Problems Of Corporate Governance In Companies With State Participation Of The Power Grid

 
PIIS231243500022361-5-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-2-48-53
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 2
Pages48-53
Abstract

The past few years saw major legislative action aimed at increasing the effectiveness of corporate governance, for example, implementation of the astreinte mechanism, piercing the corporate veil, adoption of the Code of Corporate Governance (as enacted by Letter of the Bank of Russia No. 06-52/2463 dated April 10, 2014), expanding grounds for challenging interested-party and major transactions, as well as introduction of new amendments to the Law on Joint-Stock Companies designed to prevent dilution of rights to dividends and shares in the company’s authorized capital, namely Federal Law No. 55-ФЗ on Introduction of Amendments to Articles 40 and 75 of the Federal Law on Joint-Stock Companies dated April 15, 2019. One way or another, the current state of the electrical power market shows that, although companies are attracting external investments, the state reserves the majority stake in the companies, controls and supervises strategically important businesses and industries. Some energy companies of the electric power industry have a special legal status established by laws and regulatory legal acts. The state reserves full and comprehensive control over the energy sector while maintaining a high level of state support in the form of budget investments, as well as stable functioning of the said companies. When “external” investors are involved and company shares are sold at the stock exchange, potential shareholders are concerned about protection of their corporate rights and transparent, independent and effective corporate governance. The article examines whether implementation of tasks formulated by the state by the power grid companies via a corporate mechanism of subsidiary management can be deemed a potential conflict of interest.

Keywordsenergy law, corporate governance in energy companies with state participation, liability of management body members
Received06.05.2020
Publication date03.06.2020
Number of characters13367
Cite     Download pdf
1 В настоящее время корпоративное управление в Российской Федерации претерпевает существенные изменения. Текущие экономические процессы и экономическая обстановка в мире неизбежно заставляют оглядываться на схему и структуру управления государственных компаний. Важнейшие стратегические сектора экономики необходимо контролировать и вовремя стимулировать их развитие в интересах государства, ведь от функционирования энергетических компаний зависит благосостояние населения, безопасность жизнедеятельности и другие аспекты жизни.
2 Современное состояние рынка электрической энергии так или иначе показывает, что, несмотря на привлечение внешних инвестиций в капиталы компаний, государство сохраняет за собой контрольный пакет акций указанных компаний, осуществляя контроль и надзор за стратегически важными предприятиями и отраслями.
3 Ряд энергетических компаний в сфере электроэнергетики имеют особый правовой статус, установленный на уровне законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.
4 Так, АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее — АО «СО ЕЭС») разрабатывает и представляет в Минэнерго России технологические схемы и программы развития Единой энергетической системы России, осуществляет контроль за техническим состоянием объектов электроэнергетики и проводит мониторинг технического состояния энергетических объектов.
5 ПАО «Россети» является основным хозяйственным обществом в силу преобладающего участия в уставных капиталах дочерних обществ, либо в соответствии с заключенным между ними корпоративным договором, либо иным образом является контролирующим лицом по отношению к своим дочерним обществам.
6 С помощью корпоративных механизмов ПАО «Россети» также может оказывать влияние на дочерние общества указанных организаций.
7 Обратившись к рынку электроэнергетики можно увидеть, что на рынке генерации энергии крупнейшими компаниями являются именно компании с контролирующим лицом в виде государства: ПАО «Русгидро» (доля участия Российской Федерации в уставном капитале — 61,2%), ПАО «ОГК-2» (контролируемое ООО «Газпром Энергохолдингом», которое, в свою очередь, является 100-процентной «дочкой» ПАО «Газпром»), ПАО «Мосэнерго» (так же, как и ПАО «ОГК-2», контролируется ООО «Газпром энергохолдинг»), ПАО «ТГК-1» (контролирующее лицо — ООО «Газпром энергохолдинг»), АО «Росэнергоатом» (контролирующее лицо — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») и др.
8 Сетевая деятельность представлена в основном государственным холдингом ПАО «Россети» (доля участия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) от уставного капитала ПАО «Россети» составляет 88,04%), в которое входят группа компаний ПАО «МРСК», а также ПАО «ФСК ЕЭС», при этом между контролирующим акционером компании ПАО «Россети» и Росимуществом заключено соглашение о порядке управления и голосования акциями ПАО «ФСК ЕЭС». С учетом данного соглашения степень контроля Росимущества (прямого и косвенного) составляет — 80,72% [1]. Таким образом, государство сохраняет полный и всеобъемлющий контроль за указанным энергетическим сектором, поддерживая высокий уровень государственной поддержки в виде бюджетных инвестиций, а также стабильное функционирование указанных предприятий.

views: 203

Readers community rating: votes 0

1. Struktura aktsionernogo kapitala // Rosseti FSK ES. URL: https://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_ investors/information_on_shares/shareholding_structure/.

2. V «Rossetyakh» obsudili voprosy obespecheniya korporativnogo upravleniya v ehnergokompaniyakh // Rosseti FSK ES. URL: http://www.rosseti.ru/press/news/index.php?ELEMENT_ID=36566.

3. Aktual'nye problemy i zadachi korporativnogo prava : monografiya / pod redaktsiej V.V. Romanovoj. Moskva : Yurist, 2020.

4. Aktual'nye problemy i zadachi korporativnogo prava : monografiya / pod redaktsiej V.V. Romanovoj. Moskva : Yurist, 2020. S. 116–126 ; Romanova V.V. Problemy i zadachi pravovogo obespecheniya korpora- tivnogo upravleniya v kompaniyakh s gosudarstvennym uchastiem v sfere ehnergetiki / V.V. Romanova // Pra- vovoj ehnergeticheskij forum. 2020. № 1. S. 8–15.

5. Sudebnye akty po delu № A40-226105/2016. URL: https://ras.arbitr.ru/.

6. Sudebnye akty po delu № A40-266105/16. URL: https://ras.arbitr.ru/.

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 3 aprelya 2013 g. № 511-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya ehlek- trosetevogo kompleksa Rossijskoj Federatsii» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informa- tsii. URL: http://www.pravo.gov.ru. 08.04.2013.

8. Sudebnye akty po delu № A40-266105/16. URL: https://ras.arbitr.ru/.

9. Pis'mo Banka Rossii ot 10 aprelya 2014 g. № 06-52/2463 «O Kodekse korporativnogo upravleniya» // Vest- nik Banka Rossii. 2014. № 40.

Система Orphus

Loading...
Up