Динамика миграционных и интеграционных процессов в Южной Европе (Испания, Португалия, Италия, Сан-Марино, Мальта)

 
Код статьиS013122270028179-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-109-118
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Африки РАН (ИАфр РАН)
Адрес: РФ, 123001 Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Аффилиация: Институт Африки РАН (ИАфр РАН)
Адрес: РФ, 123001 Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 9
Страницы109-118
Аннотация

Цель статьи – проанализировать и дать оценку последним тенденциям в миграционных процессах в Южной Европе, включая Испанию, Португалию, Италию, Сан-Марино и Мальту. При выборе этих государств авторы исходили из того, что именно в регионе Южного Средиземноморья проблема миграции стоит особенно остро, учитывая соседство с Африкой и Ближним Востоком, откуда идет основной поток иммигрантов. Затронутая тема является актуальной и одновременно “болезненной” для всех государств региона. В статье делается попытка сравнить общую европейскую стратегию по приему мигрантов и практические результаты ее имплементации в странах Южной Европы.

Ключевые словаЮжная Европа, иммигранты, Испания, Португалия, Италия, Сан-Марино, Мальта, интеграция, ассимиляционизм, поликультурные стратегии интеграции
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-18-00123 (https://rscf.ru/project/22-18-00123/).
Получено20.10.2023
Дата публикации30.09.2023
Кол-во символов29481
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

2 Исследование посвящено выявлению проблем, связанных с неуменьшающимся потоком миграции в Южную Европу – на примере Испании, Португалии, Италии, Сан-Марино и Мальты. Данная работа является логическим продолжением разработок ученых ИМЭМО и других институтов, которые предприняли попытки установить закономерности между миграциями и социокультурным развитием европейских стран, а также проблемой национальной безопасности. К данной проблематике обращались такие ученые, как А.Г. Володин [1], Н.К. Арбатова [2], Е.В. Хахалкина, А.М. Погорельская [3] и многие другие. Пытались найти приемлемое решение также ученые из самих европейских стран, например, испанские – А. Доминго, Г. Пиньоль-Хименес, Р. Запата-Бареро [4] или португальский – А. Голдберг [5] исследователи. Тем не менее сбалансированной политики в отношении мигрантов не выработано по сей день ни Евросоюзом, ни какой-либо отдельно взятой страной. Это и понятно, поскольку мигранты с разных континентов – из стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы – различны по своему этническому составу, религиозной культуре, традициям и менталитету, и в связи с этим их социальная адаптация является задачей крайне сложной. Комплекс проблем, связанный с миграционными процессами в европейских странах, довольно обширный, а их решение полностью или частично зависит от миграционной политики ЕС как руководящей силы и от национальных властей. На политику последних оказывают влияние такие факторы, как исторический опыт взаимодействия с мигрантами, экономическое благополучие и социальная солидарность в обществе.
3 Авторы данной статьи акцентировали свое внимание на значительном различии между практиками интеграции мигрантов в странах Южной Европы. Это существенно новый момент в исследованиях, поскольку предполагает знание истории, традиций и социокультурных особенностей мигрантов из африканских и арабских государств. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном подходе к вопросам международной миграции, включая социальные, политические и культурные аспекты миграционной политики принимающих стран. Практическая значимость заключается в раскрытии вопросов, связанных с национальной и международной безопасностью в целом.
4

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС

5 На протяжении 1990-х и 2000-х годов под идеологическим руководством Европейского союза страны Южной Европы приняли ряд новых законов, которые должны были регулировать растущее иностранное население. Так, для Италии первый закон об иммиграции, принятый в 1986 г., был “в значительной степени вдохновлен европейской политикой и ориентацией, предложенной Европейским сообществом с точки зрения миграционной политики в 1985 г.” [4, p. 137]. Принятие Общих базовых принципов1 в 2004 г. и Общей программы интеграции иммигрантов2 в 2005 г. ознаменовало первый важный поворотный момент взаимодействия на уровне ЕС. В этих документах интеграция иммигрантов была сформулирована как “динамичный двусторонний процесс” взаимного приспособления иммигрантов и принимающих их обществ, пропагандировался “целостный подход к интеграции иммигрантов”: последняя признавалась сквозной проблемой, управление которой требует инициатив во многих областях политики [ист. 1]. Это был настоящий прорыв по сравнению с более ранним периодом, когда иммиграция и особенно интеграция находились полностью в компетенции государств-членов. Руководство по интеграции для политиков и практиков3, впервые опубликованное в 2004 г., а затем еще в двух изданиях (2007, 2011 гг.), было первой попыткой собрать и распространить местную и национальную “передовую практику” среди государств-членов. Четким шагом к большей приверженности единым правилам стала ст. 79(4) Лиссабонского договора 2007 г.4, которая впервые наделила ЕС полномочиями “устанавливать меры для обеспечения стимулов и поддержки действий государств-членов с целью содействия интеграции граждан третьих стран, законно проживающих на их территории” [ист. 2]. Также в 2007 г. был создан Европейский фонд интеграции граждан третьих стран5 для управления и финансовой поддержки интеграционных программ во всех государствах-членах. Стокгольмская программа 2010–2014 гг.6 подчеркнула поддержку со стороны ЕС дальнейшего обмена передовым опытом в области интеграции между государствами-членами [ист. 3]. Стратегия “Европа 2020”7, ратифицированная в марте 2010 г., определила интеграцию в экономических терминах и установила связь интеграции с занятостью и заработками мигрантов [ист. 4]. Стокгольмская программа и Сарагосская декларация ЕС об интеграции 2010 г.8 [ист. 5] утвердили разработку набора общих показателей интеграции мигрантов в сферах занятости, образования, социальной адаптации. 1. Common Basic Principles for Immigrant Integration Policy in the EU.

2. Common Framework for the Integration of Non-EU Nationals.

3. Handbook on Integration for Policy-Makers and Practitioners.

4. Официальное название – “Лиссабонский договор о внесении изменений в >>>> и >>>> ” (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community).

5. The European Fund for the Integration of Third Country Nationals.

6. The Stockholm Programme 2010–2014.

7. Europe 2020. A European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth

8. Zaragoza Declaration on Integration.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 176

Оценка читателей: голосов 0

1. Володин А.Г. Миграции из Южной Азии в Западную Европу: истоки, тенденции, перспективы. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 4, сс. 101-110.

2. Арбатова Н.К. Миграционная угроза безопасности ЕС: предрассудки и реальности. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, сс. 61-70.

3. Хахалкина Е.В., Погорельская А.М. Содействие развитию или управление миграцией? (Анализ европейского подхода). Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, сс. 80-89.

4. Domingo A., Pinyol-Jiménez G., Zapata-Barrero R. Spain: Multiple-Governance and Integration Policies in Diverse Socio-Demographic Contexts. Relations between Immigration and Integration Policies in Europe: Challenges, Opportunities and Perspectives in Selected EU Member States. Duszczyk M., Pachocka M., Pszczółkowska D., eds. 2020, London, Routledge, рр. 125-145.

5. Goldberg A. La acogida y la integración de refugiados en Portugal: recuperando las voces de los actors. Migraciones internacionales, 2021, no. 12 (1), рр. 1-22. DOI: 10.33679/rmi.v1i1.2220.

6. Parreño-Castellano J.M., Moreno-Medina С., Domínguez-Mujica J., Santana Rivero C. Mapping Foreign Immigration in Spain. Trends and Spatial Patterns. Journal of Maps, 2021, № 17 (1), рр. 79-84. Available at: https://doi.org/10.1080/17445647.2020.1866700

7. Marano L. Sub-State Identities and Immigrant Integration Policies: The Cases of Andalusia and Catalonia. Universitat Pompeu Fabra Barcelona, GRITIM, Working Paper Series, 2020, no. 44 (Summer).

8. Domingo A. Selective Migration Policies in Spain: The Case of Latin-Americans. Similar but Different. Inclusion and Exclusion of Immigrant Communities Sharing Similar Cultural Backgrounds with Their Host Societies. Bouju A., Edel A., eds. Population Europe Discussion Paper, 2018, no. 8 (September), pp. 19-24. Available at: https://population-europe.eu/files/documents/dp8_similar_but_different_web.pdf (accessed 03.06.2023).

9. Cebolla-Boado H., Pinyol-Jiménez G. Inmigración en España (2017–18). Informe de la Democracia en España 2018. Madrid, 2019, Fundación Alternativas, рр. 125-146. Available at: https://fundacionalternativas.org/publicaciones/informe-sobre-la-democracia-en-espana-2018/ (accessed 09.03.2023).

10. Zapata-Barrero R. Intercultural Policy and Multi-Level Governance in Barcelona: Mainstreaming Comprehensive Approach. International Review of Administrative Sciences, 2015, 83 (2), рр. 247-264. DOI: 10.1177/0020852315592962

11. Pascale F. La relocalisation des migrants “ne fonctionne pas”, selon un haut fonctionnaire du ministère italien de l’Intérieur. Euractiv, 29.11.2022. Available at: https://www.euractiv.fr/section/migrations/news/la-relocalisation-des-migrants-ne-fonctionne-pas-selon-un-haut-fonctionnaire-du-ministere-italien-de-linterieur/ (accessed 02.04.2023).

12. Tosseri O. Migrants: l'Italie veut imposer un “code de bonne conduit” aux navires des ONG. Les Echos, 27.12.2022. Available at: https://www.lesechos.fr/monde/europe/migrants-litalie-veut-imposer-un-code-de-bonne-conduite-aux-navires-des-ong-1892197 (accessed 09.03.2023).

13. Логунов А. Глава МВД Италии: мусульманские сообщества должны принять наши ценности. РИА Новости, 22.09.2017.

14. Bastien D. Immigration: les “prisonniers” de l'île de Malte. Les Echos, 05.01.2010. Available at: https://www.france-terre-asile.org/articles-ftda/leurope-de-lasile/immigration-les-l-prisonniers-r-de-lile-de-malte (accessed 12.03.2023).

15. Puygrenier L. Du “fardeau migratoire” au fardeau des migrants. L’exil à Malte ou la condition d’entre-emplois. Travail et migrations, 2021, vol. 37, no. 1 et 2, рр. 43-66. Available at: https://journals.openedition.org/remi/18055 (accessed 26.03.2023).

16. Marques J.C., Vieira А., Vieira R. Migration and Integration Processes in Portugal: The Role of Intercultural Mediation. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2019, no. 2, рр. 187-205. DOI: 10.17516/1997-1370-0388

17. Sacramento O., Silva P.G. Entre direitos consagrados e constrangimentos operacionais: dissonâncias estruturais no sistema português de acolhimento de refugiados. Desenvolvimento e Sociedade. Revista Interdisciplinar em Ciências Sociais, 2018, no. 4, рр. 7-20. Available at: http://www.revistas.uevora.pt/index.php/desenvolvimento_sociedade/article/view/288 (accessed 03.06.2023).

18. Grillo R. Interculturalism and the Politics of Dialogue. University of Sussex, Falmer, Brighton, 2017. 277 р.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх