Реформа глобальных финансов В контексте устойчивого развития

 
Код статьиS013122270000619-1-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 62 Выпуск №7
Страницы38-47
Аннотация

Рассматриваются предпосылки и основные направления реформирования глобальных финансов с учетом принципов устойчивого развития. Показано, что в последние годы основные группы акторов: правительства и финансовые регуляторы, международные организации и, что особенно важно, частные финансовые институты активизировали усилия по созданию устойчивой финансовой системы. Важнейшее направление трансформации – “экологизация” международной финансовой системы, которая позволяет использовать преимущества технологий “двойного дивиденда”. Анализируются конкретные шаги и программы действий по созданию устойчивой финансовой системы, предлагаемые международными организациями.

 

Ключевые словаглобальная финансовая реформа, устойчивое развитие, “зеленое” финансирование, ЮНЕП, международные организации, инклюзивные финансы, финансовые институты
Получено19.08.2018
Дата публикации24.08.2018
Кол-во символов36589
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 К середине второго десятилетия XXI в. свершившимся фактом стало осознание того, что мировая финансовая система нуждается не только в ужесточении регулирования с целью обеспечения стабильности, но и в более глубокой трансформации с тем, чтобы иметь возможность финансировать инклюзивный и экологически устойчивый экономический рост. Этому способствовали такие факторы, как продолжающееся сокращение природного капитала, возрастание рисков, связанных с изменением климата и ущерба от стихийных бедствий, рост социального неравенства, появление на мировой арене новых игроков в лице быстрорастущих развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, и, наконец, в немалой степени неудовлетворенность большинства заинтересованных сторон результатами посткризисной реформы регулирования глобальных финансов.
2

Финансовое регулирование: достижения и нерешенные задачи

 

Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг., который имел пагубные последствия как для самой международной финансовой системы (МФС), так и для всей мировой экономики, обусловил всеобщее признание необходимости реформирования МФС. На саммитах G20 в 2009–2010 гг. были намечены и согласованы основные направления глобальной реформы финансового регулирования (ГРФР) (см. подробнее [1]). Следует отметить, что она носила внутрисистемный характер, касаясь главным образом финансового регулирования и надзора, а ее инициаторами были развитые страны, в наибольшей степени пострадавшие от кризиса. Реформа направлена прежде всего на уменьшение системных рисков и обеспечение финансовой стабильности. Поэтому она включает преимущественно изменение таких параметров финансового регулирования, как нормативы достаточности капитала, ликвидности, кредитного плеча (левереджа), системы риск-менеджмента, процедуры банкротства.

3 Оценивая итоги глобальной реформы почти десятилетие спустя, можно сказать, что хотя достигнуты определенные результаты по разработке международных стандартов финансового регулирования (Базель-III, регулирование операций с деривативами, а также глобальных и национальных системно значимых банков), многие задачи еще не решены (см. подробнее [2]). Это признают представители международных структур, возглавляющих этот процесс, – G20 и Совета по финансовой стабильности (СФС).
4 В преддверии саммита G20 в Гамбурге в июле 2017 г. генеральный секретарь СФС С. Андресен отмечал, что глобальные финансовые реформы достигли намеченных целей по многим пунктам. По его мнению, сопротивляемость МФС системным рискам в целом укрепилась. Крупные системообразующие банки (too big to fail) стали устойчивее; инфраструктура финансовых рынков, в частности сделок с деривативами, стала надежнее. МФС демонстрирует растущую способность поглощать шоки, а не мультиплицировать их, как это было раньше. Структура источников финансирования (банки и рынки) стала более сбалансированной. При этом продолжилось кредитование реальной экономики по относительно низким ставкам [3].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 6075

Оценка читателей: голосов 0

1. Худякова Л.С. Глобальное финансовое регулирование в посткризисный период. Новые подходы к глобальному финансовому регулированию. Под ред. Л.С. Худяковой. Москва, ИМЭМО РАН, 2015, сс. 6-28. [Khudyakova L.S. Global’noe finansovoe regulirovanie v postkrizisnyi period [Global financial regulation in post-crisis period]. Novye podkhody k global'nomu finansovomu regulirovaniyu [New approaches to global financial regulation]. Khudyakova L.S., ed. Moscow, IMEMO, 2015, pp. 6-28.]

2. Худякова Л.С., Кулакова В.К., Сидорова Е.А., Ноздрев С.В. Глобальная реформа регулирования финансового сектора: первые итоги и новые вызовы. Деньги и кредит, 2016,№ 5, сс. 28-38. [Khudyakova L.S., Kulakova V.K., Sidorova E.A., Nozdrev S.V. Global’naya reforma regulirovaniya finansovogo sektora: pervye itogi i novye vyzovy [Global regulatory reform of financial sector: first results and new challenges]. Den’gi i kredit, 2016, № 5, pp. 28-38.]

3. Eurofi – Perspectives on Global Financial Regulation. Remarks by Svein Andresen, Secretary General, Financial Stability Board. April 6, 2017. 4 p. Available at: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/Eurofi-Perspectives-on-Global-Financial-Regulation.pdf (accessed 24.01.2018).

4. Proposed Framework for Post-Implementation Evaluation of the Effects of the G20 Financial Regulatory Reforms. Consultation Document on Main Elements. April 11, 2017. 15 p. Available at: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/Framework-for-the-post-implementation-evaluation-of-the-G20-financial-regulatory-reforms.pdf (accessed 24.01.2018)

5. Stiglitz J. Freefall: America, Free Markets, and the Sinking of the World Economy. New York, W.W. Norton & Company. 2010. 361 p.

6. Lund S., Daruvala T., Dobbs R., Harle Ph., Kwek Ju-H., Falcon R. Financial Globalization: Retreat or Reset?Global Capital Markets 2013.McKinsey Global Institute. March 2013. 92 p. Available at: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Global%20Themes/Global%20Capital%20Markets/Financial%20globalization/MGI_Financial_globalization_Full_report_Mar2013.ashx (accessed 24.01.2018).

7. Lund S., Windhagen E., Manyika J., Harle Ph., Woetzel J., Goldshtein D. The New Dynamics of Financial Globalization. McKinsey Global Institute. August 2017. 108 p. Available at: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Financial%20Services/Our%20Insights/The%20new%20dynamics%20of%20financial%20globalization/Financial%20globalization_Full%20Report_August_29_2017%20 (1).ashx (accessed 24.01.2018).

8. Sahay R., Cihak M., N’Diaye P., Barajas A., Bi R., Ayala D., Gao Yu., Kyobe A., Nguyen L., Saborowski Ch., Svirydzenka K., Yousefi S.R. Rethinking Financial Deepening: Stability and Growth in Emerging Markets. Washington, IMF, 2015. 41 p. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/sdn/2015/sdn1508.pdf (accessed 24.01.2018).

9. How to Restore a Healthy Financial Sector that Supports Long-Lasting, Inclusive Growth? OECD Economics Department Policy Note no. 27. June 2015. 7 p. Available at: https://www.oecd.org/eco/How-to-restore-a-healthy-financial-sector-that-supports-long-lasting-inclusive-growth.pdf (accessed 24.01.2018).

10. Towards a Theory of Sustainable Finance. Inquiry Working Paper. UNEP, October 2015. 19 p. Available at: http://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2015/10/Towards_a_Theory_of_Sustainable_Finance.pdf (accessed 24.01.2018).

11. Кулакова В.К. Финансовое регулирование в США при новом президенте Д. Трампе. Деньги и кредит, 2017, № 10, сс. 57-63. [Kulakova V.K. Finansovoe regulirovanie v SShA pri novom prezidente D. Trampe [Financial regulation in the US under new president D. Trump]. Den'gi i kredit, 2017, № 10, pp. 57-63.]

12. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего. Мировая экономика и международные отношения, 2017, том 61, № 3, сс. 107-113. [Bobylev S.N. Ustoichivoe razvitie: paradigma dlya budushchego [Sustainable development: a paradigm for future]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, vol. 61, no. 3, pp. 107-113.]

13. The Financial System We Need. Aligning the Financial System with Sustainable Development. The UNEP Inquiry Report. October 2015, 112 p. Available at: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/9862/-The_Financial_System_We_Need_Aligning_the_Financial_System_with_Sustainable_Development-2015The_Financial_System_We_Need_EN.pdf.pdf?sequence=15&isAllowed=y (accessed 26.01.2018).

14. The Financial System We Need: From Momentum to Transformation. UNEP. October 2016, 96 p. Available at: http://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2016/09/The_Financial_System_We_Need_From_Momentum_to_Transformation.pdf (accessed 26.01.2018).

15. Худякова Л.С. Международное сотрудничество в развитии “зеленого” финансирования. Деньги и кредит, 2017, № 7, сс. 10-18. [Khudyakova L.S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v razvitii “zelenogo” finansirovaniya [International cooperation in development of “green” financing]. Den'gi i kredit, 2017, no. 7, pp. 10-18.]

16. G7 Throws Weight behind Sustainable Finance Movement. Press Release. UNEP. June 12, 2017. Available at: http://web.unep.rg/newscentre/g7-throws-weight-behind-sustainable-finance-movement (accessed 26.01.2018).

17. Financial Centres for Sustainability. Reviewing G7 Financial Centres in Mobilizing Green and Sustainable Finance. UNEP Inquiry. June 2017. 40 p. Available at: http://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2017/06/Financial_Centres_for_Sustainability.pdf (accessed 26.01.2018).

18. McDaniels J., RobinsN. Mobilizing Sustainable Finance for Small and Medium Sized Enterprises. Reviewing Experience and Identifying Options in the G7. UNEP Inquiry. June 2017. 44 p. Available at: http://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2017/06/Mobilizing_Sustainable_Finance_for_Small_and_Medium_Sized_Enterprises.pdf (accessed 26.01.2018).

19. Wilkins M. How the Recommendations of the Task Force on Climate-Related Financial Disclosures May Figure into Our Ratings. S&P Global Ratings. August 16, 2017. Available at: https://www.spglobal.com/our-insights/How-The-Recommendations-Of-The-Task-Force-On-Climate-Related-Financial-Disclosures-May-Figure-Into-Our-Ratings.html (accessed 26.01.2018)

20. 2017 Financial Inclusion Action Plan (FIAP). GPFI, July 2017. 31 p. Available at: https://www.gpfi.org/sites/default/files/documents/2017%20G20%20Financial%20Inclusion%20Action%20Plan%20final.pdf (accessed 26.01.2018).

21. Roadmap for a Sustainable Financial System. A UN Environment – World Bank Group Initiative. UNEP Inquiry. November 2017. 102 p. Available at: http://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2017/11/Roadmap_for_a_Sustainable_Financial_System.pdf (accessed 26.01.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх