К понятию «нефть» в правовой системе России и по законодательству зарубежных государств

 
Код статьиS231243500022538-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-4-29-32
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Севастопольский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы29-32
Аннотация

На сегодняшний день внутренний валовый продукт России состоит в основном из поступлений, связанных с продажей нефти. Вместе с тем действующее российское законодательство так и не дало определение нефти, тогда как в странах ближнего зарубежья, в том числе в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Украине, такое определение в законодательстве имеется. В России предпринималось много попыток детально регламентировать общественные отношения, связанные с нефтью, как на федеральном уровне, так и на региональном. Однако такие инициативы всегда встречали противодействие, несмотря на то что и сегодня правовой режим отношений, связанных с нефтью, в России не является целостным. Автор обосновывает необходимость законодательного определения нефти и предпринимает попытку дать такое определение. Особое значение наличие определения понятия «нефть» может иметь при возникновении споров между юридическими лицами различного уровня (будь то частные компании или государственные органы, выступающие от лица государства), поскольку даже основные понятия могут не совпадать по своему юридическому смыслу в различных национальных правовых системах.

Ключевые словаэнергетическое право, правовой режим нефти, правовое регулирование общественных отношений в нефтяной отрасли
Получено06.11.2020
Дата публикации05.12.2020
Кол-во символов9239
Цитировать     Скачать pdf
1 Относительно значимости данной тематики стоит сказать, что ее актуальность диктуется прежде всего тем обстоятельством, что ранее Россия и страны ближнего зарубежья представляли из себя общее экономическое пространство в рамках единой страны, и несмотря на центробежные силы между частями бывшей страны, которые сейчас являются независимыми, сохраняются сильные экономические и социокультурные связи. Понятийный аппарат имеет крайне важное значение, поскольку отношения между субъектами права строятся обычно на договорной основе. По общему правилу, при толковании положений договора во внимание принимается буквальное значение слов и выражений. Однако каждая сторона вкладывает в понимание того или иного слова, содержащегося в договоре, прежде всего тот смысл, который заложен напрямую в законе, и именно в его национальном законе. В противном случае необходимо искать определение в нормативных актах иного уровня, что имеет меньшую юридическую силу по сравнению с законодательным регулированием. Особое значение это может иметь при возникновении споров между юридическими лицами различного уровня (будь то частные компании или государственные органы, выступающие от лица государства), поскольку даже основные понятия могут не совпадать по своему юридическому смыслу в различных национальных правовых системах. Любая юридическая истина в итоге познается через судебный процесс, поскольку судебное решение является конечным плодом спорящих сторон. В то же время несовпадение юридических понятий знаменует собой необходимость использования судейского усмотрения в судебном споре. И именно от него (судейского усмотрения) в конечном итоге будет зависеть исход дела в суде.
2 Стоит обратить внимание, что в основных законах, регулирующих отношения в энергетической сфере стран ближнего зарубежья, юридическая техника основывается на первоначальном определении понятий, даваемых в законе, поскольку это специальные законы не с общими юридическими терминами. Таковым был закон «О нефти», закон «О недрах и недропользовании» Республики Казахстан [1]. Таковыми являются Кодекс Республики Беларусь «О недрах» [2], Закон Республики Азербайджан «О недрах» [3], Закон Кыргызской Республики «О нефти и газе» [4], Закон Республики Таджикистан «О нефти и газе» [5], закон Украины «О нефти и газе» [6] и проч. Внутренний валовый продукт, в силу сложившейся исторической ситуации в России, в основном зависит от нефти и газа. Это очевидный факт, который не требует доказательств. Если быть точным, то доходы от нефти (вопреки сложившемуся мифу) в составе ВВП России в разы превышают доходы от природного газа стран ближнего зарубежья, внутренний валовый продукт которых также существенно зависит от нефти и газа. Это прежде всего Казахстан и Азербайджан. Но в силу транзитной роли некоторые страны также уделяют вопросам и нефти и газа в своем законодательстве существенное внимание, например Украина. В некоторых странах ближнего зарубежья также приняты свои законы о нефти и газе. Это касается Кыргызстана, Таджикистана. Несмотря на существенное значение нефтегазовой отрасли в экономиках стран ближнего зарубежья, их законодательство сложилось по-разному. Например, ни в России, ни в Азербайджане так и не принят отдельный закон «О нефти и газе».

всего просмотров: 236

Оценка читателей: голосов 0

1. URL: https://online.zakon.kz/Document.2020.

2. URL: https://kodeksy-by.com/kodeks_rb_o_nedrah.htm.2020.

3. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30589601.2020.

4. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd. minjust.gov.kg.

5. URL: https://online.zakon.kz/Document.2020.

6. URL: https://kodeksy.com.uа.2020.

7. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2014 года № 451 «Об утверждении Правил учета нефти» // СЗ РФ. 2014. № 21. Ст. 2704.

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 89 «О техниче- ском регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию». URL: http://www.eaeunion.org/.

9. Романова В.В. Об особенностях правового режима нефти и нефтепродуктов / В.В. Романова // Энер- гетическое право. 2014. № 2. С. 11–15.

10. URL: https://online.zakon.kz/Document.2020.

11. URL: https://online.zakon.kz/Document.2020.

12. Ъ-Гудков А. Попутный нефтяной газ увековечат в законе. Валерий Язев открыл еще один способ утилизации ПНГ / А. Ъ-Гудков. URL: https://www.kommersant.ru/doc/871454. Коммерсантъ. 2008. 26 марта.

13. URL: https://online.zakon.kz/Document.2020.

14. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. 2020. URL: http:// cbd.minjust.gov.kg.

15. URL: https://kodeksy.com.uа.2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх