Legal Regulation Of Corporate Management In Companies With State Participation Under The Legislation Of The Federal Republic Of Germany

 
PIIS231243500022329-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-1-16-21
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 1
Pages16-21
Abstract

The state is prohibited from pursuing activities aimed solely at profit-making. First of all, the activities of a state or municipal company should be aimed at meeting public interests of the population. Therefore, services of companies with state participation should serve a public purpose. When there is no public purpose, there is no legal framework for the state's involvement in a company’s activities. Corporate management principles ensuring that public companies’ objectives are met are only applied when it is mandatory for the company. Constituent documents of public jointstock companies have to specify the company’s objectives and establish management principles to be followed by the company’s employees. According to the fiscal legislation regulations, public companies’ activities should produce revenue for the budget to the extent it does not contradict the public purposes. Management bodies shall act on behalf of the company. The corporate principle of fiduciary duty prohibits all members of a corporate management body from pursuing activities that would contradict the public interests established in the articles of association. The public interest does not extend special competitive privilege to such companies. Companies authorized to act in the public interest, regardless of their form of incorporation, should comply with the German and European competition laws. A departure from the competition laws by the European Union member states is only allowed when competition has to be limited for the public purpose (Article 106, para. 2 of the Treaty on the Functioning of the European Union).

Keywordslegal support of activities of companies with state participation, corporate management, public purpose, social responsibility
Received06.02.2020
Publication date29.03.2020
Number of characters18366
Cite     Download pdf
1 Участие государства в корпорациях в условиях рыночной экономики, как она реализуется в Германии и Европейском Союзе (абз. 3 ст. 3 Договора о Европейском Союзе), обосновано только тогда, когда это отвечает публичным интересам. Положения о бюджете на федеральном, региональном и муниципальном уровнях устанавливают требования к легитимизации экономической деятельности государства через публичный интерес (публичные блага) [1]. Публичный интерес не ставит в привилегированное положение такие компании при конкуренции. Компании, уполномоченные действовать в публичных интересах, безотносительно их правовой формы, должны соблюдать предписания немецкого и европейского антимонопольного законодательства. Только в том случае, если для реализации общественной цели необходимо ограничение конкуренции (абз. 2 ст. 106 Договора о функционировании Европейского союза), отступление от предписаний антимонопольного законодательства членами Европейского союза допускается. Соответствующие отступления подлежат дополнительному контролю в соответствии со специальной директивой (директива транспарентности и директива на участие в тендере) для подтверждения, что цели Договора о Европейском союзе о конкурентно-ориентированной, нефальсифицированной рыночной экономики (абз. 3 ст. 3 Договора о Европейском союзе) не будут нарушены публично-правовыми корпорациями [2]. Члены Европейского союза при взаимодействии с публично-правовыми корпорациями должны вести себя таким образом, чтобы практическое действие предписаний о конкуренции Договора о Европейском союзе (ст. 101 Договора о Европейском союзе) не ставилось под сомнение. Сюда относится запрет в предоставлении субсидий публично-правовым корпорациям, которые могут нанести ущерб частноправовым компаниям. Условия о конкуренции для частноправовых и публично-правовых компаний должны быть одинаковыми [3].
2 Запрет действует также для корпораций с государственным участием, если государство через контролируемые им компании участвует в делах иных хозяйственных обществ. Публичное экономическое право позволяет государству, федеральным землям и муниципалитетам принимать самостоятельно решение об учреждении компании в публично-правовой или частноправовой форме при исполнении публичных целей [4]. При выборе публично-правовой формы для экономической деятельности государство обязано исполнять предписания антимонопольного законодательства [5]. Нормами конституционного права и иных правовых актов Германии не предусмотрено преимуществ в сфере антимонопольного законодательства для компаний с публично-правовой формой. Статья 101 и статья 102 Договора о функционировании Европейского союза не делают различий между публично-правовыми и частноправовыми организациями и гарантируют равное отношение к компаниям, учрежденным как в публично-правовой, так и в частноправовой форме, при реализации системы нефальсифицированной конкуренции [6].

views: 222

Readers community rating: votes 0

1. Vgl. § 107 Abs. 1 GO NRW und Art. 87 Abs. 1 BayGO; Wirtschaftliche Betätigung von Kommunen — Beschränkungen durch Verfassung, Gemeindeordnung und Wettbewerbsrecht / D. Hauser. 2004. 122 ff.

2. Vgl. Hochbaum // Groeben / Thiesing / Ehlermann, Kommentar zum EWG-Vertrag, Art. 106. Rn. 45 ff.

3. Socket F.J. Wettbewerbsrechtliche Grenzen der Quersubventionierung am Beispiel von Trassenentgelten / F.J. Socket // Festschrift fur Gunther Kiihne zum 70. Geburtstag / Herausgegeben von J.E. Baur, O. Sandrock, B. Scholtka, A. Shapira. Frankfurt am Main : Verlag Recht und Wirtschaft GmbH, 2009. P. 297–310.

4. Bundesverwaltungsgericht der Bundesrepublik Deutschland // Neue Juristische Wochenschrift. 1995. 2938. ; BGH. DVBI. 1965. 362.

5. 6 Vgl. BVerGE 45, 63, 79 f., 68, 193, 212f.

6. 6Art. 101 Rn. 142 ff // Münchener Kommentar Europäisches und Deutsches Wettbewerbsrecht. 3 Auflage. München :C.H. BECK, 2019.

7. Klein H.H. Teilnahme des Staates am wirtschaftlichen Wettbewerb / H.H. Klein. 79ff.

8. Paschke M. Die kommunalen Unternehmen im Lichte des GmbH-Konzernrechts — Zu den Ingerenzbefugnissen der öffentlichen Hand im kommunalen Unternehmensverbund / M. Paschke // Zeitschrift für das Gesamte Handels und Wirtschaftsrecht. 1988. Vol. 152. P. 263.

9. BGHZ — Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen / Generalregister zu den Bänden 111–120. Heymanns, Carl, 2001, BGHZ — Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen. Band: 124, BGHZ — Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen. Band: 127. ; OLG Stuttgart, AG 1979, S. 200, 203 ; Säcker von J. Informationsrechte der Betriebs — und Aufsichtsratsmitglieder und Geheimsphäre des Unternehmens / von J. Säcker. Fachmedien Recht und Wirtschaft in Deutscher Fachverlag GmbH, 1979. 106 S. ; Säcker von J. Grenzen der Mitwirkung des Aufsichtsrats an unternehmerischen Entscheidungen in der Aktiengesellschaft / Hinweis zum Aufsatz von J. Säcker, C. Rehm // DB. 2008. S. 2814 ff.

10. BGH // DB. 1981. S. 466ff. ; Zöllner, von W. Die Schranken mitgliedschaftlicher Stimmrechtsmacht bei den privatrechtlichen Personenverbänden / von W. Zöllner. München : C.H. BECK, 1963. 446 p. ; Säcker von J. Unternehmensgegenstand und Unternehmensinteresse / von J. Säcker // Festschrift für Rudolf Lukes zum 65. Geburtstag / R. Lukes, H. Lessmann, B. Grossfeld, L. Vollmer. Köln : C. Heymann, 1989. S. 549ff. ; Ulmer / Habersack / Winter. GmbHG. Bd. 1. 2005. § 3 RdNr. 14ff.

11. RGZ 107, 221 ; Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen BGHZ: Register zu den Bänden 81-90: BD 90. S. 381, 398 ; BGHZ. Band 36. S. 296, 306 ; BAG, AP Nr.7 zu § 13 KSchG, 1951 ; Kort. AG. 2008, 137ff. ; § 33 RdNr. 7 // Hoffmann-Becking M. (Hrsg,), Münchener Handbuch des Gesellschaftsrechts, Band 4, Ak tiengesellschaft, 2. Aufl., München, 1999 ; Raiser, ZGR 1978, S. 394ff. ; Stimpel W. Festschrift für Walter Stimpel zum 68. Geburtstag am 29. November 1985 / W. Stimpel ; von M. Lutter (Herausgeber), H.-J. Mertens. Walter de Gruyter, 1985. 1111 p. ; Säckervon J. Informationsrechte der Betriebs — und Aufsichtsratsmitglieder und Geheimsphäre des Unternehmens / von J. Säcker. Fachmedien Recht und Wirtschaft in Deutscher Fachverlag GmbH, 1979. 106 S.

12. Ehlers D. Verwaltung und Privatrechtsform / D. Ehlers. Duncker & Humblot, 1984. 607 p. ; Nesselmüller von G. Rechtliche Einwirkungsmöglichkeiten der Gemeinden auf ihre Eigengesellschaften / von G. Nesselmüller. Siegburg : Reckinger, 1977. 145 S. ; Pagenkopf H. Kommunalrecht. Bd. 2. Wirtschaftsrecht / H. Pagenkopf. 2.Aufl. C. Heymanns Verlag, 1976.

Система Orphus

Loading...
Up