Проблемы и задачи правового обеспечения биржевой торговли энергетическими ресурсами в Российской Федерации и в рамках Евразийского экономического союза

 
Код статьиS231243500022023-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-1-9-17
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы9-17
Аннотация

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции развитие биржевой торговли отнесено к числу основополагающих принципов государственной политики Российской Федерации в данной сфере. К ожидаемым результатам при выполнении Национального плана развития конкуренции отнесено в том числе увеличение объема продаж природного газа на организованных торгах; в сфере нефти и нефтепродуктов предусматривается развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты.

Биржевая торговля нефтью, нефтепродуктами, газом в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется на АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», АО «Биржа «Санкт-Петербург», торговля фьючерсными контрактами на нефть осуществляется на Московской бирже, биржевая торговля отдельными нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами осуществляется также на АО «Крымская биржа». Наиболее активно биржевая торговля энергетическими ресурсами в Российской Федерации осуществляется на АО «СПбМТСБ».

Учитывая, что правовых исследований, посвященных правовому регулированию биржевой торговли энергетическими ресурсами, на сегодняшний день не много, принимая во внимание задачи, поставленные Национальным планом развития конкуренции, представляется актуальным проведение правового анализа текущего состояния правового регулирования в Российской Федерации, правовые основы развития биржевой торговли в рамках Евразийского экономического союза, выявление пробелов, противоречий. В проведенном исследовании автор рассматривает общие требования к порядку организации и проведения биржевых торгов, установленные на уровне национальных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, проводит правовой анализ актов АО «СПбМТСБ», в части организации, регулирования и контроля за биржевой торговлей нефтью, нефтепродуктами, природным газом, положений Договора о Евразийском экономическом союзе, посвященных формированию общих рынков энергетических ресурсов, Концепций и Программ формирования общего электроэнергетического рынка, общего рынка газа, общих рынков нефти и нефтепродуктов. В работе предлагается условная классификация биржевых договоров энергетическими ресурсами, выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании, предлагаются возможные варианты их устранения. Данная работа может быть полезной для дальнейших правовых исследований, при осуществлении нормотворческой работы, в учебном процессе по энергетическому праву.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование биржевой торговли энергетическими ресурсами, договорное регулирование в сфере энергетики, поставка энергетических ресурсов, нефтяные фьючерсы
Получено15.01.2019
Дата публикации01.03.2019
Кол-во символов22616
Цитировать     Скачать pdf
1 Развитие биржевой торговли отнесено к числу основополагающих принципов государственной политики Российской Федерации по развитию конкуренции. В соответствии с Национальным планом развития конкуренции предусматривается системное развитие организованных торгов на товарных рынках, определение механизмов формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов [1].
2 К ожидаемым результатам развития конкуренции в сфере газоснабжения, согласно Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации, отнесены переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах; в сфере нефти и нефтепродуктов предусматривается развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающие поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть [2].
3 Биржевая торговля нефтью, нефтепродуктами, газом в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется на АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», АО «Биржа «Санкт-Петербург», торговля фьючерсными контрактами на нефть осуществляется на Московской бирже, биржевая торговля отдельными нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами осуществляется также на АО «Крымская биржа».
4 Наиболее активно биржевая торговля энергетическими ресурсами в Российской Федерации осуществляется на АО «СПбМТСБ».
5 Правовой анализ положений, определяющих статус товарной биржи, показывает, что биржа выполняет несколько основных функций: организационные, регулирующие, контрольные.
6 Общие требования к порядку проведения биржевых торгов установлены в следующих нормативных правовых актах: в Федеральном законе от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», Федеральном законе от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», Федеральном законе от 26.07.2006
7 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральном законе от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в подзаконных нормативных правовых актах, Постановлениях Правительства Российской Федерации, Положении Центрального Банка России от 17 октября 2014 года № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов», актах бирж. При этом следует отметить, что и акты биржи включают в себя как общебиржевые правила, так и правила биржевой торговли отдельными видами энергетических ресурсов или продуктами их переработки. Правовое обеспечение порядка осуществления биржевой торговли энергетическими ресурсами на уровне актов бирж в наибольшей степени проработано АО «СПбМТСБ». Это касается как общебиржевых правил

всего просмотров: 201

Оценка читателей: голосов 0

1. 1–2. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 22.12.2017.

2. Порядок допуска к торгам в секции «Газ Природный» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/markets/gas/ get-access/

3. Порядок допуска к торгам в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/markets/oil_ products/get-access/

4. Правилах допуска к участию в организованных торгах АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/upload/ iblock/cf2/cf22804a3ec6d34401d2e83ae9dcc973.pdf

5. Правила проведения организованных торгов в секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» // URL: http:// spimex.com/upload/iblock/e7a/e7a3cd3131020b5afd2fd52238eaeddf.pdf

6. Правила проведения организованных торгов в секции «Нефть» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex.com/ upload/iblock/e7f/e7fdaaab1ddf61436d483b08ab838090.pdf

7. Правила проведения организованных торгов в секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ» // URL: http://spimex. com/upload/iblock/1ce/1ce40f02515b214b73b9d0585e5c7370.pdf.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх