, поскольку изменится миропорядок. По мнению автора, необходимо готовиться к тому, что придется решать проблемы совершенствования энергетического права и законодательства постсанкционной эпохи, что потребует соответствующего научного обеспечения, прежде всего – усилий ученых, способных решать проблемы фундаментального уровня, которых необходимо начинать готовить уже сегодня. Автор считает, что необходимо это делать на основе соответствующей Федеральной целевой комплексной программы, которую необходимо начать разрабатывать.

Ключевые словаэнергетическое право, санкционная турбулентность, постсанкционные отношения, подготовка научных кадров, целевая программа
Получено23.12.2022
Дата публикации27.12.2022
Кол-во символов20957
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Энергетический сектор экономики в последнее время, как известно, претерпел многочисленные разнонаправленные и весьма глубокие и обширные изменения, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. По сути дела это – геополитическая турбулентность, которая, безусловно, охватила и сферу законодательного и иного нормативно-правового регулирования, также на национальном уровне, в зарубежных странах и на международном уровне.
2 Продолжительность данной турбулентности сложно предсказать, тем более автору данных строк – судье с многолетним судейским стажем (поскольку это в определяющей мере – область политики, а судьи, как известно, всячески стремятся держаться от нее подальше), но очевидно, что этот срок вряд ли будет продолжаться десятилетия. Всякого рода зарубежные санкции и давления на нашу страну, прежде всего в экономической, более того – в энергетической сфере, мы "проходили" и сразу после Гражданской войны, и после Великой Отечественной войны, и в период холодной войны. И поводы к этому были явно "высосаны из пальца": так, в ноябре 1962 г. США ввели эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР (к которому присоединились Германия и Франция), а поводом послужила "военная угроза" от Москвы в виде скорых нефтегазовых поставок в Западную Европу; в июне 1982 г. США ввели эмбарго на поставки в Союз не только продукции американских фирм, но и оборудования, производимого по их лицензиям за рубежом, а поводом послужило строительство газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, и т.п. Что не воспрепятствовало нашей экономике уверенно развиваться, особенно в XXI веке, чему весьма способствовал наш мощный энергетический сектор экономики.
3 В настоящее время, по состоянию на 17 августа 2022 г., антироссийских санкций насчитывается всего 11 812, из них после 24 февраля – 9117 (для сравнения: по состоянию на 17 августа 2022 г.: по Ирану их – 3665, по Сирии – 2637, по Северной Корее – 2097, по Беларуси – 1133).
4 Вместе с тем очевидно: мир в целом и мировая экономика, в том числе, после завершения названной турбулентности уже не будут прежними. И не только в сфере международной торговли и иных экономических взаимоотношений. Похоже, что иным, перестроенным, станет весь многослойный комплекс международных, межгосударственных отношений, и базироваться он будет на иных мировоззренческих принципах международного права. Но это – с геополитических позиций. Однако прежними у нас останутся, в целом: запасы углеводородного сырья (а это наше вневременное богатство, хранящееся в самом надежном природном банке, которое принадлежало нашим предкам, принадлежит нашему поколению и будет принадлежать либо – уже принадлежит нашим потомкам; это наше глобальное преимущество, которым мы, к сожалению, должным образом не пользуемся – вместо того, чтобы гнать за рубеж углеводородное сырье, целесообразно экспортировать нефтехимическую продукцию с большим количеством технологических переделов), объекты энергетического сектора народного хозяйства, специалисты-энергетики высокой квалификации и пр. Останется также и проблематика "зеленой" энергетики, прямо влияющая на "зеленую" экономику – и это, прежде всего, не в нашей стране, а в ведущих государствах Запада.

всего просмотров: 201

Оценка читателей: голосов 0

1. Афиногенов Д.А., Виноградова Е.В., Полякова Т.А. Развитие государственной политики в области стратегического планирования в Российской Федерации: публично-правовые и научно-методологические проблемы и приоритеты // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 4, с. 27.

2. Безруких П.П. О состоянии и перспективах развития возобновляемой энергетики мира и России // Энергетическое право. 2011. № 1, с. 10–18.

3. Беседа О. Колесовой с доцентом этого университета В. Николаенко: "С надеждой на риск. Предложен новый подход к управлению проектами" // Поиск, 2022, № 30–31. 29 июля 2022 г., с. 4–5.

4. Глава I. Стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической безопасности // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков: монография / под ред. д-ра юрид. наук В.В. Романовой. – М.: Издательская группа "Юрист", 2019, с. 14–15.

5. Игнатьева И.А. Возобновляемая энергетика в сельском хозяйстве: специфика и вопросы правового регулирования // Государство и право, 2022, № 6, с. 97–108.

6. Клеандров М.И. Фундаментальные основы энергетического права // Правовой энергетический форум. 2020. № 2, часть 1, с. 16–23.

7. Осавелюк Е.А. Национальная безопасность России: сравнительный анализ, понятие, определение и тенденции // Гражданин. Выборы. Власть. 2022, № 1 (23), с. 11–33.

8. Отдельное издание: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. – М.: Проспект, 2021. – 32 c.

9. Половинкин В. Фундаментальная, поисковая и прикладная. Почему российская наука по многим показателям недостаточно эффективна // НГ-Наука. 2022. 9 февр.

10. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Юрист, 2016. – 254 с.

11. Федеральный закон от 6 марта 2022 г. № 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2022 г. 11 марта.

12. Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования: монография / под ред. д-ра юрид. наук В.В. Романовой. – М.: Изд-во "Юрист", 2018, с. 13–71.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх