Проблемные аспекты корпоративного управления в компаниях электросетевого комплекса с государственным участие

 
Код статьиS231243500022361-5-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-2-48-53
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы48-53
Аннотация

В последние годы законодательство предприняло существенные шаги к повышению эффективности корпоративного управления, так, в пример можно привести внедрение механизма «астрент», срывание «корпоративной вуали», принятие Кодекса корпоративного управления (письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463), расширение оснований оспаривания сделок с заинтересованностью и крупных сделок, а также внесение «свежих» поправок в Закон об АО, направленных на защиту от размывания прав на дивиденды и долей в уставном капитале общества — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Современное состояние рынка электрической энергии так или иначе показывает, что, несмотря на привлечение внешних инвестиций в капиталы компаний, государство сохраняет за собой контрольный пакет акций указанных компаний, осуществляя контроль и надзор за стратегически важными предприятиями и отраслями. Ряд энергетических компаний в сфере электроэнергетики имеет особый правовой статус, установленный на уровне законодательных и подзаконных нормативных правовых актов. Государство сохраняет полный и всеобъемлющий контроль за указанным энергетическим сектором, поддерживая высокий уровень государственной поддержки в виде бюджетных инвестиций, а также стабильное функционирование указанных предприятий. При привлечении «внешних» инвесторов и реализации акций компаний на бирже у потенциальных участников возникает ряд вопросов, связанных с защитой их корпоративных прав и прозрачным, независимым и эффективным корпоративным управлением. В статье исследуется вопрос о том, можно ли рассматривать реализацию компаниями электросетевого комплекса с государственным участием целей, определенных государством, через корпоративный механизм управления «дочерними организациями» как потенциальный конфликт интересов.

Ключевые словаэнергетическое право, корпоративное управление в энергетических компаниях с государственным участием, ответственность членов органов управления
Получено06.05.2020
Дата публикации03.06.2020
Кол-во символов13367
Цитировать     Скачать pdf
1 В настоящее время корпоративное управление в Российской Федерации претерпевает существенные изменения. Текущие экономические процессы и экономическая обстановка в мире неизбежно заставляют оглядываться на схему и структуру управления государственных компаний. Важнейшие стратегические сектора экономики необходимо контролировать и вовремя стимулировать их развитие в интересах государства, ведь от функционирования энергетических компаний зависит благосостояние населения, безопасность жизнедеятельности и другие аспекты жизни.
2 Современное состояние рынка электрической энергии так или иначе показывает, что, несмотря на привлечение внешних инвестиций в капиталы компаний, государство сохраняет за собой контрольный пакет акций указанных компаний, осуществляя контроль и надзор за стратегически важными предприятиями и отраслями.
3 Ряд энергетических компаний в сфере электроэнергетики имеют особый правовой статус, установленный на уровне законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.
4 Так, АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее — АО «СО ЕЭС») разрабатывает и представляет в Минэнерго России технологические схемы и программы развития Единой энергетической системы России, осуществляет контроль за техническим состоянием объектов электроэнергетики и проводит мониторинг технического состояния энергетических объектов.
5 ПАО «Россети» является основным хозяйственным обществом в силу преобладающего участия в уставных капиталах дочерних обществ, либо в соответствии с заключенным между ними корпоративным договором, либо иным образом является контролирующим лицом по отношению к своим дочерним обществам.
6 С помощью корпоративных механизмов ПАО «Россети» также может оказывать влияние на дочерние общества указанных организаций.
7 Обратившись к рынку электроэнергетики можно увидеть, что на рынке генерации энергии крупнейшими компаниями являются именно компании с контролирующим лицом в виде государства: ПАО «Русгидро» (доля участия Российской Федерации в уставном капитале — 61,2%), ПАО «ОГК-2» (контролируемое ООО «Газпром Энергохолдингом», которое, в свою очередь, является 100-процентной «дочкой» ПАО «Газпром»), ПАО «Мосэнерго» (так же, как и ПАО «ОГК-2», контролируется ООО «Газпром энергохолдинг»), ПАО «ТГК-1» (контролирующее лицо — ООО «Газпром энергохолдинг»), АО «Росэнергоатом» (контролирующее лицо — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») и др.
8 Сетевая деятельность представлена в основном государственным холдингом ПАО «Россети» (доля участия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) от уставного капитала ПАО «Россети» составляет 88,04%), в которое входят группа компаний ПАО «МРСК», а также ПАО «ФСК ЕЭС», при этом между контролирующим акционером компании ПАО «Россети» и Росимуществом заключено соглашение о порядке управления и голосования акциями ПАО «ФСК ЕЭС». С учетом данного соглашения степень контроля Росимущества (прямого и косвенного) составляет — 80,72% [1]. Таким образом, государство сохраняет полный и всеобъемлющий контроль за указанным энергетическим сектором, поддерживая высокий уровень государственной поддержки в виде бюджетных инвестиций, а также стабильное функционирование указанных предприятий.

всего просмотров: 207

Оценка читателей: голосов 0

1. Структура акционерного капитала // Россети ФСК ЕС. URL: https://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_ investors/information_on_shares/shareholding_structure/.

2. В «Россетях» обсудили вопросы обеспечения корпоративного управления в энергокомпаниях // Россети ФСК ЕС. URL: http://www.rosseti.ru/press/news/index.php?ELEMENT_ID=36566.

3. Актуальные проблемы и задачи корпоративного права : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2020.

4. Актуальные проблемы и задачи корпоративного права : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2020. С. 116–126 ; Романова В.В. Проблемы и задачи правового обеспечения корпора- тивного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики / В.В. Романова // Пра- вовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 8–15.

5. Судебные акты по делу № А40-226105/2016. URL: https://ras.arbitr.ru/.

6. Судебные акты по делу № А40-266105/16. URL: https://ras.arbitr.ru/.

7. Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р «Об утверждении Стратегии развития элек- тросетевого комплекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информа- ции. URL: http://www.pravo.gov.ru. 08.04.2013.

8. Судебные акты по делу № А40-266105/16. URL: https://ras.arbitr.ru/.

9. Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вест- ник Банка России. 2014. № 40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх