Transformation of Legal Views on Cross-Subsidization in the Electric Power Industry: Problems and Prospects

 
PIIS0021442-6-1
DOI10.18572/2312-4350-2022-2-54-58
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 2
Pages54-59
Abstract

Cross-subsidization is one of the systemic problems of the Russian electricity market, primarily its retail segments.

The history of cross-subsidization shows that there are different approaches to such a legal phenomenon.

In the Russian law and order, cross-subsidization is recognized at the legislative level as a problem that needs to be addressed.

At the same time, the original complete ban on cross-subsidization was replaced by an indication of the need to reduce its volume up to complete termination.

While recognizing the need to solve the problem, it is proposed to consider the meaning of this phenomenon in economics and law, to consider possible approaches to its application, and to form proposals on the prospects of cross-subsidization.

The positions, judgments, and statements specified in this article are the private opinion of the author and they may not coincide with the official position of the organization he works at, or of any other organizations.

Keywordsenergy law, cross-subsidization, energy supply agreement, legal regulation of the fuel and energy complex
Received09.08.2022
Publication date09.08.2022
Number of characters12043
Cite     Download pdf
1 Само по себе явление перекрестного субсидирования в его наиболее распространенной форме предполагает, что цена для одних категорий потребителей на электроэнергию будет снижаться за счет пропорционального увеличения стоимости для других категорий.
2 В первую очередь введение и существование перекрестного субсидирования направлено на поддержание наименее социально и экономически защищенной категории потребителей — населения — за счет увеличения финансовой нагрузки на промышленных потребителей и иных потребителей категории «прочие».
3 Еще в конце 90-х годов было принято решение о полном запрете перекрестного субсидирования [1], которое в дальнейшем было детализировано в виде указания на поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования для населения: речь идет о Постановлении Правительства РФ от 26 сентября 1997 года № 1231 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения».
4 С развитием экономических отношений в электроэнергетике и созданием для этих целей нормативной правовой базы в ней также был установлен полный запрет перекрестного субсидирования (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) в редакции от 5 апреля 2013 года, который в дальнейшем получил свои исключения (Федеральный закон от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
5 Действующие правоустановления исходят из допустимости перекрестного субсидирования с учетом ограничений размеров его роста и необходимостью поэтапной ликвидации. Стратегические документы в топливно-энергетическом комплексе (например, Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 года № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» и распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации») исходят из признания перекрестного субсидирования в качестве одной из отраслевых проблем и факторов риска в электроэнергетике и определяют его поэтапную ликвидацию в перечне стратегических задач.
6 На данный момент Правительству РФ рекомендовано продолжать работу по сокращению различных видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике, не допуская появления новых нерыночных надбавок в ценах на электрическую энергию и мощность [2].
7 В условиях того, что Закон об электроэнергетике наряду со стратегическими документами позиционирует соответствующие товарные рынки, в том числе их розничные сегменты, в качестве стремящихся к конкуренции, справедливо отметить, что перекрестное субсидирование относится к той части ценообразования, которая создает предпосылки для дискриминации при установлении цен (тарифов) [3], поэтапное устранение которого также признается одной из основных целей проконкурентной тарифной политики [4].

views: 229

Readers community rating: votes 0

1. Tokarev V. Tarify na ehlektroehnergiyu: osparivanie v sudakh / V. Tokarev // Zhilischnoe pravo. 2017. № 7. S. 57–68.

2. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 6 aprelya 2022 goda № 1103-8 GD «Ob informatsii Zamestitelya Predsedatelya Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii A.V. Novaka «Ob aktual'nykh voprosakh razvitiya toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa Rossijskoj Federatsii», podp. 19 p. 4 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/98966-8

3. Varlamova A.N. Pravovoe obespechenie razvitiya konkurentsii : uchebnoe posobie / A.N. Varlamova. M. : Statut, 2010. 301 s. (paragraf 9.2 glavy 9 razdela V). Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Golomolzin A.N. Printsipy i pravila novoj prokonkurentnoj tarifnoj politiki / A.N. Golomolzin // Konkurentnoe pravo. 2018. № 3. S. 12–15.

5. Ehnergeticheskie rynki: problemy i zadachi pravovogo regulirovaniya : monografiya / pod red. d-ra yurid. nauk V.V. Romanovoj. M. : Yurist, 2018. S. 120.

6. Aktual'nye problemy ehnergeticheskogo prava : uchebnik / pod red. d-ra yurid. nauk V.V. Romanovoj. M. : Yurist, 2015. S. 317.

7. Rad'ko A.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya perekrestnogo subsidirovaniya v toplivnoehnergeticheskom komplekse RF / A.V. Rad'ko, E.M. Andreeva // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2016. № 2. S. 87–95.

8. Mandzhiev A.D. Svoboda voli v dogovornykh pravootnosheniyakh / A.D. Mandzhiev. M. : Statut, 2017. S. 138–139.

9. Podrobnee sm., napr.: Perekrestnoe subsidirovanie v ehlektroehnergetike Rossii. Mezhdunarodnyj benchmarking // URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/07/ru-ru-cross-subsidies-inthe-russian-power-industry.pdf.

10. Podrobnee sm.: Simvolokov O.A. Komparativnyj analiz konkurentsii na roznichnykh rynkakh ehlektroehnergii cherez prizmu svobody dogovornykh otnoshenij: vektory pravovogo razvitiya / O.A. Simvolokov, P.N. Maksimenko // Konkurentnoe pravo. 2021. № 4. S. 18–22.

11. Podrobnee sm.: Simvolokov O.A. Vozmozhnost' l'gotirovaniya tsen na ehlektricheskuyu ehnergiyu: doktrina, zakonodatel'stvo i sudebnaya praktika / O.A. Simvolokov, P.N. Maksimenko // Konkurentnoe pravo. 2020. № 4. S. 21–25.

Система Orphus

Loading...
Up