Роль конгресса США в разработке и осуществлении политики “стратегической неопределенности” в Тайваньском Проливе

 
Код статьиS013122270028959-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-11-58-69
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №11
Страницы58-69
Аннотация

В статье рассмотрена эволюция политической стратегии США в отношении тайваньской проблемы. На протяжении нескольких десятилетий американский подход характеризовался “стратегической неопределенностью”, но в последнее время появились признаки более однозначной поддержки Тайваня. Вопрос о том, можно ли считать завершенной эпоху “стратегической неопределенности”, решается автором с помощью анализа изменений в американском внешнеполитическом механизме. Отмечается, что Конгресс США, начиная с периода президентства Дональда Трампа, не только выполняет традиционные для себя функции защитника демократического Тайваня от посягательств со стороны КНР, но и нейтрализует наиболее радикальные инициативы исполнительной власти, направленные на переход к “стратегической ясности” в отношениях с Китаем и Тайванем. Это свидетельствует о стремлении части законодателей отсрочить ликвидацию выгодной для США “стратегической неопределенности”, но уже предпринятые Соединенными Штатами шаги делают отказ от нее практически неизбежным.

Ключевые словаТайвань, американо-китайские отношения, политика “стратегической неопределенности”, Конгресс США
Получено06.12.2023
Дата публикации07.12.2023
Кол-во символов41412
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВСТУПЛЕНИЕ

2 Визит на Тайвань спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в начале августа 2022 г. стал настоящей мировой сенсацией и превратил Тайвань в центральный пункт глобальной новостной повестки. Такого внимания к тайваньской проблеме не было уже очень давно. Сервис компании Google, с 2004 г. отслеживающий частоту запросов по определенной тематике (Google Trends), зафиксировал за весь период наблюдений несколько всплесков интереса к Тайваню, но только в 2022 г. их масштаб впервые преодолел условный рубеж в 25% от всего глобального новостного трафика. Это произошло в конце февраля – начале марта 2022 г., когда в связи с началом российской военной операции на Украине многие стали задумываться о вероятности реализации Пекином подобного сценария в Тайваньском проливе. Это привело к росту числа запросов о тайваньской проблеме до отметки 50%. Но через четыре месяца визит Н. Пелоси на Тайвань породил волну еще более ажиотажного интереса. Несколько дней пользователи Интернета практически не интересовались никакими другими политическими событиями, и Google присвоил этой волне запросов максимально возможный индекс – 100% [ист. 1].
3 Когда 25 лет назад, в апреле 1997 г., спикер палаты представителей Конгресса США республиканец Ньют Гингрич посетил Тайвань, это, хотя и было оценено специалистами как важное событие, всеобщего внимания не привлекло. Гингрич оказался на острове в завершающий день поездки по странам Восточной Азии, включавшей остановки в КНР и Японии, и провел на Тайване всего несколько часов. Реакция Пекина на визит была негативной, но сдержанной: все ограничилось несколькими осуждающими заявлениями [ист. 2].
4 В 2022 же году, сразу после отъезда Нэнси Пелоси с острова, Китай организовал масштабные многодневные военные учения в окрестностях Тайваня, в ходе которых над территорией острова даже было запущено несколько баллистических ракет. Перед визитом в китайских социальных сетях и пропагандистских изданиях всерьез обсуждалась возможность если не ракетного удара по самолету с американской делегацией, то по крайней мере его перехвата и сопровождения истребителями военно-воздушных сил КНР. Безусловно, напряженность в зоне Тайваньского пролива за 25 лет повысилась многократно, и это, помимо прочего, заставляет нас задаться вопросом о механизме принятия внешнеполитических решений по тайваньской проблеме, который сегодня существует в США, и о роли американского Конгресса как одного из подразделений федерального правительства, имеющего конституционные полномочия в сфере внешней политики.
5 Участие Конгресса США в формировании внешнеполитического курса в отношении Тайваня многократно становилось предметом изучения в отечественной и зарубежной историографии [1, 2, 3, 4]. Как и в случае с другими тематическими исследованиями роли Конгресса в американской внутренней и внешней политике, разработке данного направления весьма способствовала доступность законотворческих и иных материалов, собранных во впечатляющей по объему и многообразию представленных документов электронной базе данных Congress.gov (и нескольких других информационных базах правительства США). Наличие удобных инструментов поиска и классификации стимулировало исследователей к активному использованию методов количественного анализа. В итоге сегодня можно опираться на выводы предшественников, установивших разного рода корреляции между характером политики Соединенных Штатов в отношении Тайваня и партийным контролем над различными ветвями власти, активностью лоббистов, состоянием отношений между Тайванем и КНР, США и КНР и т. п. Вместе с тем мы исходим из убеждения, сформированного на основе опыта использования количественных методов при изучении самых разных политических сюжетов, что выводы, основанные на подсчетах и вычислении корреляций, не имеют большой эвристической ценности без учета конкретно-исторических ситуаций, которые запросто могут перевернуть всю картину, сформированную на базе количественных аргументов.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 98

Оценка читателей: голосов 0

1. Lin G., Zhou W., Wu W. What Shapes Taiwan-related Legislation in U.S. Congress? Journal of Contemporary China, 2022, vol. 31, iss. 136, pp. 609-625. DOI: 10.1080/10670564.2021.1985840

2. Kastner S.L., Grob D.B. Legislative Foundations of U.S.–Taiwan Relations: A New Look at the Congressional Taiwan Caucus. Foreign Policy Analysis, 2009, vol. 5, iss. 1 (January), pp. 57-72. DOI: 10.1111/j.1743-8594.2008.00083.x

3. Хлопов О.А. Влияние Конгресса США на развитие американо-китайских отношений. Бюллетень науки и практики, 2022, т. 8, № 9, сс. 654-663.

4. Волошина А.В. Конец политики “стратегической неопределенности” в отношении Тайваня? Россия и Америка в XXI веке, 2022, спецвыпуск.

5. Kan S.A. China/Taiwan: Evolution of the “One China” Policy – Key Statements from Washington, Beijing, and Taipei. Congressional Research Service. 10.10.2014. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/RL30341.pdf (accessed 05.06.2023).

6. Biden J. Not So Deft on Taiwan. The Washington Post, 02.05.2001. Available at: https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/2001/05/02/not-so-deft-on-taiwan/2adf3075-ee98-4e70-9be0-5459ce1edd5d/?itid=lk_inline_manual_13 (accessed 05.06.2023).

7. Brunnstrom D., Hunnicutt T. Biden Says U.S. Forces Would Defend Taiwan in the Event of a Chinese Invasion. Reuters, 19.09.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/biden-says-us-forces-would-defend-taiwan-event-chinese-invasion-2022-09-18/ (accessed 05.06.2023).

8. Blanchard B. U.S. Should Recognise Taiwan, Former Top Diplomat Pompeo Says. Reuters, 04.03.022. Available at: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/us-should-recognise-taiwan-former-top-diplomat-pompeo-says-2022-03-04/ (accessed 05.06.2023).

9. Chung L. Former U.S. Defence Chief Says One-China Policy Has ‘Outlived Its Usefulness’. South China Morning Post, 19.07.2022. Available at: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3185818/former-us-defence-chief-says-one-china-policy-has-outlived-its (accessed 05.06.2023).

10. Журавлёва В.Ю. Левая дилемма Дж. Байдена и Демократической партии. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 12, сс. 5-15.

11. Smeltz D., Kafura C. Americans Favor Aiding Taiwan Against China. Chicago Council on Global Affairs, 11.08.2022. Available at: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/americans-favor-aiding-taiwan-against-china (accessed 05.06.2023).

12. Orth T. More Americans Prefer Taking a Strong Stand to Protect Taiwan than Would Choose Good China Relations. YouGov, 02.03.2023. Available at: https://today.yougov.com/topics/international/articles-reports/2023/03/01/american-opinion-china-taiwan-conflict-poll (accessed 05.06.2023).

13. Henehan M.T. Foreign Policy and Congress: An International Relations Perspective. University of Michigan Press, 2000. 213 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх