Обеспечение энергетической безопасности: некоторые задачи внутренней и внешней правовой политики Российской Федерации

 
Код статьиS231243500022474-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-4-8-12
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы8-12
Аннотация

Обоснованное выделение серьезных вызовов энергетической безопасности, равно как и постановка задач по ее организационно-правовому обеспечению, это программный, но только первый шаг в правовой политике, формирующей систему правового регулирования на национальном и международном уровнях. В дальнейшем текущая правовая политика — это, по существу, выработка концепций нормативных актов, определение приоритетов в использовании различных источников права, а также выстраивание баланса между национальным и международно-правовым регулированием. Выработка и реализация правовой политики в целях обеспечения энергетической безопасности России начинается с безопасности энергетической инфраструктуры. Представляется, что нормативное обеспечение этой сферы действует в России на должном уровне. Проблемным является вопрос обеспечения инновационного развития отрасли. Причем он касается всей инновационной цепочки: от фундаментальных исследований до внедренческих технологий и от разведки энергоресурсов до конечного энергопотребителя.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая безопасность, инновационное развитие в сфере энергетики
Получено01.12.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов11633
Цитировать     Скачать pdf
1 Проблемы, связанные со стратегией обеспечения энергетической безопасности России, являются предметом как фундаментальных правовых исследований [1], так и принимаемых исполнительной властью стратегических актов, определяющих планирование в сфере обеспечения национальной безопасности. К ним относятся: Доктрина энергетической безопасности РФ, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 и развившая положения Стратегии национальной безопасности РФ, Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года, Стратегии научно-технического развития РФ, Основ государственной политики РФ в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
2 Обоснованное выделение серьезных вызовов энергетической безопасности, равно как и постановка задач по ее организационно-правовому обеспечению, это программный, но только первый шаг в правовой политике, формирующей систему правового регулирования на национальном и международном уровнях. В дальнейшем текущая правовая политика — это, по существу, выработка концепций нормативных актов, определение приоритетов в использовании различных источников права, а также выстраивание баланса между национальным и международно-правовым регулированием [2].
3 Россия обладает уникальными по объему и разнообразию энергетическими ресурсами. Однако ни значительные их объемы, ни разнообразие энергоисточников сами по себе не способны обеспечить стране безусловную энергобезопасность. Потенциальные проблемы связаны как с общими негативными факторами, существующими в экономическом и социальном укладах России, так и с проблемами на внешнем контуре, складывающимися в условиях международной конкуренции и извечного противостояния государств в силу объективно существующих экономических, политических, идеологических, религиозных, национальных и иных различий.
4 В зависимости от исторического периода набор проблем и их острота могут меняться, что оказывает влияние на характер и формы ответного реагирования российского государства и делового сообщества. Представляется, что в современных условиях основные вызовы и угрозы энергетической безопасности России составляют внешние факторы.
5 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216, содержит достаточно полный перечень причин и угроз энергетической безопасности России. Ряд из них сложились в силу объективных процессов. Например, распад СССР и экономической интеграции Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ) принципиально изменил положение России на мировом экономическом рынке в целом. К числу объективных процессов, влияющих на энергетическую безопасность, следует отнести техногенные процессы, влияющие на экологию и климат, хотя здесь прослеживается и субъективный фактор, связанный со стремлением к форсированному изменению мирового энергетического рынка. Так, на состоявшемся в Вероне XIV Евразийском экономическом форуме обсуждалась проблема скорейшего введения углеродных налогов. В этой связи уместно отметить взвешенную позицию И.И. Сечина, отметившего, что введение углеродных налогов на традиционные энергоресурсы и необходимость огромных инвестиций в «новую энергетику» приведут к росту цен на энергию для конечных потребителей [3].

всего просмотров: 224

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Проблемы, стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической безопасности / В.В. Романова // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2019. С. 14–48.

2. Лисицын-Светланов А.Г. Параметры правовой политики в сфере энергетики / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 7–15.

3. Сечин предупредил о росте цен на энергию из-за введения углеродных налогов // ИнтерФакс. 2021. 28 октября.

4. Гудков И.В. Изменения в Газовую директиву Европейского союза и задачи реализации проекта «Северный поток-2» / И.В. Гудков // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2019. С. 49–72.

5. Богуславский М.М. Международная передача технологии: правовое регулирование / М.М. Богуславский, О.В. Воробьева, А.Г. Светланов. Москва : Наука, 1985 279 с. ; Лисицын-Светланов А.Г. Развитие правового регулирования инновационных отношений в энергетическом секторе экономики / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 8–12.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх