Экономический человек в эпоху интернета: сравнение России и США

 
Код статьиS013122270023631-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-12-69-79
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация:
МГИМО (У) МИД России
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76; РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №12
Страницы69-79
Аннотация

Рассматривается динамика поисковых запросов в интернет в американском и российском сегменте Google. На основе полученных данных, анализируются общие и различные модели поведения населения двух стран. Показана роль глобализации и унификации системы экономических институтов в процессе их сближения. Отмечена устойчивость восприятия отдельных экономических понятий, сопровождающих поисковую активность населения в интернет. Сделан вывод о том, что изучение экономического поведения населения различных стран может служить отправной точкой для оценки его адаптационных способностей в условиях нарастания экономических шоков

Ключевые словаРоссия, США, экономическое поведение, интернет, поисковые запросы, “большие данные”, деньги, работа, финансы
Получено15.09.2022
Дата публикации14.12.2022
Кол-во символов34200
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Вопрос о том, чем определяется экономическое поведение людей, остается в фокусе внимания исследователей на протяжении веков. По словам Ф. Фукуямы, попытки найти на него ответ тяготеют к двум крайним полюсам: этнографическому и экономическому [1]. Экономический подход, как правило, игнорирует объективные частности и особенности поведения людей, определяемые национальной или культурной спецификой, за что получает упреки в отрыве от реальности. В рамках этнографического подхода исследователи, напротив, глубоко погружаются в эти детали, широко используя различные игровые приемы, задачи и вопросы на оценку ситуаций. Им удается выявить отличительные особенности восприятия зачастую очень узкими и немногочисленными этническими группами таких общих человеческих понятий, как справедливость, симпатия, беспристрастность [2], доверие [3]. Отдельные лингвистические исследования приводят к выводам о том, что некоторые этнические группы, например, говорящие по-французски и по-немецки жители Швейцарии, демонстрируют различное отношение к деньгам и финансовым операциям [4]. Однако эти исследования грешат отсутствием обобщающих выводов, которые объясняли бы соотношение частного и особенного в экономическом поведении людей в долгосрочной перспективе.
3 Выявление долгосрочных моделей (паттернов) экономического поведения людей требует углубленного знания его сходств и различий в зависимости от складывающихся условий, социальных норм, исторических и культурных традиций. Само же знание, как отмечал французский социолог Ж.Г. Тард, позволяет видеть будущее и держится прежде всего на числе и измерении [5]. За более чем 130 лет с момента написания этих строк проблема измеримости социальных факторов экономического поведения не нашла своего адекватного решения. Это позволяет представителям неоклассической школы рационального выбора свысока смотреть на любые попытки обосновать особенности экономического поведения тех или иных социальных групп внеэкономическими факторами. Нобелевский лауреат и автор гипотезы эффективных финансовых рынков Е. Фама бескомпромиссен: “Вкусы и поведение важны для экономической науки… Но вы должны перевести это во что-то проверяемое, так чтобы мы могли взять данные и протестировать их, обращая взгляд вперед, а не оглядываясь назад” [6].
4 Современные технологии оценки “больших данных” дают инструментарий для перевода вкусов и поведения людей в количественные показатели. Главный предмет предлагаемой статьи – измерение различий и сходств экономического поведения россиян и американцев, которые выявляются благодаря статистике популярности поисковых интернет-запросов в США и России c января 2006 по сентябрь 2022 г., предоставляемой сервисом Google Trends [ист. 1]. Рассматриваемый автором период составляет 200 месяцев. На это время пришлись один из самых разрушительных в истории мировых финансовых кризисов 2008–2009 гг., пандемия COVID-19, которая оказала существенное влияние на поведение людей по всему миру, а также масштабные геополитические сдвиги в сложившейся системе мироустройства. Автор не в первый раз прибегает к анализу экономических и социальных процессов на основании анализа поисковых запросов в Google. Предлагаемая статья продолжает это направление исследований и развивает полученные ранее результаты.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Fukuyama F. Culture and Economic Development: Cultural Concerns. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Science. 2001, pp. 3130-3134. DOI: 10.1016/B0-08-043076-7/04584-8

2. Henrich J. et al. “Economic Man” in Cross-Cultural Perspective: Behavioral Experiments in 15 Small Societies. Behavioral and Brain Science, 2005, vol. 28, no. 6, pp. 795-815. DOI: 10.1017/S0140525X05000142

3. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: the Problem of Embeddedness. American Journal of Sociology, 1985, vol. 91, № 3, pp. 481-510. DOI: 10.1086/228311

4. Henchoz C., Coste T., Wernli B. Culture, Money Attitudes and Economic Outcomes. Swiss Journal of Economics and Statistics, 2019, vol. 155, article no. 2. DOI: 10.1186/s41937-019-0028-4

5. Тард Г. Законы подражания. Москва, Академический проект, 2011. 304 с.

6. Fama E. Inflation Is Totally out of the Control of Central Banks. 10.08.2020. Available at: https://themarket.ch/english/inflation-is-totally-out-of-the-control-of-central-banks-ld.2476 (accessed 16.09.2022).

7. Loewenstein G., Thaler R.H. Anomalies: Intertemporal Choice. Journal of Economic Perspectives, 1989, vol. 3, no. 4, pp. 181-193. DOI: 10.1257/jep.3.4.181

8. Kahneman D., Thaler R. Economic Analysis and the Psychology of Utility: Applications to Compensation Policy. Papers and Proceedings of the Hundred and Third Annual Meeting of the American Economic Association. The American Economic Review, 1991, vol. 81, no. 2, pp. 341-346. DOI:10.2307/2006882

9. Рэнд A. Атлант расправил плечи. Москва, Альпина Диджитал, 1957. 919 с.

10. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Москва, Гелиос АРВ, 2002. 352 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх