Проблемные вопросы начисления пеней при поставках природного газа на экспорт

 
Код статьиS231243500022465-9-1
DOI 10.18572/2312-4350-2021-3-31-35
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы31-35
Аннотация

Правовое регулирование оснований и порядка начисления пеней таможенными органами в связи с экспортом энергетических ресурсов оказывает существенное значение на условия таких поставок. Особенно актуальным данный вопрос является для поставок природного газа на экспорт. В экспортных контрактах на поставку природного газа предусмотрены положения, регулирующие порядок пересмотра цены природного газа. Как правило, период пересмотра цены охватывает уже состоявшиеся поставки. В тех случаях, когда цена поставки ретроактивно пересматривается сторонами контракта в большую сторону, декларант доплачивает таможенную пошлину в федеральный бюджет в соответствии с состоявшимся пересмотром. В таких ситуациях таможенный орган начисляет пени на сумму доплаты таможенной пошлины за весь период, начинающийся с даты подачи таможенной декларации и заканчивающийся датой выставления уведомления о начислении пеней. В настоящей статье рассматриваются правовые основания для начисления пеней, а также формулируются предложения, направленные на совершенствование правового регулирования порядка и условий начисления пеней.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование экспорта газа, таможенное регулирование
Получено01.09.2021
Дата публикации30.09.2021
Кол-во символов10705
Цитировать     Скачать pdf
1 Выстраивание сбалансированного правового регулирования порядка начисления пеней при поставках энергетических ресурсов на экспорт в общем и природного газа в частности является важным элементом соблюдения основополагающего принципа энергетического права об обеспечении баланса интересов участников публичноправовых отношений, складывающихся между поставщиками энергетических ресурсов на экспорт и таможенными органами.
2 В этой связи следует согласиться с В.В. Романовой в том, что основополагающие принципы энергетического права могут быть реализованы только при наличии надлежащего правового обеспечения и возможности эффективной защиты нарушенных прав и имущественных интересов субъектов частноправовых и публично-правовых отношений в сфере энергетики [1].
3 Деятельность по таможенному оформлению экспорта природного газа в качестве ключевого этапа включает в себя уплату таможенной пошлины.
4 Для целей выпуска товара таможенным органом таможенная пошлина должна быть уплачена декларантом в установленном размере и в предусмотренные законодательством о таможенном деле сроки.
5 В соответствии со ст. 72 ФЗ «О таможенном регулировании» пенями признаются денежные средства, которые декларант обязан уплатить в бюджет в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в сроки, установленные законодательством о таможенном деле.
6 В качестве примера ситуации, при которой возникают основания для начисления пеней, можно привести случаи принятия таможенным органом решения о классификации товара после выпуска товара, вследствие которого увеличивается размер подлежавшей уплате таможенной пошлины (ч. 2 ст. 15 ФЗ «О таможенном регулировании»).
7 Применительно к поставкам природного газа на экспорт наиболее распространенной ситуацией, при которой таможенным органом начисляются пени, является ретроактивная корректировка таможенной стоимости. Соответствующая корректировка является следствием достижения сторонами внешнеторгового контракта на поставку природного газа договоренности о пересмотре цены природного газа в отношении состоявшихся поставок. В таком случае таможенные органы начисляют пени на сумму увеличения таможенной пошлины.
8 В силу того что поставки природного газа осуществляются ежемесячно и на непрерывной основе, пересмотр цены природного газа по одному контракту влечет необходимость внесения изменений во множество деклараций, на основании которых осуществлялось таможенное декларирование экспорта природного газа.
9 Данные особенности приводят к возникновению значительного количества споров между декларантом и таможенным органом по вопросу наличия или отсутствия оснований для начисления пеней применительно к каждой отдельной поставке.

всего просмотров: 179

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Правовое обеспечение баланса и защиты интересов участников общественных отношений в сфере энергетики / В.В. Романова // Третейский суд. 2017. № 2 (110). С. 204–213.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета. 1996. 26 декабря.

3. Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2019 года № 305-ЭС19-7439. URL: https://ras.arbitr.ru/.

4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2021 года № Ф05-2966/2021 по делу № А40-73187/2020. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2021 года № 09АП-66170/2020 по делу № А40-107470/2020. URL: https:// ras.arbitr.ru/ ;

5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2020 года № 09АП-78273/2019 по делу № А40-186047/2019. URL: https://ras.arbitr.ru/.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 49 от 26 ноября 2019 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» // Российская газета. 2019. 6 декабря.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх