Новый этап современной внешней политики Китая сквозь призму концептов “путь” (дао) и “конфигурации силы” (ши)

 
Код статьиS013122270025473-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-2-78-92
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Нахимовский пр-т, 32
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №2
Страницы78-92
Аннотация

В эпоху Си Цзиньпина во внешнеполитическом курсе Китая происходят заметные перемены, стиль китайской дипломатии на мировой арене становится все более наступательным. Это свидетельствует о том, что КНР в ходе активного поиска собственной перспективы развития стремится определить и свое место в мировой политике. В русле популярной в китайской экспертной среде тенденции автор характеризует процесс внешнеполитического самоопределения Китая в понятиях традиционной мысли, настаивая на необходимости должным образом учитывать и использовать “конфигурации силы” (ши), в которых, с точки зрения китайцев, кроются тенденции мирового развития. Адекватный учет данного фактора и действия в соответствии с ним призваны привести не только к реализации должного “пути” (дао) внешней политики Китая, но и успешному подъему страны.     

Ключевые словаКитай, эпоха Си Цзиньпина, внешняя политика Китая, традиционные идейно-политические ценности, “путь” (дао), “конфигурации силы” (ши), “путь добродетельного правителя” (вандао), “путь силы и принуждения” (бадао)
Источник финансированияСтатья написана при финансовой поддержке Стипендиального совета Китая (CSC).
Получено03.05.2023
Дата публикации03.05.2023
Кол-во символов46694
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Одной из остро обсуждаемых российскими международниками и китаистами тем в последние годы стала новая внешнеполитическая доктрина Китая при Си Цзиньпине. В частности, широко обсуждается переход от предложенного Дэн Сяопином принципа “держаться в тени, не выпячивая себя” (сянь гуан ян хуэй韬光养晦) к более активному курсу “действовать со всей энергией и не бояться показать себя” (фэнь фа ю вэй 奋发有为)1. На практическом уровне Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута целая система внешнеполитических идей, которая, в частности, включает инициативу “Пояса и Пути”, идею “сообщества единой судьбы человечества”, концепции “дипломатии великой державы с китайской спецификой”, “нового типа отношений великих держав”, особые подходы к взаимодействию с соседними государствами и т. п. В нынешних условиях, когда, по словам Председателя КНР Си Цзиньпина, “весь мир стоит перед новой обстановкой беспрецедентных изменений, которые происходят раз в сто лет” [1] (цит. по [2]), эти идеи вызывают как постоянное внимание к себе, так и претензии со стороны западных СМИ и международников, утверждающих, что Китай ведет себя все более “агрессивно”. 1. Здесь и далее в статье иероглифы включаются в текст главным образом в тех случаях, когда приводятся речевые обороты или цитаты на вэньяне – классическом письменном языке, который не воспринимается на слух, но иногда применяется в практике коммуникации. Иероглифы опускаются и заменяются транскрипцией там, где иероглифическая запись излишня для читателя, владеющего современным китайским языком. В данном случае для обозначения современных идейных установок изначально были использованы устойчивые идиоматические выражения на вэньяне.
3 С нашей точки зрения, подобные претензии являются свидетельством и в то же время составляющей стратегического соперничества Китая с западными государствами. Более полезным представляется изучение мнений китайских политиков и ученых по поводу внешней политики своей страны. Это позволит познакомиться с иными точками зрения, отличными от привычных интерпретаций, построенных в русле западных теорий и концепций международных отношений.
4 О СВОЕОБЫЧНОСТИ “ПУТИ” ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
5 Сторонники теории “симбиотической международной системы” (гуншэнсин гоцзи тиси)2 исходят из необходимости построения таких отношений на мировой арене, которые характеризуются взаимной инклюзивностью, взаимной сдержанностью, взаимной выгодой, обоюдным выигрышем и совместным развитием государств [3, p. 48]. Представители данной школы разделяют процесс развития симбиотической системы на три этапа: мирное сосуществование, мирный симбиоз и гармоничный симбиоз [4, p. 5]. С их точки зрения, ни одно государство в условиях современного миропорядка не может заботиться только о себе. Соответственно, при тесном и неизбежном взаимодействии всем государствам приходится думать о том, как наилучшим образом существовать не только им самим, но и другим странам, и исходя из этого разрабатывать свои целесообразные подходы к мирному симбиозу [5, p. 41]. 2. Данная теория, разработанная так называемой шанхайской школой международных отношений, не является доминирующей в китайской системе теорий международных отношений (ТМО), ее построения пока слабо используются в Китае, но в ней можно найти вполне рациональные и полезные подходы и концепты.
6 Определяя задачи Китая в такой системе международных отношений, сторонники указанной теории считают необходимым для него прежде всего определить свой внешнеполитический “путь”. Как сказано в конфуцианском каноне “Ли цзи” (“Записки о ритуале”), “величайшая истина дао заключается в созидании мира, который разделяют поистине все” (да дао чжи син е, тянь ся вэй гун大道之行也,天下为公)3. В “теории симбиотической международной системы” подчеркивается, что осуществление внешней политики должно опираться на осознание превосходства коллективных интересов и действенный координационный механизм для удовлетворения потребностей всего человечества [6, p. 53]. Что касается Китая, то эта идея была воплощена в жизнь, как отмечают сторонники рассматриваемой теории, в инициативе создания “сообщества единой судьбы человечества”, начальная форма которой была выдвинута бывшим Генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао в докладе на XVIII съезде партии в 2012 г. Его идея заключалась в том, чтобы “по мере стремления к обеспечению интересов своей страны учитывать уместные потребности других государств; подталкивая свое развитие вперед, способствовать совместному развитию всех стран; построить новое, более сбалансированное, более справедливое глобальное партнерство; сплотиться перед общей опасностью; совместно нести ответственность, разделить компетенции и внести вклад в общие интересы всего человечества” [7, p. 47]. Как известно, после XVIII съезда Си Цзиньпин развил, расширил и конкретизировал эту идею: в соответствии с особенностями общения с разными странами и регионами он выдвинул разные вариации понятия “сообщество единой судьбы человечества” (жэньлэй минъюнь гунтунти), такие как “сообщество судеб Китая и стран Африки”, “сообщество судеб Китая–АСЕАН”, “сообщество судеб Китая – Латинской Америки”, “Азиатское сообщество судеб” и т. д. Как бы амбициозно эти формулировки не выглядели, китайские эксперты усматривают в них высокие стремления и сознание ответственности, которую Китай как крупная держава берет на себя за содействие гармоничному совместному развитию себя и других цивилизаций. Можно сказать, что идея создания “сообщества единой судьбы человечества”, по сути, является теоретическим ответом Китая на имеющиеся международные проблемы и частью китайской модели мироустройства. Научный сотрудник Шанхайского института международных исследований Цай Лян оценивает ее как “путь” внешней политики Китая [6, p. 57]. 3. Приведенный здесь авторский перевод вдохновлен той трактовкой выдержки из гл. 9 “Ли юнь” (“Действенность ритуала”) “Ли цзи”, которую предложил советский китаист Ян Хиншун: “Когда шли по великому пути, Поднебесная принадлежала всем” [8, с. 100]. Тем не менее многозначность иероглифов дао (“путь”, “дорога”, “истина” и др.) и син (“движение”, “идти”, “действовать”, “деяние”, “совершать”) дает возможность различных толкований данного отрывка. Версия советского ученого хорошо подчеркивает всеобщность блага, определяемого “великом путем” (всеобщей истиной дао), но берет за основу те комментаторские толкования, которые относят эпоху совершенной гармонии к глубокой древности. Автор исходит из другого понимания “свершения великого пути” (“созидания в соответствии со всеобщей истиной дао”) ‒ как идеала и руководства к действию для всех времен.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 259

Оценка читателей: голосов 0

1. 习近平在第二十三届圣彼得堡国际经济论坛全会上的致辞(全文). 中华人民共和国驻俄罗斯联邦大使馆网站. 2019年6月8日.

2. Карнеев А.Н. Значение и смысл формулы российско-китайского стратегического сотрудничества “в новую эпоху”. РСМД, 11.02.2021.

3. 金应忠. 共生性国际社会与中国的和平发展. 国际观察,2012年第4期, 第 43-49页.

4. 杨洁勉. 中国走向全球强国的外交理论准备——阶段性使命和建构性重点. 世界经济与政治,2013年第5期,第 4-14页.

5. 胡守钧. 国际共生论. 国际观察,2012年第4期,第 35-42页.

6. 蔡亮. 共生性国际体系与中国外交的道、术、势. 国际观察,2014年第1期,第52-62页.

7. 胡锦涛. 坚定不移沿着中国特色社会主义道路前进为全面建设小康社会而奋斗——在中国共产党第十八次全国代表大会上的报告. 北京,人民出版社,2012 , 第 57页.

8. Мэн-цзы. Пер. с кит. В.С. Колоколова. Санкт-Петербург, Петербургское востоковедение, 1999. 272 с.

9. Шан Ян. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Пер. с кит. Л.С. Переломова. Москва, Ладомир, 1993. 392 с.

10. Буров В.Г., Вяткин Р.В., Титаренко М.Л., отв. ред. Древнекитайская философия. Т. 2. Москва, Мысль, 1973. 384 с.

11. 张荣明. 霸道、王道与新王道 — 中国发展战略思考. 天津师范大学学报(社会科学版),2015年第1期,第6-10页.

12. Сыма Цянь. Исторические записки: Ши цзи. Т. 8. Пер. с кит. Р.В. Вяткина и А.М. Карапетьянца, Москва, Восточная литература, 2002. 510 с.

13. 靳凤林. 霸道政治的历史终结与王道政治的扬帆起航. 中共中央党校(国家行政学院)学报,2020年第6期,第78-87页.

14. Пу Сяою, Гилл Б., Зуенко И.Ю., Ломанов А.В., Ви Сон Лак. “Любая страна, если загнать ее в угол, будет сражаться”. Россия в глобальной политике, 2022, т. 20, № 5, сс. 208-229.

15. Yan Xuetong. Leadership and the Rise of Great Power. Princeton and Oxford, Princeton University Press, 2019. 260 p.

16. 方炯升. 有限的回击:2010年以来中国的经济制裁行为. 外交评论,2020年第1期,第 65-87页.

17. Kissinger H. On China. New York, The Penguin Press, 2011. 586 p.

18. Буров В.Г., Вяткин Р.В., Титаренко М.Л., отв. ред. Древнекитайская философия. Т. 1. Москва, Мысль, 1972. 363 с.

19. Сунь-цзы. Искусство войны. Перевод с китайского В.В. Малявина. Москва, Издательство АСТ, 2022. 288 с.

20. Малявин В.В. “Конфигурации силы” (ши) в культурной традиции Китая (на примере боевых искусств). Проблемы Дальнего Востока, 2022, № 4, сс. 144-159.

21. 潘忠岐. “势”及其对于理解国际政治和中国外交的独特价值. 国际观察,2020年第1期,第69-100页.

22. 秦亚青. 中国文化及其对外交决策的影响. 国际问题研究,2011年第5期,第21-33页.

23. Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. Москва, Аспект Пресс, 2021. 304 с.

24. Лао Цзы. Дао Дэ цзин. Пер. с кит. Ян Хиншуна. Москва, Издательство Медков С.Б., 2019. 192 с.

25. 鬼谷子. 鬼谷子全集. 北京,线装书局,2008年. 1002页.

26. 毛泽东外交文选. 中华人民共共和国外交部、中共中央文献研究室. 北京,中央文献出版社,1994年. 658页.

27. 邓小平文选. 第三卷. 中共中央文献编辑委员会. 北京,人民出版社,1993年. 418页.

28. 张志洲. 国际政治中的“势”. 国际论坛,2008年第5期,第37-43页.

29. 胡锦涛在党的十七大上的报告(全文). 2007年10月26日.

30. Pan Zhongqi. China’s Changing Image and Engagement in World Order in Sujian Guo and Jean-Marc Blanchard, eds. Harmonious World and China's New Foreign Policy. New York/Lexington, Rowman & Littlefield Publishers, 2008, pp. 39-63.

31. 习近平关于中国特色大国外交论述摘编. 中共中央党史和文献研究院. 北京,中央文献出版社,2020年. 282页.

32. 潘忠岐等. 中华经典国际关系概念. 上海,上海人民出版社,2021年. 536页.

33. 杨洁篪. 推动构建人类命运共同体. 人民日报, 2021年11月26日,第六版.

34. 冯维江. 新时代中国特色大国外交——科学内涵、战略布局与实践要求. 国际展望, 2018年第10期,第13-28页.

35. 门洪华. 构建面向未来的中国外交战略新布局. 探索与争鸣,2022年第1期,第43-50页.

36. 王帆. 中美关系的未来:走向“新冷战”抑或战略合作重启?国际问题研究,2021年第1期,第55-68页.

37. Buzan B. China in International Society: Is “Peaceful Rise” Possible? The Chinese Journal of International Politics, 2010, vol. 3, no. 1, pp. 5-36.

38. Лукьянов Ф.А. Первая ступень в плотных слоях. Россия в глобальной политике, 14.09.2022.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. 国务委员兼外交部长王毅就中国外交政策和对外关系回答中外记者提问中华人民共和国外交部网站. 202237.

State Councilor and Foreign Minister Wang Yi Answers Questions from Chinese and Foreign Journalists on China's Foreign Policy. Website of the Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 07.03.2022. (In Chin.) Available at: https://www.fmprc.gov.cn/wjbzhd/202203/t20220307_10649045.shtml07.03.2022 (accessed 23.11.2022).

2. 国务委员兼外交部长王毅就中国外交政策和对外关系回答中外记者提问. 新华网, 2020525.

State Councilor and Foreign Minister Wang Yi Answers Questions from Chinese and Foreign Journalists on China's Foreign Policy and Foreign Relations. Xinhuanet, 25.05.2020. (In Chin.) Available at: http://www.xinhuanet.com/politics/2020-05/25/c_1126027267.htm (accessed 25.10.2022).

3. 大疫情、大变局呼唤大团结、大作为在第三届中国智库国际影响力论坛暨第六届新型智库建设学术研讨会上的主旨演讲.新华网, 2020125.

The Great Epidemic and the Great Change Call for Great Unity and Great Action – Keynote Speech at the Third Forum on the International Influence of Chinese Think Tanks and the Sixth Academic Symposium on the Construction of New Think Tanks. Xinhuanet, 05.12.2020. (In Chin.) Available at: http://www.xinhuanet.com/world/2020-12/05/c_1126825979.htm (accessed 25.10.2022).

4. 商务部令2020年第4号不可靠实体清单规定. 2020919.

Ministry of Commerce Order No. 4 of 2020. The List of Unreliable Entities Provides. 19.09.2020. (In Chin.) Available at: http://www.mofcom.gov.cn/article/b/fwzl/202009/20200903002593.shtml(accessed 20.09.2022).

5. Annual Report on the Military Power of the People’s Republic of China, 2002. U.S. Department of Defense. Available at: https://oregondigital.org/sets/easia/oregondigital:df72cx47p#page/1/mode/1up (accessed 20.09.2022).

6. 中共中央关于党的百年奋斗重大成就和历史经验的决议. 北京, 人民出版社,2021. 90.

Resolution of the Central Committee of the Communist Party of China on the Major Achievements and Historical Experience of the Party over the Past Century. Beijing, People's Publishing House, 2021. 90 p. (In Chin.)

7. 党的二十大新闻中心举行第四场记者招待会. 人民网, 20221021.

The Fourth Press Conference was Held in the Press Center of the 20th National Congress of the CPC. People's Daily Online, 21.10.2022. (In Chin.) Available at: http://cpc.people.com.cn/20th/n1/2022/1021/c448334-32548750.html (accessed 25.10.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх