Монголия: внешняя торговля и развитие инфраструктуры

 
Код статьиS013122270028175-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-68-78
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН (БИП СО РАН)
Адрес: РФ, Республика Бурятия, 670047 Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
Должность: Доцент
Аффилиация: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ВСГУТУ)
Адрес: РФ, Республика Бурятия, 670013 Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В
Аффилиация: Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН (БИП СО РАН)
Адрес: РФ, Республика Бурятия, 670047 Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 9
Страницы68-78
Аннотация

В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай–Европа–Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия–Монголия–Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз–Восток”.

Ключевые словаМонголия, Россия, Китай, внешнеэкономическое сотрудничество, антиковидные ограничения, антироссийские санкции, трансграничная инфраструктура
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках государственного задания Байкальского института природопользования СО РАН (проект № 0273-2021-0003).
Получено20.10.2023
Дата публикации30.09.2023
Кол-во символов25541
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Стоящие сейчас перед Россией масштабные задачи расширения торговых связей с Китаем и другими крупнейшими государствами Азии требуют формирования новых транзитных коридоров. Особое место среди стран российского пояса соседства на восточном направлении занимает Монголия. Она располагается на пересечении кратчайших маршрутов для транзита контейнерных грузов из Пекинской агломерации в Западную Европу и энергоресурсов из Сибири в столичный регион Китая. Однако до сих пор не удавалось в полной мере воспользоваться ее возможностями из-за неразвитости местной железнодорожной сети, наличия альтернативного транзитного пути через Казахстан, прямого соединения между Россией и Китаем в Забайкалье и на Дальнем Востоке. При строительстве нефте- и газопроводов из РФ в КНР также предпочтение отдавалось более протяженным бестранзитным вариантам.
3

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

4 Монгольская экономика стала бурно расти и трансформироваться с началом разработки крупных месторождений минерального сырья в середине 2000-х годов. Однако рост был нестабильным. Три глубоких спада, индуцированных глобальными кризисами 2008 и 2015 гг., а также пандемией COVID-19, высветили чрезмерную зависимость Монголии от экспорта полезных ископаемых, главным покупателем которых служил Китай. Так, в 2019 г. Китай импортировал из Монголии почти половину своего импорта коксующегося угля (36.6 млн из 75.0 млн т). При этом ввиду отсутствия железных дорог в районе основных угольных месторождений в пустыне Гоби в основном использовался автотранспорт [1]. В 2020 г. Монголия столкнулась с серьезными трудностями при поставке угля в Китай из-за закрытия автомобильных погранпереходов с китайской стороны в качестве антиковидной меры. Результатом стало резкое снижение объемов добычи и экспорта угля. В совокупности с падением цен на уголь и обвалом сектора услуг это привело к самому глубокому с 1992 г. кризису в экономике страны.
5 В 2021 г., вопреки прогнозам МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития, монгольская экономика восстановилась незначительно (табл. 1). В 2022 г. темпы роста также оставались невысокими, так как продление карантинных мер в КНР продолжало ограничивать объемы добычи и экспорта минерального сырья [2].
6 Тем не менее правительство Монголии рассчитывает на рост экономики с 2023 г. В Новой политике возрождения, утвержденной в 2021 г., в качестве главной движущей силы по-прежнему рассматривается горнодобывающий сектор [ист. 2]. Ключом к дальнейшему освоению крупнейших месторождений страны и увеличению объемов экспорта полезных ископаемых в Китай и другие страны Азии должно стать развитие транспортной инфраструктуры. В конце 2022 г. завершено строительство трех железных дорог в Южном регионе, которые позволят многократно увеличить физические объемы добычи и экспорта минерального сырья. Ожидается, что на фоне начавшегося в 2021 г. роста цен на полезные ископаемые это станет основой быстрого восстановления экономики.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 276

Оценка читателей: голосов 0

1. Khashchuluun Ch., Dulguun T., Khorol-Erdene B., Manlaibaatar Z., Nyambaatar B., Oyuntugs D., Oyunzul Ts. Sustainable Mining Development. Ulaanbaatar, Economic Research Institute, 2021. Available at: http://www.eri.mn/research/finished/500-vn3fdrhc (accessed 08.11.2021).

2. Nganou J.-P., Batmunkh U., Jambal G., Dorfman M.C., Chowdhury I.S. Mongolia Economic Update (Navigating Stronger Headwinds). Washington, World Bank Group, 2022. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/099217304262220163/IDU075eaf9ad0a3f4040f0099870c4ddc3edcadb (accessed 02.06.2022).

3. Helble M., Hill H., Magee D. Mongolia’s Economic Prospects. Resource-Rich and Landlocked between Two Giants. Asian Development Bank, 2020. Available at: https://www.adb.org/publications/mongolia-economic-prospects (accessed 21.08.2021).

4. Erdenechimeg E. Logistics and Transport Challenges in Mongolia. The Northeast Asian Economic Review, 2016, vol. 4, iss. 2, pp. 21-36.

5. Грайворонский В.В. Модернизация железнодорожного транспорта в Монголии и роль российско-монгольского сотрудничества. Восточная аналитика, 2011, № 2, сс. 123-130.

6. Макаров А.В., Макарова Е.В., Андреев А.Б. Монгольский коридор: проблемы и перспективы развития транзитно-транспортной сети Монголии. ЭКО, 2020, т. 50, № 10, сс. 34-49.

7. Чепуркин Ю.В. Международный проект «Программа технической модернизации и развития АО “Улан-Баторская железная дорога” до 2020 года». Бюллетень Ученого совета АО “ИЭРТ”, 2016, № 1, сс. 19-26.

8. Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Попов С.П., Клер А.М., Илькевич Н.И. Рынки природного газа и этапы создания газопроводной сети и системы экспортных газопроводов на востоке России. Известия РАН. Энергетика, 2000, № 6, сс. 49-56.

9. Воропай Н.И., Санеев Б.Г., ред. Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее. Новосибирск, Академическое издательство “Гео”, 2011. 368 с.

10. Воропай Н.И., Подковальников С.В., Санеев Б.Г. Межгосударственная энергетическая кооперация в Северо-Восточной Азии: состояние, потенциальные проекты, энергетическая инфраструктура. Энергетическая политика, 2014, № 2, сс. 55-65.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх