Ретроактивная корректировка таможенной стоимости при поставках природного газа на экспорт

 
Код статьиS231243500022149-1-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-3-39-44
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы39-44
Аннотация

Правовое обеспечение государственного контроля в сфере энергетики справедливо относится к основным элементам правового регулирования в сфере энергетики, формирующим энергетический правопорядок, в связи с чем к задачам науки энергетического права относится проведение исследований системы государственного контроля в сфере энергетики [1]. Одним из основных направлений деятельности таможенных органов является таможенный контроль. По итогам проведенных проверок в 2018 году таможенными органами было доначислено таможенных платежей (таможенной пошлины, пени, штрафов) на общую сумму 11,9 млрд рублей, возбуждено 4645 дел об административных правонарушениях и 203 уголовных дела [2].

Контроль таможенной стоимости (ТС) относится к одному из самых распространенных видов таможенного контроля. При проведении данного вида таможенного контроля таможенным органом проверяется правильность выбранного метода определения ТС, правильность исчисления декларантом ТС, наличие документального подтверждения сведений о заявленной в таможенной декларации таможенной стоимости.

По итогам осуществления проверки правильности заявления декларантом ТС нередко между таможенным органом и декларантом возникают споры относительно правильности определения таможенной стоимости. Так, по итогам 2018 года таможенными органами было проведено порядка 168 тысяч корректировок ТС товаров [3]. Как правило, результатом проведения корректировки таможенной стоимости является доначисление суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате в бюджет, а также начисление пени.

В настоящей статье исследуются правовые основания и условия осуществления корректировки таможенной стоимости после выпуска товара при поставках природного газа на экспорт, рассматривается порядок действий декларанта и таможенного органа при корректировке таможенной стоимости, вносятся предложения относительно совершенствования существующего механизма корректировки ТС.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетический правопорядок, государственное регулирование в сфере энергетики, государственный контроль в сфере энергетики, правовое обеспечение экспорта газа
Получено09.07.2019
Дата публикации01.09.2019
Кол-во символов14004
Цитировать     Скачать pdf
1 При осуществлении поставок природного газа на экспорт в целях выпуска товара таможенным органом декларант обязан при подаче таможенной декларации рассчитать таможенную стоимость вывозимого товара и на основе заявленной таможенной стоимости рассчитать и уплатить в бюджет таможенную пошлину. Таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами в связи с пересечением товарами таможенной границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время таможенная пошлина на экспортируемый природный газ является адвалорной, то есть рассчитывается в процентном соотношении от заявленной таможенной стоимости, и составляет 30% от таможенной стоимости товара [4].
2 Экономическим основанием таможенной пошлины является таможенная стоимость, определение которой приводит к возникновению значительного количества споров [5]. На этапе подачи таможенной декларации таможенным органом проверяется правильность расчета таможенной стоимости, а также наличие необходимых денежных средств у декларанта для уплаты таможенной пошлины. По итогам проверки таможенным органом принимается решение о выпуске товара. Данное решение принимается таможенным органом при соблюдении декларантом условий заявленной таможенной процедуры, правильном расчете таможенной пошлины, а также уплате в бюджет таможенной пошлины. В случае принятия решения таможенным органом о запрете выпуска товаров декларант не вправе распоряжаться товаром в соответствии с заявленной таможенной процедурой до момента устранения недостатков, выявленных таможенным органом.
3 При поставках природного газа на экспорт используется временное периодическое декларирование. Общие нормы данного порядка декларирования предусмотрены в статье 102 ФЗ «О таможенном регулировании». Особенности использования данного порядка в отношении природного газа закреплены в статье 204 ФЗ «О таможенном декларировании».
4 При временном периодическом декларировании декларант обязан до осуществления поставки подать временную таможенную декларацию (ВТД) и не позднее 20 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, рассчитать и уплатить таможенную пошлину в размере не менее 50%, исходя из ориентировочных сведений о предполагаемой поставке товара, заявленных в ВТД.
5 По итогам поставки не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем поставки, декларант обязан подать полную таможенную декларацию (ПВД) и заявить в ней итоговые сведения, исходя из фактически осуществленной поставки товара. Также декларант обязан доплатить оставшийся размер таможенной пошлины.
6 Таким образом, при поставках природного газа на экспорт таможенным органом осуществляется контроль правильности заявления и исчисления таможенной пошлины как при подаче ВТД, так и при подаче ПВД.

всего просмотров: 238

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

2. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2018 год. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27220: 2018-&catid=343:2012-08-09-12 59-58&Itemid=1830&Itemid=2268.

3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: http:// customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216: 2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www. pravo.gov.ru (дата обращения: 02.09.2013).

5. Васянина Е.Л. Теоретические основы правового регулирования публичных доходов в Российской Федерации : диссертация доктора юридических наук / Е.Л. Васянина. Москва, 2016. 442 с.

6. Споры относительно отказа таможенных органов в корректировке таможенной стоимости имели место в том числе в рамках дел № А40-56169/11-94-467, А40-57262/11-92-476, А40-58217/11-21-488. URL: http://ras.arbitr.ru/.

7. Данная позиция была закреплена в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства». См.: Российская газета. 2016. 18 мая.

8. Пункт 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), Определение Верховного Суда Российской Федерации № 309-КГ18-5069, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2018 № 293-ПЭК18. URL: http://ras.arbitr.ru/.

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 11.12.2013).

10. Мокров Г.В. Евразийский экономический союз. Демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка : монография / Г.В. Мокров. Москва : Проспект, 2018. 352 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх