Правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием по законодательству Федеративной Республики Германия

 
Код статьиS231243500022329-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-1-16-21
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы16-21
Аннотация

Государству запрещается ведение деятельности, единственная цель которой ограничивается получением прибыли. В первую очередь целью государственной или муниципальной компании должна быть деятельность, предметом которой является удовлетворение публичных интересов населения. Поэтому услуги компаний с государственным участием должны служить публичной цели. При отсутствии публичной цели пропадает правовая основа для государственного участия в делах предприятия. Принципы корпоративного управления, которые обеспечивают соблюдение целей публичных компаний, применяются только тогда, когда их применение является обязанностью для компании. В учредительных документах акционерных обществ публичных компаний необходимо конкретизировать цели компании и устанавливать принципы управления, которые должны соблюдать сотрудники компании. В соответствии с предписаниями бюджетного законодательства публичные компании должны в пределах своей деятельности приносить доход бюджету в том случае, если не будет причинен вред публичным целям. Органы управления обязаны действовать в интересах компании. Корпоративный принцип фидуциарной обязанности запрещает всем членам корпоративного органа управления осуществлять действия, которые были бы направлены против интересов общества, закрепленных в уставе. Публичный интерес не ставит в привилегированное положение такие компании при конкуренции. Компании, уполномоченные действовать в публичных интересах, безотносительно их правовой формы, должны соблюдать предписания немецкого и европейского антимонопольного законодательства. Только в том случае, если для реализации общественной цели необходимо ограничение конкуренции (абз. 2 ст. 106 Договора о функционировании Европейского союза), отступление от предписаний антимонопольного законодательства членами Европейского союза допускается.

Ключевые словаправовое обеспечение деятельности компаний с государственным участием, корпоративное управление, публичные цели, социальная ответственность
Получено06.02.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов18366
Цитировать     Скачать pdf
1 Участие государства в корпорациях в условиях рыночной экономики, как она реализуется в Германии и Европейском Союзе (абз. 3 ст. 3 Договора о Европейском Союзе), обосновано только тогда, когда это отвечает публичным интересам. Положения о бюджете на федеральном, региональном и муниципальном уровнях устанавливают требования к легитимизации экономической деятельности государства через публичный интерес (публичные блага) [1]. Публичный интерес не ставит в привилегированное положение такие компании при конкуренции. Компании, уполномоченные действовать в публичных интересах, безотносительно их правовой формы, должны соблюдать предписания немецкого и европейского антимонопольного законодательства. Только в том случае, если для реализации общественной цели необходимо ограничение конкуренции (абз. 2 ст. 106 Договора о функционировании Европейского союза), отступление от предписаний антимонопольного законодательства членами Европейского союза допускается. Соответствующие отступления подлежат дополнительному контролю в соответствии со специальной директивой (директива транспарентности и директива на участие в тендере) для подтверждения, что цели Договора о Европейском союзе о конкурентно-ориентированной, нефальсифицированной рыночной экономики (абз. 3 ст. 3 Договора о Европейском союзе) не будут нарушены публично-правовыми корпорациями [2]. Члены Европейского союза при взаимодействии с публично-правовыми корпорациями должны вести себя таким образом, чтобы практическое действие предписаний о конкуренции Договора о Европейском союзе (ст. 101 Договора о Европейском союзе) не ставилось под сомнение. Сюда относится запрет в предоставлении субсидий публично-правовым корпорациям, которые могут нанести ущерб частноправовым компаниям. Условия о конкуренции для частноправовых и публично-правовых компаний должны быть одинаковыми [3].
2 Запрет действует также для корпораций с государственным участием, если государство через контролируемые им компании участвует в делах иных хозяйственных обществ. Публичное экономическое право позволяет государству, федеральным землям и муниципалитетам принимать самостоятельно решение об учреждении компании в публично-правовой или частноправовой форме при исполнении публичных целей [4]. При выборе публично-правовой формы для экономической деятельности государство обязано исполнять предписания антимонопольного законодательства [5]. Нормами конституционного права и иных правовых актов Германии не предусмотрено преимуществ в сфере антимонопольного законодательства для компаний с публично-правовой формой. Статья 101 и статья 102 Договора о функционировании Европейского союза не делают различий между публично-правовыми и частноправовыми организациями и гарантируют равное отношение к компаниям, учрежденным как в публично-правовой, так и в частноправовой форме, при реализации системы нефальсифицированной конкуренции [6].

всего просмотров: 227

Оценка читателей: голосов 0

1. Vgl. § 107 Abs. 1 GO NRW und Art. 87 Abs. 1 BayGO; Wirtschaftliche Betätigung von Kommunen — Beschränkungen durch Verfassung, Gemeindeordnung und Wettbewerbsrecht / D. Hauser. 2004. 122 ff.

2. Vgl. Hochbaum // Groeben / Thiesing / Ehlermann, Kommentar zum EWG-Vertrag, Art. 106. Rn. 45 ff.

3. Socket F.J. Wettbewerbsrechtliche Grenzen der Quersubventionierung am Beispiel von Trassenentgelten / F.J. Socket // Festschrift fur Gunther Kiihne zum 70. Geburtstag / Herausgegeben von J.E. Baur, O. Sandrock, B. Scholtka, A. Shapira. Frankfurt am Main : Verlag Recht und Wirtschaft GmbH, 2009. P. 297–310.

4. Bundesverwaltungsgericht der Bundesrepublik Deutschland // Neue Juristische Wochenschrift. 1995. 2938. ; BGH. DVBI. 1965. 362.

5. 6 Vgl. BVerGE 45, 63, 79 f., 68, 193, 212f.

6. 6Art. 101 Rn. 142 ff // Münchener Kommentar Europäisches und Deutsches Wettbewerbsrecht. 3 Auflage. München :C.H. BECK, 2019.

7. Klein H.H. Teilnahme des Staates am wirtschaftlichen Wettbewerb / H.H. Klein. 79ff.

8. Paschke M. Die kommunalen Unternehmen im Lichte des GmbH-Konzernrechts — Zu den Ingerenzbefugnissen der öffentlichen Hand im kommunalen Unternehmensverbund / M. Paschke // Zeitschrift für das Gesamte Handels und Wirtschaftsrecht. 1988. Vol. 152. P. 263.

9. BGHZ — Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen / Generalregister zu den Bänden 111–120. Heymanns, Carl, 2001, BGHZ — Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen. Band: 124, BGHZ — Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen. Band: 127. ; OLG Stuttgart, AG 1979, S. 200, 203 ; Säcker von J. Informationsrechte der Betriebs — und Aufsichtsratsmitglieder und Geheimsphäre des Unternehmens / von J. Säcker. Fachmedien Recht und Wirtschaft in Deutscher Fachverlag GmbH, 1979. 106 S. ; Säcker von J. Grenzen der Mitwirkung des Aufsichtsrats an unternehmerischen Entscheidungen in der Aktiengesellschaft / Hinweis zum Aufsatz von J. Säcker, C. Rehm // DB. 2008. S. 2814 ff.

10. BGH // DB. 1981. S. 466ff. ; Zöllner, von W. Die Schranken mitgliedschaftlicher Stimmrechtsmacht bei den privatrechtlichen Personenverbänden / von W. Zöllner. München : C.H. BECK, 1963. 446 p. ; Säcker von J. Unternehmensgegenstand und Unternehmensinteresse / von J. Säcker // Festschrift für Rudolf Lukes zum 65. Geburtstag / R. Lukes, H. Lessmann, B. Grossfeld, L. Vollmer. Köln : C. Heymann, 1989. S. 549ff. ; Ulmer / Habersack / Winter. GmbHG. Bd. 1. 2005. § 3 RdNr. 14ff.

11. RGZ 107, 221 ; Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen BGHZ: Register zu den Bänden 81-90: BD 90. S. 381, 398 ; BGHZ. Band 36. S. 296, 306 ; BAG, AP Nr.7 zu § 13 KSchG, 1951 ; Kort. AG. 2008, 137ff. ; § 33 RdNr. 7 // Hoffmann-Becking M. (Hrsg,), Münchener Handbuch des Gesellschaftsrechts, Band 4, Ak tiengesellschaft, 2. Aufl., München, 1999 ; Raiser, ZGR 1978, S. 394ff. ; Stimpel W. Festschrift für Walter Stimpel zum 68. Geburtstag am 29. November 1985 / W. Stimpel ; von M. Lutter (Herausgeber), H.-J. Mertens. Walter de Gruyter, 1985. 1111 p. ; Säckervon J. Informationsrechte der Betriebs — und Aufsichtsratsmitglieder und Geheimsphäre des Unternehmens / von J. Säcker. Fachmedien Recht und Wirtschaft in Deutscher Fachverlag GmbH, 1979. 106 S.

12. Ehlers D. Verwaltung und Privatrechtsform / D. Ehlers. Duncker & Humblot, 1984. 607 p. ; Nesselmüller von G. Rechtliche Einwirkungsmöglichkeiten der Gemeinden auf ihre Eigengesellschaften / von G. Nesselmüller. Siegburg : Reckinger, 1977. 145 S. ; Pagenkopf H. Kommunalrecht. Bd. 2. Wirtschaftsrecht / H. Pagenkopf. 2.Aufl. C. Heymanns Verlag, 1976.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх