Problems and Tasks of Legal Regulation of Exchange Trade in Energy Resources in the Russian Federation and in the Eurasian Economic Union

 
PIIS231243500022023-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-1-9-17
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 1
Pages9-17
Abstract

In accordance with the National Plan on the Development of Competition, development of exchange trade is referred to the fundamental principles of the national policy of the Russian Federation in this sector. In the implementation of the National Plan on the Development of Competition, the expected results include, without limitation, an increase in the sales of natural gas at the organized tenders; in the field of oil and oil products, it is planned to develop market pricing mechanisms through development of organized trade in oil for export and formation of a benchmark for Russian oil, and development of the terminal market of oil products.

In the Russian Federation, exchange trade in oil, oil products, and gas is currently performed at JointStock Company Saint-Petersburg International Mercantile Exchange, Joint-Stock Company Saint-Petersburg Stock Exchange, futures contracts for oil are traded at the Moscow Stock Exchange, and exchange trade in certain oil products and liquefied hydrocarbon gases is also carried out at Joint-Stock Company Crimean Stock Exchange. The most active exchange trade in energy resources in the Russian Federation is performed at SPIMEX, JSC.

Taking into account that there are currently few legal studies on the legal regulation of exchange trade in energy resources, and considering the tasks set by the National Plan on the Development of Competition, it seems relevant to conduct a legal analysis of the current state of legal regulation in the Russian Federation, the legal framework for development of exchange trade within the Eurasian Economic Union, and to identify gaps and contradictions. In the performed study, the author examines the general requirements to the organization and conduct of exchange trade established at the level of national legislative and subordinate regulatory legal acts, performs a legal analysis of the acts of SPIMEX, JSC, as related to organizing, regulating, and controlling the exchange trade in oil, oil products, and natural gas, provisions of the Eurasian Economic Union Treaty on formation of common energy markets, Concepts and Programs for the formation of a common electricity market, a common gas market, and common markets of oil and oil products. The work proposes a conditional classification of exchange contracts for trade in energy resources, identifies gaps and contradictions in legal regulation, and suggests possible solutions for their elimination. This work may be useful for further legal research, in the implementation of law-making work, and in the educational process on energy law.

Keywordsenergy law; legal regulation of exchange trade in energy resources, contractual regulation in the energy sector, energy supply, oil futures
Received15.01.2019
Publication date01.03.2019
Number of characters22616
Cite     Download pdf
1 Развитие биржевой торговли отнесено к числу основополагающих принципов государственной политики Российской Федерации по развитию конкуренции. В соответствии с Национальным планом развития конкуренции предусматривается системное развитие организованных торгов на товарных рынках, определение механизмов формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов [1].
2 К ожидаемым результатам развития конкуренции в сфере газоснабжения, согласно Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации, отнесены переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах; в сфере нефти и нефтепродуктов предусматривается развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающие поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть [2].
3 Биржевая торговля нефтью, нефтепродуктами, газом в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется на АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», АО «Биржа «Санкт-Петербург», торговля фьючерсными контрактами на нефть осуществляется на Московской бирже, биржевая торговля отдельными нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами осуществляется также на АО «Крымская биржа».
4 Наиболее активно биржевая торговля энергетическими ресурсами в Российской Федерации осуществляется на АО «СПбМТСБ».
5 Правовой анализ положений, определяющих статус товарной биржи, показывает, что биржа выполняет несколько основных функций: организационные, регулирующие, контрольные.
6 Общие требования к порядку проведения биржевых торгов установлены в следующих нормативных правовых актах: в Федеральном законе от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», Федеральном законе от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», Федеральном законе от 26.07.2006
7 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральном законе от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в подзаконных нормативных правовых актах, Постановлениях Правительства Российской Федерации, Положении Центрального Банка России от 17 октября 2014 года № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов», актах бирж. При этом следует отметить, что и акты биржи включают в себя как общебиржевые правила, так и правила биржевой торговли отдельными видами энергетических ресурсов или продуктами их переработки. Правовое обеспечение порядка осуществления биржевой торговли энергетическими ресурсами на уровне актов бирж в наибольшей степени проработано АО «СПбМТСБ». Это касается как общебиржевых правил

views: 182

Readers community rating: votes 0

1. 1–2. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 22.12.2017.

2. Порядок допуска к торгам в секции «Газ Природный» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/markets/gas/ get-access/

3. Порядок допуска к торгам в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/markets/oil_ products/get-access/

4. Правилах допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/upload/ iblock/cf2/cf22804a3ec6d34401d2e83ae9dcc973.pdf

5. Правила проведения организованных торгов в секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» // URL: http:// spimex.com/upload/iblock/e7a/e7a3cd3131020b5afd2fd52238eaeddf.pdf

6. Правила проведения организованных торгов в секции «Нефть» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/ upload/iblock/e7f/e7fdaaab1ddf61436d483b08ab838090.pdf

7. Правила проведения организованных торгов в секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex. com/upload/iblock/1ce/1ce40f02515b214b73b9d0585e5c7370.pdf.

Система Orphus

Loading...
Up