Проблемы и задачи правового обеспечения межгосударственной передачи электрической энергии

 
Код статьиS231243500021945-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-1-14-22
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель дирекции по нормативно-правовой работе
Аффилиация: ПАО «ФСК ЕЭС»
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы14-22
Аннотация

Межгосударственная передача электрической энергии (мощности) (далее — МГП) является одним из основополагающих элементов создания общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза. Понятие МГП в том виде, в котором оно закреплено в Договоре ЕАЭС, не известно законодательству зарубежных стран и является собирательным, поскольку в случае осуществления МГП в виде замещения в основе взаимоотношений сторон, осложненных иностранным элементом, будут лежать встречные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в разных точках поставки одного и того же объема. В то же время замещение — это единственный способ осуществления МГП на территории Российской Федерации, обусловленный рядом факторов. Во-первых, протяженностью Российской Федерации и ЕНЭС (территориальная распределенность). Во-вторых, структурой ЕЭС России, т.е. хотя параллельная работа ЕЭС России в целом осуществляется с электроэнергетическими системами иностранных государств (республик Белоруссии и Казахстана), в то же время электроэнергетические системы этих государств связаны с конкретными объединенными энергетическими системами (далее — ОЭС), из которых состоит ЕЭС России и в которых, как правило, происходит производство и потребление электрической энергии (мощности). В-третьих, несовпадение ценовых зон, установленных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172, при осуществлении МГП через территорию Российской Федерации и, как следствие, несовпадение цен на электроэнергию в этих ценовых зонах. Учитывая вышеуказанные факторы, в настоящий момент нельзя говорить о технической и экономической возможности перемещения (транзита) через территорию Российской Федерации электрической энергии (мощности) при осуществлении МГП в рамках ЕАЭС.

Ключевые словаэлектроэнергетическая система, общий электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза, межгосударственная передача электрической энергии (мощности)
Получено06.02.2018
Дата публикации30.03.2018
Кол-во символов25604
Цитировать     Скачать pdf
1 В первые понятие «межгосударственная передача электрической энергии (мощности)» было закреплено в Межправительственном соглашении от 19 ноября 2010 года «Об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики», заключенном между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации.
2 Вышеуказанное Межправительственное соглашение утратило силу с даты вступления в силу Договора ЕАЭС — с 1 января 2015 года. В Протоколе об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики, являющемся приложением № 21 к Договору ЕАЭС (далее — Протокол об обеспечении доступа к услугам СЕМ), в настоящее время содержится определение «межгосударственная передача электрической энергии (мощности)», под которым понимается оказание услуг уполномоченными организациями государств-членов по перемещению и (или) замещению электрической энергии (мощности). В зависимости от особенностей национального законодательства соответствующие отношения оформляются договорами на оказание услуг по передаче (транзиту) или иными гражданско-правовыми договорамивключая договоры купли-продажи электрической энергии (мощности).
3 Под перемещением электрической энергии (мощности) в Протоколе об обеспечении доступа к услугам СЕМ понимается обеспечение перетоков произведенной на территории государства-члена электрической энергии (мощности) через сети другого государства-члена между точками поставки, расположенными на его границе (границах).
4 Под перетоком электрической энергии (мощности) принято понимать — транспорт электроэнергии (мощности) по одной или нескольким линиям электропередачи в контролируемом сечении (Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств — участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года).
5 Перемещение электрической энергии, как разновидность МГП, необходимо отличать от существовавшего в советское время договора на переток. Так, Б.М. Сейнароев отмечал, что правовой формой, опосредующей отношения между энергосистемами по передаче электрической энергии из одной энергосистемы в другую, является договор на переток электроэнергии. По договору на переток одна энергосистема обязуется отпустить другой электрическую энергию, а последняя обязуется оплатить полученное количество энергии по цене, обусловлен ной договором и утвержденной в установленном порядке. Предметом указанного договора является электрическая энергия [1]. В свою очередь, МГП в виде перемещения можно квалифицировать как разновидность возмездного договора оказания услуг, предметом которого является передача электрической энергии через территорию сопредельного государства.

всего просмотров: 261

Оценка читателей: голосов 0

1. Сейнароев Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций / Б.М. Сейнароев. Алма-Ата : Казахстан, 1975, С. 9, 10.

2. Синенко А.Ю. Система договорных связей в электроэнергетике с участием сетевых компаний (соотношение нормативного и договорного регулирования) / А.Ю. Синенко // Актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения в электроэнергетике : материалы Второй научно-практической конференции. СПб., 2003. С. 35.

3. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 № Ф10-4470/2016 по делу № А148619/2015; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 № 07АП-9671/2016 по делу № А45-13429/2016; постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2016 № Ф05-7963/2016 по делу № А40-129043/15.

4. Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М. : Статут, 2006. С. 196–197.

5. URL: http://www.wipo.int/edocs/trtdocs/en/lon-ft/trt_lon_ft.pdf

6. URL:http://treaties.fco.gov.uk/docs/fullnames/pdf/1925/ts0026%20 (1925)%20cmd-2421%201923%209%20dec,%20 geneva%3b%20convention%20relative%20to%20development%20of%20hydraulic%20power%20affecting%20 more%20than%20one%20state.pdf

7. URL:https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272897051/%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%A2-47%20 (rus).pdf

8. Фоменко О.В. Правовое регулирование транзита энергоресурсов в ракурсе современной энергетической ситуации / О.В. Фоменко, О.В. Боровская // Современное право. 2005. № 7. С. 2–8.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх