The Political Process in Modern France: Society and Power

 
PIIS013122270028196-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-8-37-47
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 67 Issue 8
Pages37-47
Abstract

In modern France, power and society are developing in different directions. President E. Macron has built a rigid “vertical of power”, which was further strengthened under the conditions of the COVID-19 pandemic. Power in France has exceptional autonomy and an ability to make and implement decisions that do not have public support. The president can implement reforms by decree, and the prime minister – relying on the Article 49.3 of the Constitution, which allows laws to be passed without a vote in parliament. Society, in turn, has become more demanding in the field of obtaining individual rights and expanding political rights. While power was growing more and more “vertical”, society developed in the opposite direction. The individual rights of citizens have expanded (legalization of same-sex unions and sex change); French citizens have become more demanding of representative institutions and politicians. It is customary to consider French society depoliticized. In reality, modern French people, even if they don't go to the polls and don't trust political parties, are interested in politics. The mood of “critical citizenship” has become widespread in society, an increasing number of citizens would like to participate in political decision-making, and the ideas of direct democracy are very popular. The multidirectional development of society and power inevitably gives rise to a systemic socio-political conflict. The protests against raising the retirement age from 62 to 64 that unfolded in France in 2023 were a continuation of the protest movements of past years. Three scenarios for the development of the political situation in France are formulated: normalization; political crisis and way out of it; renewal of the political regime.

KeywordsFrance, E. Macron, Fifth Republic, pension reform, society, power, elites, political process
Received20.10.2023
Publication date31.08.2023
Number of characters34678
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВСТУПЛЕНИЕ

2 Взаимодействие общества и власти во Франции исторически имеет напряженный характер. В XVI–XVII вв. в целях сохранения власти французским королям неоднократно приходилось покидать восставший Париж. C конца XVIII в. во Франции произошло три революции. Пятой республике, или “выборной монархии”, как ее называл М. Дюверже, не удалось снизить уровень социального напряжения. В мае 1968 г. страну потрясли студенческие протесты, к которым присоединились рабочие. Полвека спустя президент Э. Макрон столкнулся с мощными движениями протеста, переросшим в политический кризис, и в полной мере смог оценить социальный темперамент французов.
3

В научной литературе политический процесс понимается как взаимодействие власти и ее носителя – властной элиты c обществом по поводу распределения ресурсов и полномочий [1]. Изучение элит – одно из наиболее разработанных направлений в политической науке и социологии. Ученых интересует, что собой представляют правящие элиты [2, 3], какими ресурсами обладают, как их используют и каким образомонивзаимодействуют с другими акторами [4].

4 В свою очередь социум все чаще изучается через призму сложившихся в нем социальных [5] и иных расколов [6], а также социально-экономического неравенства и бедности, которые неуклонно нарастали по мере втягивания стран в орбиту глобализации [7]. Тем не менее наукой признается, что оценки абсолютной бедности по доходам являются ограниченными. С 1980-х годов для изучения бедности используется концепция (относительной) социальной депривации, разработанная британским социологом П. Таунсендом и оценивающая бедность не на основе абсолютных показателей, а сквозь призму отсутствия у индивидов или социальных групп ресурсов для удовлетворения потребностей, являющихся общепринятыми в обществе, к которому они принадлежат [8].
5 В предлагаемой статье анализируются особенности политического процесса в современной Франции, исследуются ресурсы и ограничения властной элиты и общества, а также модели поведения и стратегии, используемые сторонами в условиях кризиса.
6

ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ЭЛИТЫ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА В БАРХАТНОЙ ПЕРЧАТКЕ

7

Власть находится в руках властной элиты, которая распоряжается ресурсами, определяет политическую повестку и принимает важные для страны решения.Властная элита в современной Франции представлена политической и административной элитными группами.

8

Центральной фигурой во французской системе власти является президент. Глава государства обладает огромнымиинституциональными полномочиями: он назначает премьер-министра и ведущих министров кабинета; отправляет в отставку главу кабинета, может распустить нижнюю палату парламента; объявить о проведении референдума. Президентская власть “способна встать над системой разделения властей и выступать арбитром между ними” [9].Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, круг наиболее важных реформ и календарь их осуществления.В связи с сокращением срока президентского мандата во Франции с семи до пяти лет “монархический характер политических институтов значительно усилился” [10, с. 125], поскольку любые намеченные мероприятия глава государства вынужден осуществлять ускоренными темпами.

Number of purchasers: 3, views: 137

Readers community rating: votes 0

1. Дука А.В. Политический режим и возможности протестной активности. Актуальные проблемы Европы, 2023, № 3. (в печати) Duka A.V. Political Regime and Opportunities for Protest Activity. Aktual'nye problemy Evropy, 2023, no. 3. (In print). (In Russ.)

2. Rouban L. Sociologie politique des députés de la V République, 1958–2007. Les Cahers du CEVIPOF, 2011, № 55. 126 p. Available at: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/cahier_55.3_jp.pdf (accessed 10.10.2011).

3. Лапина Н.Ю. Политическая элита Франции: мотивация, карьерные траектории, профессия политика в начале XXI века. Власть и элиты, 2014, т. 1, сс. 137-160. Lapina N.Yu. Political Elite of France in the Beginning of the XXI Century: Motivation, Career Paths and Vocation. Vlast' i elity, 2014, vol. 1, pp. 137-160. (In Russ.) Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27700635 (accessed 10.04.2023).

4. Хоффман-Ланге У. Граждане и элиты во время экономического кризиса и общественных волнений. Власть и элиты, 2014, т. 1, сс. 96-136. Hoffmann-Lange U. Citizens and Elites in Times of Economic Crisis and Citizen Unrest. Vlast' i elity, 2014, vol. 1, pp. 96-136. (In Russ.) Available at: http://socinst.ru/wp-content/uploads/2018/09/vlast_i_elite_tom1.pdf (accessed 10.12.2014).

5. Guilluy Ch. Les dépossédés. Paris, Flammarion, 2022. 234 p.

6. Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Социальные размежевания и политические противостояние в научном дискурсе: критерии оценки и классификации. Полис. Политические исследования, 2021, т. 30, № 5, сс. 56-77. Semenenko I.S., Lapkin V.V., Pantin V.I. Social Divisions and Political Confrontations in Scientific Discourse: Evaluation and Classification Criteria. Political Studies, 2021, vol. 30, no. 5, рр. 56-77. (In Russ.) DOI: 10.17976/jpps/2021.05.07

7. Piketty T. Le capital au XXI-e siècle. Paris, Seuil, 2013. 1015 p.

8. Townsend P. Poverty in the United Kingdom. Harmondsworth, Penguin, 1979. 1216 p.

9. Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. Москва, Берлин, Direct Media, 2015. 936 с. Medushevskii A.N. The Theory of Constitutional Cycles. Moscow, Berlin, Direct Media, 2015. 936 р. (In Russ.)

10. Труд-Шастене П. Социальные движения протеста во Франции (интервью с профессором политических наук Университета Бордо П. Труд-Шастене). Мировая экономика и международные отношения, 2014, № 6, сс. 124-125. Troude-Chastenet P. The Social Movement of Protest in France. World Economy and International Relations, 2014, no. 6, pp. 124-125. (In Russ.) Available at: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2014/6/researchers-opinion/the-social-movement-of-protest-in-france (accessed 10.04.2023).

11. Gauchet M., Conan E., Azouvi F. Macron, les leçons d'un échec. Comprendre le malheur français II. Paris, Stock, 2021. 303 p.

12. Лапина Н.Ю. Франция: Жизнь в условиях пандемии. Россия и современный мир, 2022, № 2, сс. 119-134. Lapina N.Yu. France: Living in a Pandemic. Rossiya i sovremennyi mir, 2022, no. 2, pp. 119-134. (In Russ.) DOI: 10.31249/rsm/2022.02.07

13. Rouban L. La vraie victoire du RN. Paris, Les Presses de Sciences Po, 2022. 164 p.

14. Robert C., ed. Confiner la démocratie. Les dépolitisations de l'action publique. Villeneuve-d’Ascq, Presses universitaires du Septentrion, 2021. 314 р.

15. Perrineau P., Rouban L., eds. La politique en France et en Europe. Paris, Les presse de Sciences Po, 2007. 452 p.

16. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. Москва, Прогресс, Логос, 2002. 224 с. Lasch Ch. The Revolt of the Elites and the Betrayal of Democracy. Moscow, Progress, Logos, 2002. 224 p. (In Russ.)

17. Fourquet J. L’archipel français: Naissance d’une nation multiple et divisée. Paris, Le Seuil, 2019. 384 p.

18. Chauvel L. La spirale du déclassement. Essai sur la société des illusions. Paris, Seuil, 2016. 224 p.

19. Todd E. Les luttes de classes en France au XXI-e siècle. Paris, Seuil, 2020. 384 p.

20. Лапина Н.Ю. Политический цикл 2017–2022 гг. во Франции: институты и практики. Власть и элиты, 2022, т. 9, № 2, сс. 5-26. Lapina N.Yu. The 2017–2022 Political Cycle in France: Institutions and Practices. Vlast' i elity, 2022, vol. 9, no. 2, pp. 5-26. (In Russ). Available at: https://doi.org/10.31119/pe.2022.9.2.1

21. Дука А.В. Элиты в кризисном обществе. Власть и элиты, 2022, т. 9, № 1, сс. 5-36. Duka A.V. Elites in a Crisis Society. Vlast' i elity, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 5-36. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31119/pe.2022.9.1.1

22. Segaunes N. La réforme sera-t-elle soumise au vote des députés ou fera-t-elle l’objet d’un 49.3 ? L’Opinion, 16.03.2023. Available at: https://www.lopinion.fr/politique/retraites-macron-a-quitte-ou-double?utm_campaign=Edition%20de%207h30_16-03-2023 (accessed 16.03.2023).

23. Segaunes N. Comment gouverner après le 49.3? La décision du Président et de la Première ministre dépendra de l’appréciation du risque encouru. L’Opinion, 20.03.2023. Available at: https://www.lopinion.fr/politique/macron-comment-gouverner-apres-le-49-3?utm_campaign=Edition%20de%207h30_20-03- 2023 (accessed 20.03.2023).

24. Julliard J. Au secours, la IV Republiaue revient! Le Figaro, 02.04.2023. Available at: https://www.lefigaro.fr/vox/societe/jacques-julliard-au-secours-la-ive-revient-20230402 (accessed 02.04.2023).

Система Orphus

Loading...
Up