Electricity Demand Response: Problems of Searching for a Legal Structure

 
PIIS231243500022401-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-3-8-12
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Director for Legal Affairs – Head of the Legal Support Department of SO EES, JSC Senior Lecturer of the Department of Civil Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Affiliation:
JSC SO UES
Kutafin Moscow State Law University
Address: Russian Federation,
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages8-12
Abstract

During the implementation of a pilot electricity demand response project, it has become obvious that the demand response model is of interest to market participants and end consumers. One of the main goals of the pilot project is fine-tuning of the regulatory, contractual and engineering solutions for the target electricity demand response model. The paper substantiates the conclusion that a deep doctrinal study of this issue will make it possible to find even more significant differences between the actions of a consumer within the framework of demand response and the actions involving the performance of an energy supply agreement, and will confirm the correctness of the regulator’s position on the governance of demand response relations within the framework of a special contractual type. It seems expedient to work out a comprehensive methodology combining civil and public law approaches to the regulation of the corresponding relations, which will be a significant stage in the development of the energy law science.

Keywordsenergy law, legal regulation in the electric power industry, electricity demand response
Received01.09.2021
Publication date30.09.2021
Number of characters9558
Cite     Download pdf
1 С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2019 г. № 287 [1] в России начал реализовываться пилотный проект по управлению спросом на электрическую энергию для потребителей розничного рынка электрической энергии. Управление спросом на электрическую энергию (англ. «Demand Response») предполагает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением платы за осуществление такого снижения. В рамках отношений по управлению спросом экономический эффект достигается за счет того, что потребители, участвующие в проекте, снижают свое потребление в пиковые для энергосистемы периоды. В связи с этим для обеспечения спроса на электрическую энергию не требуется задействовать малоэффективные, а значит, более дорогостоящие генерирующие мощности. Это, в свою очередь, приводит к относительному снижению цены на электрическую энергию в целом на рынке. За время проведения пилотного проекта стало очевидно, что модель управления спросом интересна участникам рынка и конечным потребителям. С июля 2019 года объем суммарно отбираемой для снижения мощности увеличился с 48 МВт в 3 кв. 2019 года до 737 МВт во 2 кв. 2021 года.
2 Прямой эффект для всех покупателей оптового рынка электрической энергии за период с июля 2019 года по декабрь 2020 года от снижения цены на рынке на сутки вперед (РСВ) составил порядка 320 млн руб.
3 Необходимо отметить, что возникновение отношений по управлению спросом на электрическую энергию является скорее следствием, а не причиной их нормативной регламентации. Государство, выступая в качестве регулятора, не описывает имеющиеся на рынке экономические отношения, а, по сути, создает их. В связи с этим возникает ряд теоретических и практических проблем, связанных с поиском оптимальной правовой конструкции для опосредования таких отношений.
4 В качестве одной из таких проблем является проблема определения правовой природы действий конечного потребителя по целенаправленному ограничению собственного потребления электрической энергии.
5 Традиционно действия по поставке и соответствующему потреблению электрической энергии связывают с отношениями из договора энергоснабжения.
6 Пункт 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
7 Исходя из легального определения договора энергоснабжения, а также из норм ст. 541 ГК РФ, регламентирующей условия о количестве передаваемой энергии, можно предположить, что действия по снижению потребления охватываются указанным «договорным режимом потребления». Однако так ли это на самом деле?

views: 204

Readers community rating: votes 0

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 20 marta 2019 g. № 287 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii po voprosam funktsionirovaniya agregatorov upravleniya sprosom na ehlektricheskuyu ehnergiyu v Edinoj ehnergeticheskoj sisteme Rossii, a takzhe sovershenstvovaniya mekhanizma tsenozavisimogo snizheniya potrebleniya ehlektricheskoj ehnergii i okazaniya uslug po obespecheniyu sistemnoj nadezhnosti» // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2019. № 13. St. 1403.

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 3 marta 2010 g. № 117 «O poryadke otbora sub'ektov ehlektroehnergetiki i potrebitelej ehlektricheskoj ehnergii, okazyvayuschikh uslugi po obespecheniyu sistemnoj nadezhnosti, i okazaniya takikh uslug, a takzhe ob utverzhdenii izmenenij, kotorye vnosyatsya v akty Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii po voprosam okazaniya uslug po obespecheniyu sistemnoj nadezhnosti» // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2010. № 12. St. 1333. Federal'nyj portal proektov normativnykh pravovykh aktov. URL: https://regulation.gov.ru/.

Система Orphus

Loading...
Up