Аннотация | В соответствии с Национальным планом развития конкуренции развитие биржевой торговли отнесено к числу основополагающих принципов государственной политики Российской Федерации в данной сфере. К ожидаемым результатам при выполнении Национального плана развития конкуренции отнесено в том числе увеличение объема продаж природного газа на организованных торгах; в сфере нефти и нефтепродуктов предусматривается развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты.
Биржевая торговля нефтью, нефтепродуктами, газом в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется на АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», АО «Биржа «Санкт-Петербург», торговля фьючерсными контрактами на нефть осуществляется на Московской бирже, биржевая торговля отдельными нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами осуществляется также на АО «Крымская биржа». Наиболее активно биржевая торговля энергетическими ресурсами в Российской Федерации осуществляется на АО «СПбМТСБ».
Учитывая, что правовых исследований, посвященных правовому регулированию биржевой торговли энергетическими ресурсами, на сегодняшний день не много, принимая во внимание задачи, поставленные Национальным планом развития конкуренции, представляется актуальным проведение правового анализа текущего состояния правового регулирования в Российской Федерации, правовые основы развития биржевой торговли в рамках Евразийского экономического союза, выявление пробелов, противоречий. В проведенном исследовании автор рассматривает общие требования к порядку организации и проведения биржевых торгов, установленные на уровне национальных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, проводит правовой анализ актов АО «СПбМТСБ», в части организации, регулирования и контроля за биржевой торговлей нефтью, нефтепродуктами, природным газом, положений Договора о Евразийском экономическом союзе, посвященных формированию общих рынков энергетических ресурсов, Концепций и Программ формирования общего электроэнергетического рынка, общего рынка газа, общих рынков нефти и нефтепродуктов. В работе предлагается условная классификация биржевых договоров энергетическими ресурсами, выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании, предлагаются возможные варианты их устранения. Данная работа может быть полезной для дальнейших правовых исследований, при осуществлении нормотворческой работы, в учебном процессе по энергетическому праву. |