Многосторонний стратегический диалог: дилеммы и препятствия

 
Код статьиS013122270028153-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-7-5-21
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 7
Страницы5-21
Аннотация

Во внешнеполитической части ежегодного Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. наиболее выпукло прозвучала новая тема: приостановка участия России в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). В пользу этого решения был выдвинут ряд доводов, включая отсутствие в Договоре ограничений на ядерные силы союзников США по НАТО – Великобритании и Франции. Судя по всему, главным мотивом решения российского руководства по ДСНВ было политическое противодействие политике США и их союзников, нацеленной на поражение России в вооруженном конфликте на Украине. Вместе с тем приостановка действия ДСНВ чревата полным разрывом договорно-правовых стратегических отношений двух ядерных сверхдержав и крахом всего режима контроля над ядерными вооружениями. Тем не менее при условии благоприятных перемен в международной политике – мирного урегулирования вооруженного конфликта на Украине, отхода Запада и России от всеобъемлющей конфронтации – возможно возобновление диалога по ограничению стратегических вооружений РФ и США. Но тема подключения к ограничению вооружений Великобритании и Франции останется в повестке дня. 30 лет назад совокупный ядерный потенциал этих государств составлял примерно 4% от стратегических сил каждой из двух сверхдержав, а сейчас достигает примерно 35% – ввиду сокращения стратегических сил России и США после 1991 г. Решение данного вопроса потребует инновационных договорно-правовых форм и применения опыта и прецедентов, наработанных за полвека стратегических переговоров.

Ключевые словаядерное сдерживание, стратегические концепции, обезоруживающий удар, ответно-встречный удар, переговоры по ограничению вооружений, Договор СНВ-3, возвратный потенциал, ядерные силы третьих держав, ракеты морского базирования, Временное соглашение ОСВ-1
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено19.10.2023
Дата публикации31.07.2023
Кол-во символов54963
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВСТУПЛЕНИЕ

2 Для тех, кто интересуется международной политикой, в ежегодном Послании российского президента В.В. Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. наиболее выпукло прозвучали две темы. Первая и, несомненно, главная – это вооруженный конфликт на Украине и вокруг нее, который стал водоразделом всей мировой политики. Вторая – приостановка участия России в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, также обозначаемому в России как Договор СНВ-3).
3 По первому вопросу президент России привел много доводов в обоснование идеи, ставшей краеугольным камнем ведения Специальной военной операции (СВО) на Украине: “…Это они развязали войну, а мы использовали силу и используем, чтобы ее остановить” [ист. 1]. Конечно, это тема отдельного анализа, но она оказалась тесно связана с проблематикой ДСНВ.
4

ПРИОСТАНОВКА ДСНВ – ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

5 По второму поводу президентом были выдвинуты три разряда аргументации. К политическим доводам можно отнести отсылку к общей антироссийской кампании “коллективного Запада” в связи с украинскими событиями, включая массовые поставки вооружений и военной техники Украине, беспрецедентные экономические и политические санкции против России. По этому поводу было сказано: “США и НАТО прямо говорят о том, что их цель – нанести стратегическое поражение России. И что, после этого они как ни в чем не бывало собираются разъезжать по нашим оборонным объектам, в том числе новейшим? Неделю назад, например, мною подписан Указ о постановке на боевое дежурство новых стратегических комплексов наземного базирования. Они и туда собираются сунуть свой нос? И думают, что так просто – мы их туда пускать будем просто так?” [ист. 1]. Действительно, в сложившейся ситуации это может вызывать возмущение, хотя в принципе именно такие взаимные меры транспарентности и предсказуемости были наработаны за прошедшие полвека в качестве гарантий сокращения вооружений и стратегической стабильности.
6 Среди технических аргументов следует выделить предоставление Украине американских разведданных для нанесения ударов по российским базам тяжелых бомбардировщиков, которые применяются для ракетных ударов по Украине и в то же время являются предметом ограничений СНВ-3. Кроме того, было указано на препятствия, чинимые российским инспекторам для посещения военных баз США (визовые препоны, ограничение коридоров пролетов воздушных судов через третьи страны, блокирование финансовых трансакций), а также на неприемлемые для РФ методы вывода из боевого состава американских стратегических ядерных сил (СЯС) ряда ракетных пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков (в общей сложности до 100 носителей).
7 Однако самое интересное – это приведенные Владимиром Путиным стратегические аргументы против СНВ-3. Помимо отказа США признавать взаимосвязь наступательных и оборонительных стратегических вооружений, было указано также на то, что Договор не ограничивает ядерные силы Великобритании и Франции. Конкретно президент заявил: “Выступив со своим коллективным заявлением, НАТО фактически сделало заявку на то, чтобы стать участником Договора о стратегических наступательных вооружениях. Мы с этим согласны, пожалуйста. Более того, считаем, что такая постановка вопроса давно назрела, ведь в НАТО, напомню, состоит не одна ядерная держава – США, ядерные арсеналы также есть и у Великобритании, и у Франции, они совершенствуются, развиваются и тоже направлены против нас – они же тоже направлены против России. Последние заявления их лидеров это только подтверждают…” [ист. 1].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 111

Оценка читателей: голосов 0

1. Gordon Michael R. U.S. Stops Sharing Data on Nuclear Forces with Russia. The Wall Street Journal, 28.03.2023. Available at: https://www.wsj.com/articles/u-s-wont-share-data-on-nuclear-forces-with-russia-46700a50 (accessed 05.04.2023).

2. Вильданов М. Стратегические уловки Пентагона. Независимое военное обозрение, 22.09.2017. Vil'danov M. Strategic tricks of the Pentagon. Nezavisimoe voennoe obozrenie, 22.09.2017. (In Russ.) Available at: https://nvo.ng.ru/armament/2017-09-22/1_966_usa.html (accessed 28.12.2022).

3. Bennett M. The Potential Costs of Expanding the U.S. Strategic Nuclear Forces If the New START Treaty Expires. Congressional Budget Office, August 2020. Available at: https://www.cbo.gov/publication/56524 (accessed 05.04.2023).

4. Гундарев В. Францию не заказывали. Независимое военное обозрение, № 33, 05–08.09.2016. Gundarev V. France was not ordered. Nezavisimoe voennoe obozrenie, no.33, 05–08.09.2016. (In Russ.) Available at: https://nvo.ng.ru/nvoevents/2016-09-02/2_news020916.html (accessed 28.12.2022).

5. Баклицкий А., Бужинский Е., Орлов В., Семенов С. Если не продлят ДСНВ: сценарии для России. Аналитическая записка. ПИР-Центр, май 2020. Baklitskii A., Buzhinskii E., Orlov V., Semenov S. If the START Treaty is not extended: scenarios for Russia. Analytical Note. PIR-Center, May 2020. (In Russ.) Available at: https://pircenter.org/listaja-starye-stranicy-2-esli-ne-prodljat-dsnv-scenarii-dlja-rossii-indeks-bezopasnosti-7-11-2020/ (accessed 28.12.2021).

6. Kristensen Hans M., Korda M. Nuclear Notebook: United States nuclear forces, 2020. Bulletin of the Atomic Scientists, 01.01.2020. Available at: https://thebulletin.org/premium/2020-01/nuclear-notebook-united-states-nuclear-forces-2020/ (accessed 12.02.2021).

7. Kristensen Hans M., Korda M. Nuclear Notebook: Russian Nuclear Forces, 2020. Bulletin of the Atomic Scientists, 01.03.2020. Available at: https://thebulletin.org/premium/2020-03/nuclear-notebook-russian-nuclear-forces-2020/ (accessed 12.02.2021).

8. Kristensen Hans M., Korda M. Nuclear Notebook: United States nuclear weapons, 2021. Bulletin of the Atomic Scientists, 12.01.2021. Available at: https://thebulletin.org/premium/2021-01/nuclear-notebook-united-states-nuclear-weapons-2021/ (accessed 28.12.2021).

9. Bolton John R. Putin did the world a favor by suspending Russia’s participation in New START. The Washington Post, 06.03.2023. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2023/03/06/russia-china-united-states-tripolar-nuclear-powers/ (accessed 06.04.2023).

10. Garthof R. Détente and Confrontation/ America-Soviet Relations from Nixon to Reagan. Washington D.C., Brookings Institution Press, 1994. 1206 p.

11. Каширина Т. Проблемы советско-американских переговоров по ограничению ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ) в 1981–1983 гг. Грамота, 2011, № 8, сс. 91-96. Kashirina T. Problems of the Soviet-American Agreements on the Limitation of Nuclear Arms in Europe (LNAE) in 1981–1983. Gramota, 2011, no. 8, pp. 91-96. (In Russ.) Available at: ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ В ЕВРОПЕ (ОЯВЕ) В 1981-1983 ГГ. (gramota.net) (accessed 06.04.2023).

12. Примаков Е.М., отв. ред. Ежегодник ИМЭМО АН СССР: Разоружение и безопасность 1986. Т. 1. Москва, Издательство Агентство печати Новости, 1987. 253 c. Primakov E.M., ed. IMEMO Yearbook of the Academy of Sciences of the USSR: Disarmament and Security 1986. Vol. 1. Moscow, Novosti Press Agency Publishing House, 1987. 253 p. (In Russ.)

13. Арбатов А., Дворкин В., ред. Ядерное оружие после “холодной войны”. Москва, Российская политическая энциклопедия, 2006. 560 c. Arbatov A., Dvorkin V., eds. Nuclear weapons after the Cold War. Moscow, Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya, 2006. 560 p. (In Russ.).

14. Дворкин В. Баланс ядерных сил – последний признак сверхдержавы. Новая газета, 23.02.2023. Dvorkin V. The balance of nuclear forces is the last sign of a superpower. Novaya gazeta, 23.02.2023. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2023/02/23/balans-iadernykh-sil-poslednii-priznak-sverkhderzhavy (accessed 05.03.2023).

15. Lendon B. China is building a sprawling network of missile silos, satellite imagery appears to show. CNN, 07.07.2021. Available at: https://edition.cnn.com/2021/07/02/asia/china-missile-silos-intl-hnk-ml/index.html (accessed 05.04.2023).

16. Korda M., Kristensen H. A Closer Look at China’s Missile Silo Construction. Federation of American Scientists, 02.11.2021. Available at: https://fas.org/blogs/security/2021/11/a-closer-look-at-chinas-missile-silo-construction/ (accessed 05.04.2023).

17. Korda M., Kristensen H., Reynolds E. Nuclear Notebook: Chinese nuclear weapons, 2023. Bulletin of the Atomic Scientists, 13.03.2023. Available at: https://thebulletin.org/premium/2023-03/nuclear-notebook-chinese-nuclear-weapons-2023/ (accessed 05.04.2023).

18. Арбатов А. Стратегическая стабильность и китайский гамбит. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 3, сс. 5-22. Arbatov A. Strategic Stability and Chinese Gambit. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 3, pp. 5-22. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-3-5-22

19. Путин В.В. Россия и Китай – партнерство, устремленное в будущее. Статья для “Жэньминь Жибао”. Официальный сайт Президента России. 19.03.2023. Putin V.V. Russia and China: A Future-Bound Partnership. Article for People’s Daily Newspaper. Official website of the President of Russia. 19.03. 2023. (In Russ.) Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70743 (accessed 05.04.2023).

20. Newhouse J. Cold Dawn: The Story of SALT. New York, Holt, Rinehart & Winston, 1973. 302 p.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Послание Президента Федеральному Собранию. Официальный сайт Президента России, 21.02.2023. Presidential Address to Federal Assembly. Official website of the President of Russia, 21.02.2023. (In Russ.) Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (accessed 05.04.2023).2. Заявление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями А.Ю. Мазура на пленарном заседании Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, Вена, 10 марта 2015 года. МИД России, 10.03.2015. Statement by the head of the Delegation of the Russian Federation at the talks in Vienna on military security and arms control A.Yu. Mazur at the plenary meeting of the Joint Consultative Group on the Treaty on Conventional Armed Forces in Europe, Vienna, March 10, 2015. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 10.03.2015. (In Russ.) Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/1505429/ (accessed 05.04.2023).3. Заявление МИД России о ситуации с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). МИД России, 08.02.2023. Foreign Ministry statement on the Treaty on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 08.02.2023. (In Russ.) Available at: https://www.mid.ru/tv/?id=1852877&lang=ru (accessed 05.04.2023).4. Заявление МИД России о ситуации с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). МИД России, 21.02.2023. Foreign Ministry statement on the Treaty on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 21.02.2023. (In Russ.) Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1825525/ (accessed 05.04.2023).5. Федеральный закон “О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений”. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 28.02.2023. Federal Law “On Suspension by the Russian Federation of the Treaty between the Russian Federation and the United States of America on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms”. Electronic fund of legal and normative-technical documents, 28.02.2023. (In Russ.) Available at: https://docs.cntd.ru/document/1300888030 (accessed 05.04.2023).6. Russian Noncompliance with and Invalid Suspension of the New START Treaty. U.S. Department of State, 15.03.2023. Available at: https://www.state.gov/russian-noncompliance-with-and-invalid-suspension-of-the-new-start-treaty (accessed 05.04.2023).7. 2022 National Defense Strategy. Washington, DC. U.S. Department of Defense, 2022. 80 p. Available at: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (accessed 11.12.2022).8. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms of the United States and the Russian Federation, February 2011 – March 2022. U.S. Department of State, 01.03.2023. Available at: https://www.state.gov/new-start-treaty-aggregate-numbers-of-strategic-offensive-arms-of-the-united-states-and-the-russian-federation-february-2011-march-2022/ (accessed 01.04.2023).9. Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова информационному агентству ТАСС, Москва, 28 марта 2023 года. МИД России, 28.03.2023.Foreign Minister Sergey Lavrov’s interview with TASS news agency, Moscow, March 28, 2023. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 28.03.2023. (In Russ.) Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1860091/ (accessed 01.04.2023).10. SIPRI Yearbook 1989: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford University Press, 1989. 563 p.11. SIPRI Yearbook 2022: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford University Press, 2022. 784 p.12. National Report of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, pursuant to Actions 5, 20 and 21 of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT) Review Conference 2010 for the 10th NPT Review Conference. London. UK Government, British Ministry of Defence, November 2021. 40 p. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1029703/UK-national-report-non-proliferation-of-nuclear-weapons-10th-review-conference.pdf (accessed 05.04.2023).13. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015. Cm 9161. UK Government, 23.11.2015. 96 p. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478933/52309_Cm_9161_NSS_SD_Review_web_only.pdf (accessed 05.04.2023).14. The United Kingdom’s Future Nuclear Deterrent: The 2018 Update to Parliament. Ministry of Defense, 20.12.2022. 7 p. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/767326/2018_Nuclear_Deterrent_Update_to_Parliament.pdf (accessed 05.04.2023).15. Speech of the President of the Republic on the Defense and Deterrence Strategy. Élysée, 07.02.2020. Available at: https://www.elysee.fr/en/emmanuel-macron/2020/02/07/speech-of-the-president-of-the-republic-on-the-defense-and-deterrence-strategy (accessed 05.04.2023).16. Заседание Международного дискуссионного клуба “Валдай”. Официальный сайт Президента России, 27.10.2022. Valdai International Discussion Club meeting. Official website of the President of Russia, 27.10.2022. (In Russ.) Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/69695 (accessed 05.04.2023).17. Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Официальный сайт Президента России, 07.12.2022. Council for Civil Society and Human Rights meeting. Official website of the President of Russia, 07.12.2022. (In Russ.) Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70046 (accessed 05.04.2023)18. Пресс-конференция по итогам визита в Киргизию. Официальный сайт Президента России, 09.12.2022. Press conference on the results of the visit to Kyrgyzstan. Official website of the President of Russia, 09.12.2022. (In Russ.) Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70061 (accessed 05.04.2023).19. Military and Security Developments Involving the Peoples’ Republics of China, 2021. Annual Report to Congress. Office of the Secretary of Defense. 173 p. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/2831819/dod-releases-2021-report-on-military-and-security-developments-involving-the-pe/ (accessed 05.04.2023).20. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Официальный сайт Президента России, 21.03.2023. Joint meeting of the Russian Federation and the People's Republic of China on deepening relations of comprehensive partnership and interaction entering a new environment. Official website of the President of Russia, 21.03.2023. (In Russ.) Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5920 (accessed 05.04.2023).21. Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. Официальный сайт Президента России, 31.03.2023. Executive Order approving Russia’s Foreign Policy Concept. Official website of the President of Russia, 31.03.2023. (In Russ.) Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/7081 1(accessed 05.04.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх