О стратегических задачах использования возобновляемых источников энергии и развитии правового обеспечения

 
Код статьиS231243500022550-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-4-22-28
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой энергетического права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы22-28
Аннотация

Развитие отечественного научно-технологического потенциала, создание и освоение передовых технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, определено в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации в качестве основных задач по обеспечению технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышению его конкурентоспособности. Возобновляемые источники энергии и накопители энергии отнесены к прорывным технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании электроэнергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис (так называемый «энергетический переход»). Вышеуказанные стратегические задачи дальнейшего развития энергетической отрасли Российской Федерации требуют финансовой поддержки и надлежащего правового обеспечения. В работе представлены предложения по дальнейшему развитию правового регулирования возобновляемых источников энергии на законодательном уровне, позволяющие восполнить пробелы в действующем правовом регулировании.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое обеспечение прорывных технологий в сфере энергетики, правовое регулирование в области использования возобновляемых источников энергии
Получено06.11.2020
Дата публикации05.12.2020
Кол-во символов19137
Цитировать     Скачать pdf
1 Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 216, к рискам в области энергетической безопасности отнесено недостаточное развитие нормативно-правовой базы, сдерживающее внедрение инновационных технологий, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической энергии и цифровых технологий в сфере энергетики. Развитие отечественного научно-технологического потенциала, создание и освоение передовых технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, определено в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации в качестве основных задач по обеспечению технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышению его конкурентоспособности.
2 В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р, возобновляемые источники энергии и накопители энергии отнесены к прорывным технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании электроэнергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис (так называемый «энергетический переход»).
3 Вышеуказанные стратегические задачи дальнейшего развития энергетической отрасли Российской Федерации требуют надлежащего правового обеспечения. А.Г. Лисицын-Светланов отмечает, что одной из возникающих задач является определение параметров правовой политики в сфере энергетики. В данном случае необходим системный подход, сочетающий принятие актов публичного и частного права, а также обеспечение правом баланса частных и публичных интересов. Выполнение этих условий необходимо для энергетического права — центрального звена регулирования в сфере энергетики [1].
4 Рассматривая вопросы стратегического развития использования зеленой энергетики, М.И. Клеандров исследует вопрос о том, какими правовыми средствами обеспечивать названное совершенствование — жестко, административным принуждением либо «мягкой силой», прежде всего финансово ориентированным стимулированием [2]. Следует отметить, что многие вопросы правового регулирования в области использования возобновляемых источников энергии все чаще становятся предметом правовых исследований [3].
5 Представители Ассоциации развития возобновляемой энергетики отмечают, что 2019 год стал для возобновляемой энергетики России крайне значимым, стартовали первые поставки солнечных панелей российского производства на экспорт, были запущены в эксплуатацию первые мультимегаваттные ветропарки, вышли на серийную мощность предприятия по производству ключевых элементов ветроустановок, специализированные образовательные программы в области ВИЭ подготовили первых специалистов [4].

всего просмотров: 194

Оценка читателей: голосов 0

1. Лисицын-Светланов А.Г. Параметры правовой политики в сфере энергетики / А.Г. Лисицын-Светла- нов // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 7–15.

2. Клеандров М.И. О векторе развития правового обеспечения «зеленых» финансов «зеленой» энерге- тики / М.И. Клеандров // Правовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 26–33.

3. Попондопуло В.Ф. Возобновляемые источники энергии в электроэнергетике / В.Ф. Попондопуло, О.А. Городов, Д.А. Петров // Энергетическое право. 2011. № 1. С. 23–29 ; Символоков О.А. Правовое обеспечение развития технологий использования возобновляемых источников энергии / О.А. Сим- волоков // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 53–67 ; Кологерманская Е.М. Особенности пра- вового обеспечения использования возобновляемых источников энергии в государствах — членах БРИКС / Е.М. Кологерманская // Правовой энергетический форум. 2019. № 3. С. 59–65.

4. Отчеты АРВЭ. URL: https://rreda.ru/reports.

5. Сидорович В. Размер глобальных инвестиций в ВИЭ в 2019 году вырос на 1% / В. Сидорович // RenEn. 2020. 16 января. URL: https://renen.ru/the-amount-of-global-investment-in-renewable-energy- in-2019-increased-by-1-per-cent/

6. Норвежская DNV GL создала венчурный фонд для поддержки инноваций в энергетике // Tass. 2020. 3 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/7891967.

7. URL: https://renen.ru/apple-set-up-a-300-million-fund-in-china-to-invest-in-res/

8. URL: https://neftegaz.ru/news/finance/201002-rosatom-investiruet-3-mlrd-rub-v-venchurnyy-fond-v-t- ch-dlya-razvitiya-vie-i-umnoy-energetiki/

9. Росатом инвестирует 3 млрд руб. в венчурный фонд, в т.ч. для развития ВИЭ и умной энергетики. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca1fafd1b3a6c00b329205a/komitet-gosdumy-po-energetike-reko- menduet-priniat-zakonoproekt-o-mikrogeneracii-5dee05f486c4a900b03d3d65.

10. Правительство усовершенствовало механизмы поддержки проектов возобновляемой энергетики на розничных рынках // МинЭнерго. 2020. 1 сентября. URL: https://minenergo.gov.ru/node/18708.

11. Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Возобновляемые ис- точники энергии: состояние российского законодательства, перспективы развития и пути совершен- ствования, в том числе на примере энергообеспечения изолированных территорий». URL: http:// komitet2-13.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/23077170/.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх