Лицензирование права пользования недрами в целях освоения месторождений нефти и газа континентального шельфа Норвегии: опыт правового регулирования

 
Код статьиS231243500021938-9-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-1-23-29
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы23-29
Аннотация

На фоне истощения сухопутных месторождений шельф России обоснованно считается стратегическим резервом углеводородов, и именно на нем возможно открытие крупных и уникальных месторождений. Фактически в отсутствии специализированного законодательства, регулирующего нефтегазовую деятельность, устанавливающего правовое положение добывающих компаний нефтяной и газовой отраслей, на российском континентальном шельфе, и в противоречивости имеющегося правовая модель системы лицензирования Норвегии, все месторождения нефти и газа которой расположены на континентальном шельфе страны, представляет для России значительный интерес в нескольких аспектах. Во-первых, большой интерес представляет собой инвестиционный режим в нефтегазовой отрасли: с одной стороны, создаются все необходимые условия для привлечения инвестиций, а с другой стороны — на всех стадиях проекта прослеживается активное участие государства в целях защиты национальных интересов и обеспечения значительных бюджетных поступлений. Кроме того, норвежский континентальный шельф находится в аналогичном климате и географических условиях, и правовая модель разведки и добычи на шельфе принимает во внимание и этот фактор, отражая его в экологическом законодательстве. Во-вторых, обе правовые системы в той или иной степени берут за основу лицензионную модель. Автор исследует систему лицензирования освоения шельфовых месторождений по законодательству Норвегии, право доступа инвестора к освоению морских месторождений углеводородов, а также соглашение о нефтегазовой деятельности, заключаемое несколькими нефтяными компаниями в целях совместного освоения месторождения углеводородов.

Ключевые словаэнергетическое право, континентальный шельф, морские месторождения углеводородов, геологоразведка и добыча углеводородов, лицензирование, право пользования недрами
Получено06.02.2018
Дата публикации30.03.2018
Кол-во символов18408
Цитировать     Скачать pdf
1 На сегодняшний день доходы Норвегии, занимающей четвертое место в мире по ВВП на душу населения [1],
2 более чем на половину складываются за счет специфически выстроенной лицензионной системы недропользования [2, с. 99], эта система построена таким образом, что государство имеет прямое участие в лицензиях, а также гарантирует максимальную эффективность в деятельности компаний-лицензиатов.
3 Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность по освоению месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Норвегии, является Закон о нефтяной деятельности, принятый в 1996 году [3] (Lov om petroleumsvirksomhet, далее — LoP), положения которого детализированы в Постановлении от 27 июня 1997 года
4 № 653 «К Закону от 29.11.1996 «О нефтегазовой деятельности» [4].
5 Кроме того, следует отметить, что на Норвегию, которая является ассоциированным членом Европейского экономического пространства (ЕЭП), также распространяются нормы Европейской директивы 94/22/EC по выдаче и использованию лицензий на геологоразведку и добычу углеводородов (Licensing Directive 94/22/EC) [5].
6 Согласно § 1-1 LoP, «норвежское государство имеет право собственности на все морские месторождения нефти и газа, а также наделено исключительным правом управления данными ресурсами». Соответственно, нефтегазовая деятельность в Норвегии регулируется целым рядом государственных учреждений и ведомств, в процессе лицензирования ключевую роль играет Министерство нефти и энергетики, а также Нефтяной директорат и Агентство нефтяной безопасности.
7 Согласно § 3-2 LoP, континентальный шельф Норвегии подлежит разделению на участки (так называемые «блоки») шириной 15 минут долготы и длиной 20 минут широты. Такое разделение применяется для всего континентального шельфа страны, помимо случаев, когда участок континентального шельфа Норвегии граничит с континентальным шельфом иных государств, и возникновения иных условий, существенно изменяющих правовые или геолого-физические характеристики участка. Прежде чем любой из таких «блоков» будет «открыт для нефтегазовой деятельности», в отношении него, согласно § 3-1 LoP, должна быть проведена комплексная оценка, которая позволит спрогнозировать возможные последствия введения блока в хозяйственный оборот для экономической, экологической ситуации и социальной сферы.
8 Текст самой статьи говорит только о том, что процедура «открытия» должна предшествовать выдаче лицензий на добычу, но из текста § 2-1 LoP можно сделать вывод, что эта процедура также необходима перед тем, как будет выдана лицензия на геологоразведку на определенном участке.
9 Кроме того, такая процедура комплексной оценки предполагает проведение общественных слушаний, что позволяет принять во внимание мнение всех заинтересованных сторон (включая местное население и негосударственные компании). Следует отметить, что схожая процедура оценки применяется и на последующих этапах лицензирования.

всего просмотров: 410

Оценка читателей: голосов 0

1. Всемирный банк. Рейтинг стран по ВВП на душу населения // URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. PCAP.CD?year_high_desc=true (дата обращения: 02.12.2017).

2. Grondalen T. License Terms on the Norwegian Continental Shelf / T. Grondalen // LSU Journal of Energy Law and Resources. URL: https://digitalcommons.law.lsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1072&context=jelr (дата обращения: 23.11.2017). C. 109.

3. Lov om petroleumsvirksomhet // Электронная справочная правовая база Королевства Норвегия. URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1996-11-29-72?q=Lov%20om%20petroleumsvirksomhet (дата обращения: 23.11.2017).

4. Forskrift til lov om petroleumsvirksomhet // Электронная справочная правовая база Королевства Норвегия. URL: https://lovdata.no/dokument/SF/forskrift/1997-06-27-653 (дата обращения: 23.11.2017).

5. Directive 94/22/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 // Official Journal of the European Communities. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31994L0022:EN:HTML (дата обращения: 23.11.2017).

6. Составлено автором на основе: Rammeverk og organisering // Норвежский нефтяной директорат. URL: http://www. npd.no/global/norsk/3-publikasjoner/faktahefter/fakta2013/figurar/kapittel-02/kapittel-2.pdf (дата обращения: 23.11.2017).

7. Exploration Policy // Norspetroleum.no. Информационно-аналитический сайт. URL: http://www.norskpetroleum.no/ en/exploration/exploration-policy/ (дата обращения: 20.11.2017).

8. Standard avtale for petroleumsvirksomhet spesielle bestemmelser og vedlegg // Norspetroleum.no. Информационноаналитический сайт. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/133274c0e30f4ad7abd475b6d2d46e63/avta- le-med-vedlegg.doc (дата обращения: 23.11.2017).

9. The Petroleum Taxation Act // URL: https://www.regjeringen.no/en/topics/the-economy/taxes-and-duties/Act-of-13- June-1975-No-35-relating-to-th/id497635/ (дата обращения: 23.11.2017).

10. Petoro AS. Официальный сайт. URL: https://www.petoro.no/about-petoro (дата обращения: 23.11.2017).

11. Standard unit avtale // Norspetroleum.no. Информационно-аналитический сайт. URL: https://www.regjeringen.no/ globalassets/upload/oed/pdf_filer_2/og/standard_unitavtale.pdf (дата обращения: 23.11.2017).

12. Standard utvinningstilladelse for nummererte runder // URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/133274c0e- 30f4ad7abd475b6d2d46e63/standard-utvinningstillatelse_.docx (дата обращения: 22.11.2017).

13. Lov om skattlegging av undersj iske petroleumsforekomster mv. LOV-1975-06-13-35 // Электронная справочная правовая база Королевства Норвегия. URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1975-06-13-35 (дата обращения: 22.11.2017).

14. Романова В.В. О проблемных аспектах правового регулирования нефтяной отрасли: современное состояние и задачи / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2014. № 3. С. 18–23.

15. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. М. : Издательство «Юрист», 2016. С. 161–176.

16. Романова В.В. Особенности правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2017. № 2. С. 6–13. DOI 10. 18572/2312-4350-2017-2-6-13.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх