Последствия вступления Финляндии и Швеции в НАТО для национальной безопасности России

 
Код статьиS013122270028597-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-10-19-29
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Должность: эксперт
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №10
Страницы19-29
Аннотация

Вступление Финляндии и, в перспективе, Швеции в НАТО формирует новую стратегическую и международно-политическую реальность в Скандинавско-Балтийском регионе. Система “северного баланса” и представление об этом пространстве как “регионе вечного мира” уходят в прошлое, ставя перед Российской Федерацией комплекс новых вызовов и угроз. Цель статьи – проанализировать текущую ситуацию в сфере безопасности в Скандинавско-Балтийском регионе, сценарии присоединения Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу и вероятные последствия для России.

Ключевые словаФинляндия, Швеция, НАТО, Скандинавско-Балтийский регион, военное неприсоединение, вступление в НАТО, система европейской безопасности, национальная безопасность России
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-78-10159 “Феномен стратегической культуры в мировой политике: специфика влияния на политику безопасности (на примере государств Скандинавско-Балтийского региона)”)
Получено16.11.2023
Дата публикации16.11.2023
Кол-во символов25602
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Подача Финляндией и Швецией заявок на вступление в НАТО стала логическим завершением длительного процесса отхода от политики нейтралитета/неприсоединения к военным альянсам и формализацией существующей модели де-факто ассоциированного участия этих стран в альянсе. Проблема интенсификации сотрудничества двух стран с НАТО неоднократно рассматривалась в российской исследовательской литературе в контексте деградации системы “северного баланса” после завершения холодной войны. Значительный вклад в ее исследование внесли К.В. Воронов [1, 2], Л.С. Воронков [3, 4], Н.С. Плевако [5, 6, 7], Е.В. Корунова [8, 9], Ю.М. Килин [10] и ряд других авторов [11, 12, 13, 14, 15].
3 Присоединение Финляндии и – в обозримой перспективе – Швеции к альянсу ставит вопросы о развитии военно-стратегической ситуации в Европе в целом и в особенности в Скандинавско-Балтийском регионе, а также о тех практических мерах, которые могут быть приняты для реализации политики “сдерживания” (deterrence) России, провозглашенной в последней стратегической концепции НАТО [ист. 1]. В связи с этим цель исследования – проанализировать текущую ситуацию в сфере безопасности в Скандинавско-Балтийском регионе, сценарии присоединения Финляндии и Швеции к НАТО и вероятные последствия для России. В качестве методологической основы статьи используется сценарный анализ, позволяющий прогнозировать изменения в политике исследуемых стран в кратко- и среднесрочной перспективе в зависимости от выбранных параметров вступления в альянс.
4 Исторически политика нейтралитета и военного неприсоединения в Финляндии и Швеции имела различные истоки. Более “молодой” нейтралитет Финляндии можно было охарактеризовать как прагматический и в значительной степени вынужденный в силу географических и исторических причин. Насчитывающий более 200 лет нейтралитет/внеблоковый статус Швеции имеет более идеалистическую окраску, поскольку является частью укоренившейся традиции и многие десятилетия определял национальную идентичность страны. Однако сегодня политика Швеции превратилась из нейтралистской в атлантистскую [ист. 2] и в отношении не только России, но и Китая оценивается как одна из самых воинственных и “ястребиных” из всех стран Запада [16].
5 На момент объявления правительственных решений о вступлении в НАТО их поддержка населением Финляндии составляла 75%, Швеции – около 60% [17]. Идея вступления в альянс также пользуется значительной поддержкой среди влиятельных лиц финских и шведских деловых кругов. В апреле 2022 г. на встрече в Хельсинки, в которой принимали участие высокопоставленные чиновники и крупные промышленники обеих стран, было отмечено, что, если Швеция останется единственным государством в Северной Европе вне НАТО, она окажется менее привлекательной для иностранного капитала [18]. Экономические интересы наряду с решительной позицией Финляндии явились решающими факторами, склонившими правительство Швеции к вступлению. Финскому и шведскому ОПК традиционно было сложно конкурировать за выгодные контракты с компаниями из стран − членов НАТО. Членство в альянсе, вероятно, укрепит доступ обеих стран к международным рынкам и расширит возможности для ведения бизнеса ведущим оборонным концернам Швеции и Финляндии, а именно: Saab, Norma Precision AB, CybAero Ab, Patria Group, Sisu Oy, SAKO Oy и Nammo Oy. Так, генеральный директор шведского гиганта оборонной промышленности Saab М. Йоханссон ожидает получить большую прибыль в связи со вступлением в альянс, поскольку это обеспечит доступ в “ближний круг” и откроет для предприятия новые перспективы в области противоракетной обороны и наблюдения [19].

Всего подписок: 9, всего просмотров: 424

Оценка читателей: голосов 0

1. Воронов К.В. Северный нейтрализм: исторический финал или трансформация? Современная Европа, 2018, № 1 (80), сс. 80-89.

2. Воронов К.В. Формула безопасности Северной Европы. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 1, сс. 82-89.

3. Воронков Л.С. “Северное сотрудничество” и особенности североевропейской интеграции. Москва, МГИМО-Университет, 2016. 340 с.

4. Воронков Л.С. Свободные от военных союзов Швеция и Финляндия и НАТО. Международная жизнь, 17.03.2017.

5. Плевако Н.С. Безопасность Швеции и НАТО: дорога с препятствиями. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2023, № 1 (31), сс. 26-35.

6. Плевако Н.С. Шведский и финский нейтралитет. В прошлом? Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2022, № 2 (26), сс. 24-31.

7. Плевако Н.С., Громыко Ал.А. О возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. Современная Европа, 2016, № 2 (68), сс. 13-16.

8. Корунова Е.В. Кризис разрядки и новая конфронтация: вызов внеблоковой политике Швеции. Преподавание истории и обществознания в школе, 2022, № 7, cc. 15-28.

9. Корунова Е.В. От эвентуального нейтралитета к внеблоковой политике на начальном этапе “холодной войны”: опыт Швеции. Электронный научно-образовательный журнал “История”, 2021, т. 12, № 7 (105).

10. Килин Ю.М. Нейтральные государства на распутье: проблема вступления в НАТО Финляндии и Швеции. Современная Европа, 2017, № 2 (74), сс. 65-76.

11. Зверев Ю.М., Межевич Н.М. Вызовы региональной безопасности: балтийский вектор. Международная жизнь, 2021, №1, сс. 28-43.

12. Худолей К.К., Ланко Д.А. Финская дилемма безопасности, НАТО и фактор Восточной Европы. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 3, сс. 13-20.

13. Воловой В., Баторшина И. Система безопасности в Балтийском регионе как проекция глобального противостояния России и США. Балтийский регион, 2017, т. 9, № 1, сс. 27-43.

14. Вежливцева Н.Ю. Нейтралитет Финляндии как часть ее национальной идентичности. Вестник МГИМО-Университета, 2019, № 2 (65), сс. 86-100.

15. Кислицын С.В. Военно-политическое сотрудничество США с Финляндией и Швецией на современном этапе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 2018, т. 11, вып. 4, сс. 376-389.

16. Parsi T., Stranne F. Sweden Is the Land of Ikea, ABBA – and China Hawks. Foreign Policy, 24.07.2023. Available at: https://foreignpolicy.com/2023/07/24/sweden-is-the-land-of-ikea-abba-and-china-hawks/ (accessed 25.07.2023).

17. Lynch L. Joining the West. International Politics and Society,16.06.2022. Available at: https://www.ips-journal.eu/topics/future-of-social-democracy/joining-the-west-5995/ (accessed 15.04.2023).

18. Nordenskiöld T. Regeringen i hemligt Nato-möte i Finland. Expressen, 11.04.2022.

19. Ek V. Saab CEO Says Swedish NATO Entry Would Open Door to Inner Circle. Bloomberg, 22.04.2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-22/saab-ceo-says-swedish-nato-entry-would-open-door-to-inner-circle?leadSource=uverify%20wall (accessed 15.04.2023).

20. Schake K. In Vilnius, NATO Got Two Wins and One Big Loss. The Atlantic, 16.07.2023. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2023/07/vilnius-nato-summit-sweden-turkey-ukraine/674721/ (accessed 20.07.2023).

21. Dahl A.S. US Policy in the Nordic-Baltic Region. During the Cold War and After. Stockholm, Santerus Academic Press, 2008. 116 p.

22. Pyykönen J. Nordic Partners of NATO: How Similar are Finland and Sweden within NATO Cooperation? Helsinki, Finnish Institute of International Affairs, 2016. 138 p. Available at: https://www.fiia.fi/en/event/nordic-partners-of-nato-how-similar-are-finland-and-sweden-within-nato-cooperation (accessed 15.04.2023).

23. Wieslander A. What Makes an Ally? Sweden and Finland as NATO’s Closest Partners. Journal of Transatlantic Studies, 2019, vol. 17, pp. 194-222. Available at: https://doi.org/10.1057/s42738-019-00019-9

24. Osborn K. F-35 Operates as ‘Elevated Sensor’ to Destroy Cruise Missile. The National Interest, 16.07.2021. Available at: https://nationalinterest.org/blog/buzz/f-35-operates-‘elevated-sensor’-destroy-cruise-missile-189872 (accessed 15.04.2023).

25. Osborn K. The F-35 Strengthens Its Role in Missile Defense. The National Interest, 30.11.2021. Available at: https://nationalinterest.org/blog/buzz/f-35-strengthens-its-role-missile-defense-197241 (accessed 18.04.2023).

26. Nurmi L. Viron puolustusministeri Iltalehdelle: Suomen ja Viron ohjuksilla luodaan Suomenlahdelle Nato-sulku. Iltalehti, 12.08.2022.

27. Nurmi L. Hallituksen esitys Nato-jäsenyydestä: ei rajoituksia ydinaseille Suomessa. Iltalehti, 26.10.2022.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх