Политика сокращения выбросов парниковых газов и вопрос учета «углеродного следа» при определении правового режима, применимого к энергоносителям и углеродоемкой промышленной продукции

 
Код статьиS231243500022327-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-1-34-40
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры правового регулирования
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы34-40
Аннотация

Парижское соглашение придало импульс принятию мер углеродного регулирования, направленных на сокращение антропогенных выбросов парниковых газов — декарбонизацию. Во многих странах, в том числе в ЕС, декарбонизация становится центральным пунктом актуальной политической повестки. Применяемые в практике государств меры углеродного регулирования подразделяются на прямые, направленные непосредственно на регламентацию выбросов парниковых газов, и косвенные, направленные на регламентацию иных отношений, но при этом преследующие в качестве основной или вспомогательной цели сокращение выбросов. К последним относятся ограничения и запреты использования «грязных» энергоносителей; увеличение энергоэффективности и энергосбережения; стимулирование производства возобновляемых источников энергии; пограничные углеродные корректировки. На этом фоне в мире происходит «энергетический переход», в рамках которого расширяется производство и использование возобновляемых источников энергии и обостряется конкуренция между «ископаемыми» и «зелеными» энергоносителями. Высокую актуальность приобретает вопрос о том, должны ли, и если да, то каким образом, учитываться эколого-климатические характеристики энергетических и иных товаров, технологий и инвестиций при определении условий конкурентной борьбы между ними, притом что практика государств демонстрирует явную тенденцию к дифференциации правового режима товаров в зависимости от их «углеродного следа»? В статье данный вопрос рассмотрен через призму анализа правового режима, применимого к энергоносителям, а также углеродоемкой промышленной продукции. Основной вывод заключается в констатации наличия конфликта между односторонними мерами углеродного регулирования, которые дифференцируют применимый к одинаковым товарам режим в зависимости от их «углеродного следа», и общими нормами ВТО о свободе международной торговли.

Ключевые словаэнергетическое право, правовой режим энергетических ресурсов, Парижское соглашение, ВТО, ГАТТ
Получено06.02.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов16991
Цитировать     Скачать pdf
1 Заключенное в 2015 году универсальное Парижское соглашение, «активизирующее осуществление» Рамочной конвенции по изменению климата 1992 года, придало импульс принятию разнообразных мер углеродного регулирования, направленных на сокращение антропогенных выбросов парниковых газов — декарбонизацию.
2 Во многих странах декарбонизация становится центральным пунктом актуальной политической повестки. Так, в декабре 2019 года Европейская комиссия опубликовала программу так называемого «Зеленого курса ЕС» [1], в рамках которого перед Евросоюзом ставится задача достичь нетто-нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году, сохранив при этом конкурентоспособность европейской экономики.
3 Применяемые в практике государств меры углеродного регулирования можно условно разделить на прямые, направленные непосредственно на регламентацию выбросов парниковых газов, и косвенные, направленные на регламентацию иных отношений, но при этом преследующие в качестве основной или вспомогательной цели сокращение выбросов.
4 В число ключевых прямых мер углеродного регулирования входят установление обязательных платежей за выбросы через систему торговли квотами на выбросы или углеродные налоги; внедрение стандартов выбросов, т.е. определение их предельно допустимого уровня; развитие искусственных (специальные установки) и естественных (леса) поглотителей парниковых газов.
5 К косвенным мерам углеродного регулирования можно отнести ограничения и запреты использования «грязных» энергоносителей, например угля, увеличение энергоэффективности и энергосбережения, стимулирование производства возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе поощрение инвестиций в «зеленые» технологии и оборудование. К этой же категории следует причислить такие анонсированные в рамках «Зеленого курса ЕС» меры, как дифференциация налогообложения энергоносителей с учетом их климатических характеристик, запрет субсидирования ископаемых видов топлива и пограничные углеродные корректировки — платежи, которыми Евросоюз планирует облагать импорт углеродоемкой продукции из стран, не устанавливающих, в отличие от ЕС, обязательные платежи за выбросы.
6 Побудительными мотивами принятия косвенных мер углеродного регулирования, помимо климатических соображений, служат соображения энергетической безопасности и промышленной политики. Так, производство ВИЭ, в отличие от ископаемых видов топлива, не имеет жестких территориальных ограничений, а значит, позволяет сократить зависимость от импорта энергии и развить отечественные энергетические технологии, что с точки зрения государств-импортеров имеет положительный социально-экономический эффект. В свою очередь, пограничные углеродные корректировки позволяют предотвратить «углеродные утечки» («бегство» углеродоемких производств в страны с менее жесткой климатической политикой) и тем самым поддержать конкурентоспособность отечественной промышленности.

всего просмотров: 210

Оценка читателей: голосов 0

1. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “The European Green Deal” // COM(2019) 640 final 11.12.2019.

2. DS412, DS426 Canada — Renewable Energy / Canada — Feed-in Tariff Program; DS456 India — Solar Cells; DS510 United States — Certain Measures related to Renewable Energy. Решения не вынесены по следующим делам: DS419 China — Measures concerning wind power equipment; DS443 EU and a Member State — Certain Measures Concerning the Importation of Biodiesels; DS452 EU and certain Member States — Certain Measures affecting the Renewable Energy Generation Sector; DS459 EU and certain Member States — Certain Measures on the Importation and Marketing of Biodiesel and Measures Supporting the Biodiesel Industry; DS563 United States — Certain Measures related to Renewable Energy. Обзор некоторых из этих споров см.: Wu M., Salzman J. The Next Generation of Trade and Environment Conflicts: The Rise of Green Industrial Policy // 108 Nw. U. L. Rev. 401. 2014.

3. DS412, DS426 Canada — Renewable Energy / Canada — Feed-in Tariff Program; DS456 India — Solar Cells; DS510 United States — Certain Measures related to Renewable Energy.

4. Appellate Body Report, para 5.175. 5. Ibid. Paras 5.177; 5.189.

5. Rubini L. What Does the Recent WTO Litigation on Renewable Energy Subsidies Tell us about Methodology in Legal Analysis? The Good, the Bad, and the Ugly // EUI Working Paper RSCAS 2014/05.

6. WTO, European Union and its Member States — Certain Measures Relating to the Energy Sector (EU Energy Package), Report of the Panel, WT/DS476/R, 10 August 2018, para. 7.1294.

7. Talus K. False Dichotomy Between LNG and Natural Gas? A Comment on Recent Practices at the World Trade Organization / K. Talus, R.D. Ripple, M.A. Wustenberg // Oil, Gas & Energy Law Intelligence. October, 2018. Европейская комиссия признала факт конкуренции трубопроводного с сжиженным газом при одобрении слияния ряда энергетических компаний: COMP/M.6477 BP/Chevron/ENI/Sonangol/Total/JV of 16 May 2012, para. 18. Также вывод о конкуренции сжиженного с трубопроводным газом сделан в сделанном по заказу Европейской комиссии исследовании: “Quo vadis EU gas market regulatory framework — Study on a Gas Market Design for Europe”. 2018, February. P. 42.

8. См.: Saldarriaga C. Sustainable production and trade discrimination: an analysis of the WTO jurisprudence / C. Saldarriaga // Anuario Colombiano de Derecho Internacional (acdi). 2018, 11 ; Charnovitz S. The Law of Environmental PPMs in the WTO: Debunking the Myth of Illegality / S. Charnovitz // (2002) 27 Yale Journal of International Law.

9. WT/DS2/AB/R United States — Standards for Reformulated and Conventional Gasoline.

10. Low P. The Interface between the Trade and Climate Change Regimes: Scoping the Issues / P. Low, G. Marceau,

11. J. Reinaud // World Trade Organization Economic Research and Statistics Division Staff Working Paper ERSD-2011-1. 12.01.2011. Pp. 16–17.

12. Low P. The Interface between the Trade and Climate Change Regimes: Scoping the Issues / P. Low, G. Marceau, J.Reinaud // World Trade Organization Economic Research and Statistics Division Staff Working Paper ERSD-2011-1. 12.01.2011. Р. 18.

13. Abbasi S.A. The likely adverse environmental impacts of renewable energy sources / S.A. Abbasi, Naseema Abbasi // Applied Energy. Vol. 65, Iss. 1–4. 2000, April. P. 121–14 ; Environmental Impacts of Renewable Energy Technologies Ewa Klugmann-Radziemska 2014 5th International Conference on Environmental Science and Technology IPCBEE Vol. 69 (2014) © (2014) IACSIT Press, Singapore. DOI: 10.7763/IPCBEE. 2014. V69. 21 ; Gibon Thomas. Health benefits, ecological threats of low-carbon electricity / Thomas Gibon, Hertwich Edgar G., Arvesen Anders, Singh Bhawna, Verones Francesca // Environmental Research Letter 12 (2017) 034023.

14. Stern J. Narratives for Natural Gas in Decarbonising European Energy Markets / J. Stern // Oxford Institute for Energy Studies. 2019, February. Pp.18–19. URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2019/02/ Narratives-for-Natural-Gas-in-a-Decarbonisinf-European-Energy-Market-NG141.pdf

15. Charnovitz S. The Law of Environmental PPMs in the WTO: Debunking the Myth of Illegality / S. Charnovitz // (2002) 27 Yale Journal of International Law. Pp. 108–110.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх