Правовое обеспечение использования газопроводов для транспортировки водорода

 
Код статьиS231243500022392-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-2-49-52
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы49-52
Аннотация

На текущий момент научные исследования в области правового регулирования транспортировки водорода по имеющимся газопроводам отсутствуют. При этом видится острая потребность в таких научно-исследовательских работах. На данный момент правовое регулирование по данному вопросу практически отсутствует. Существуют технические, регуляторные и юридические риски при транспортировке водорода в виде метано-водородной смеси по имеющейся системе газопроводов. Влияние водорода на различные металлы до настоящего времени не полностью изучено, нет международных стандартов безопасности и правил эксплуатации водородной инфраструктуры. Необходима отдельная специальная сертификация магистральных газопроводов. Целесообразно принять технические регламенты национальной системы стандартизации в сфере транспортировки водорода и метано-водородных смесей, определяющие в том числе допустимую концентрацию водорода в природном газе, перекачиваемом по трубопроводам. Автором сформулированы первоочередные задачи по совершенствованию правового регулирования отношений по транспортировке водорода по магистральным трубопроводам.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование транспортировки водорода, правовой режим магистральных трубопроводов
Получено01.06.2021
Дата публикации30.06.2021
Кол-во символов8843
Цитировать     Скачать pdf
1 В условиях развития в мире «зеленой повестки» и тренда на декарбонизацию мировой экономики отчетливо отслеживается движение по замещению углеводородов другими, более экологичными видами энергетических ресурсов, при использовании которых отсутствуют прямые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Водородная энергетика рассматривается международным сообществом в качестве одного из направлений достижения углеродной нейтральности.
2 В целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата 197 стран приняли Парижское соглашение, в том числе и Российская Федерация [1].
3 8 июля 2020 года Европейская комиссия опубликовала Стратегию в области водорода (Building a hydrogen economy for a climate-neutral Europe) [2]. Согласно данной стратегии доля водородного топлива в энергобалансе ЕС должна вырасти с текущих менее чем 2% до 13–14% к 2050 году.
4 Немецкая водородная стратегия предполагает, что до 2030 года спрос на водород должен удвоиться и достигнуть 90–110 ТВт·ч. Германия самостоятельно сможет производить около 14 ТВт·ч «зеленого» водорода электролизом воды. Остальное (76–96 ТВт) будет обеспечено другими низкоуглеродными технологиями производства водорода, в том числе из природного газа, или импорта [3].
5 В июне 2020 года направление «Водородная энергетика» впервые было включено в состав Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года.
6 Распоряжением правительства РФ от 12 октября 2020 года № 2634-р утвержден План мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». Данным планом предусмотрены направления по развитию и поддержке водородной энергетики, формированию производственного потенциала и реализации ряда пилотных проектов в области водородной энергетики, научно-техническое развитие и разработка высокотехнологичных решений, развитие кадрового потенциала. Кроме того, предусмотрены мероприятия, направленные на развитие международного сотрудничества в сфере водородной энергетики.
7 Таким образом, с точки зрения энергетической безопасности Российской Федерации необходимо быть готовой к изменению структуры спроса на энергетические ресурсы, в том числе замещению части углеводородов водородом.
8 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 года № 1523-р ставит задачу Российской Федерации войти в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода.
9 Россия планирует экспортировать к 2024 году 0,2 млн тонн водорода, а к 2035 году — 2 млн тонн водорода.
10 В комплекс ключевых мер, способствующих решению задачи водородной энергетики, входит в том числе и создание нормативной базы в области безопасности водородной энергетики.

всего просмотров: 219

Оценка читателей: голосов 0

1. Парижское соглашение от 12 декабря 2015 года (вступило в силу для Российской Федерации 6 ноября 2019 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201911060026.

2. European Commission. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the committee of the regions. A hydrogen strategy for a climateneutral Europe. Brussels, 8.7.2020. COM(2020) 301 final. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/ hydrogen_strategy.pdf.

3. Die Nationale Wasserstoffstrategie. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), 2020. 31 p.

4. Значимость «Северного потока — 2» для ЕС возрастает // Нефть капитал. 2020. 7 декабря.

5. TANAP сможет перекачивать в Европу и водород // Нефть капитал. 2121. 19 февраля.

6. Fernleitungsnetzbetreiber veröffentlichen Karte für visionäres Wasserstoffnetz (H2-Netz) // FNB GAS. 2020. 28 January.

7. Climate change: MEPs advocate push for renewable hydrogen, integration of energy systems // News European Parliament. 2021. 22 March.

8. Аксютин О.Е. Роль российского природного газа в развитии водородной энергетики / О.Е. Аксютин, А.Г. Ишков, К.В. Романов, Р.В. Тетеревлев // Энергетическая политика. 2021. № 3 (157). С. 6–19.

9. Литвиненко В.С. Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики / В.С. Литвиненко, П.С. Цветков, М.В. Двойников, Г.В. Буслаев // Записки Горного института. 2020. Т. 244. С. 428–438. DOI: https://doi.org/10.31897/pmi.2020.4.421.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх