Кадровая и образовательная политика ФРГ в контексте цифровизации и развития “Индустрии 4.0”

 
Код статьиS013122270023280-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-11-50-59
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №11
Страницы50-59
Аннотация

Рассматриваются инструменты регулирования развития рынка труда и образовательной сферы в Германии в связи с цифровизацией и развитием “Индустрии 4.0”. В работе выделены ключевые особенности реализуемой в ФРГ цифровой стратегии – такие, как акценты на развитии киберфизических систем и IТ-безопасности, и проанализирован широкий перечень проектов и программ в кадровой и образовательной сфере, опираясь на которые правительство Германии обеспечивает решение наиболее острых проблем цифровизации. К последним, опираясь на выводы Белой книги “Работа 4.0” и ряда специалистов по развитию рынка труда в ФРГ, автором отнесены нехватка кадров по MINT- и ICT-специальностям; недостатки в развитии системы образования, включая низкий уровень технической оснащенности школ и других учебных заведений; негативное влияние на рынок труда демографических и миграционных факторов.

Ключевые словаГермания, “Индустрия 4.0”, “Работа 4.0”, “Образование 4.0”, цифровизация, рынок труда, инструменты регулирования
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-011-31492 “Научно-техническая политика в условиях цифровой трансформации общественного развития: мировой опыт и Россия”.
Получено24.11.2022
Дата публикации28.11.2022
Кол-во символов30527
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Стратегические перспективы экономического роста различных стран и их технологические возможности в значительной степени определяются как развитием цифровой экономики и связанных с ней технологий (большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект и другие информационно-коммуникационные технологии – ИКТ), так и новыми технологиями в промышленности. Сектор ИКТ развивается за счет информационно-коммуникационных услуг и производства соответствующих товаров – электронных устройств, дата-центров, электронных сетей и ряда других, а также – перевода на цифровую основу других отраслей экономики и промышленности. Под термином “передовое производство”, или “Индустрия 4.0” (нем. Industrie 4.0), понимается производство, в котором широко используются компьютерные, высокоточные и информационные компоненты, интегрированные с высокопроизводительной рабочей силой. Одна из главных особенностей развития современной промышленности состоит в том, что она не только стимулирует инновации и поддерживает бизнес-услуги, но и – в ходе цифровизации – превращается в важного генератора и крупного потребителя больших данных в рамках цифровой экономики [1, 2].
3 Цифровизация и развитие “Индустрии 4.0” повышают потребности в высококвалифицированной рабочей силе с навыками, с одной стороны, по работе в современных промышленных секторах, и с другой – в области ИКТ-технологий, а также сбора и анализа данных. Спрос на работников MINT (нем. Mathematik, Informatik, Naturwissenschaften, Technik) или STEM (англ. Science, Technology, Engineering, Mathematics) специальностей1 [ист. 1], которые могут обеспечить более эффективные производственные процессы [1], вырос в ФРГ и других странах ЕС еще более двух десятилетий назад и по-прежнему не снижается [3, ист. 2]. Одновременно в странах-лидерах в области цифровой экономики повышается спрос на специалистов по анализу и защите данных, работе в социальных сетях, программистов и IT-специалистов2 [ист-ки 1, 2]. С учетом взаимного влияния процессов на рынке труда и в образовательной сфере (“Работы 4.0” (нем. Arbeit 4.0) и “Образования 4.0” (нем. Bildung 4.0)) на развитие передового производства и цифровой экономики, в последние годы повышается интерес к исследованиям по этой проблематике. Получила распространение концепция Д. Родрика о развитии промышленной политики для “создания лучших рабочих мест” [4], широко изучаются процессы сокращения занятости в традиционных секторах экономики в связи с роботизацией и цифровизацией [5, ист. 3]. Все более важное значение придается анализу проблем развития человеческого капитала, который способствует росту экономики и технологическим инновациям [6], а также процессам формирования и расширения так называемых экосистем цифровой трансформации, включающих частный и государственный секторы, интернет-экономику, технологии, сферу исследований и разработок, правовые и регулятивные нормы, образование [ист. 4]. 1. К MINT-специальностям относятся математика, информатика, естественные науки и технические науки. В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) принято использовать термин STEM-специальности, в число которых включены более ста профессий в области естественных наук, технологий, инженерии и математики.

2. В странах ЕС на 2015 г. не хватало более полумиллиона специалистов по анализу данных, а к 2020 г. этот спрос мог составлять уже до 3.5 млн. По IT-специальностям в целом в ЕС наблюдается столь же высокий уровень спроса. Следует при этом учитывать, что разработчики программного обеспечения и аналитики данных относятся к двум самым востребованным STEM-профессиям в мире, и прежде всего в странах ОЭСР.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 278

Оценка читателей: голосов 0

1. Lichtblau K., Matthes J., Fritsch M. et al. Industry as a growth engine in the global economy. Köln, Institut der Deutschen Wirtschaft, IW Consult GmbH, 2013. 162 р.

2. Вишневский В.П. Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 2019, т. 35, № 4, сс. 606-627.

3. Зарицкий Б.Е. Германские парадоксы: нехватка квалифицированных специалистов на фоне растущей безработицы. Вестник Финансовой академии, 2002, т. 23, №3–4, сс. 75-85.

4. Rodrik D., Sabel C. Building a Good Jobs Economy. November 2019. Available at: https://drodrik.scholar.harvard.edu/files/dani-rodrik/files/building_a_good_jobs_economy_november_2019.pdf (accessed 09.03.2022).

5. Warwick K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, 2013, no. 2. Paris, OECD Publishing. 57 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/beyond-industrial-policy_5k4869clw0xp-en (accessed 09.03.2022).

6. Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин А.М. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета, 2020, т. 36, № 2, сс. 163-188.

7. Leifels A. Digital skills shortage is hampering German’s SMEs’ digital transformation – is upskilling the answer? Focus on Economics (KfW Research), 03.02.2020, no. 277. 4 p. Available at: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Fokus-Volkswirtschaft/Fokus-englische-Dateien/Fokus-2020-EN/Fokus-Nr.-277-February-2020-Digital-skills.pdf (accessed 09.03.2022).

8. Talar S. The EU Concept of Digital Economy Against the Internet Economy Model. Staníčková M., Melecký L. et al., eds. Proceedings of the 4th International Conference on European Integration 2018. Ostrava, VŠB - Technical University of Ostrava, 2018, pp. 1500-1513.

9. Giannone D., Santaniello M. Governance by indicators: the case of the Digital Agenda for Europe. Information, Communication & Society, 2018, vol. 22, no. 13, pp. 1889-1902. DOI:10.1080/1369118X.2018.1469655

10. Szeles M.R., Simionescu M. Regional Patterns and Drivers of the EU Digital Economy. Social Indicators Research, 2020, vol. 150, pp. 95-119. DOI: 10.1007/s11205-020-02287-x

11. Nagy H. A role for the state in the digital age. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 2018, vol. 7, no. 5, pp. 2-16. DOI: 10.1186/s13731-018-0086-3

12. Белов В.Б. Новая парадигма промышленного развития Германии – стратегия “Индустрия 4.0”. Современная Европа, 2016, т. 71, № 5, сс. 11-22.

13. Супян Н. Цифровые планы “большой коалиции”. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2018, № 2, сс. 159-167.

14. Тоганова Н.В. “Промышленность 4.0” в Германии: идеология, программа или интегральный взгляд на экономические процессы? Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мировой экономике и политике. Мировое развитие. Вып. 16. Квашнин Ю.Д., Тоганова Н.В., отв. ред. Москва, ИМЭМО РАН, 2016, cc. 81-89.

15. Sousa M.J., Wilks D. Sustainable Skills for the World of Work in the Digital Age. Systems Research and Behavioral Science, 2018, vol. 35, no. 4, pp. 399-405. DOI: 10.1002/sres.2540

16. Романова Е.В. Кадры для четвертой промышленной революции: опыт Германии. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 2021, № 6, cc. 224-246.

17. Супян Н. Нетипичная занятость в ФРГ. Современная Европа, 2015, т. 63, №3, сс. 58-70.

18. Karnitschnig M. 5 questions for Germany’s digital future, Politico, 09.11.2017. Available at: https://www.politico.eu/article/5-questions-for-germanys-digital-future/ (accessed 05.02.2022).

19. Wenkel R. Germany in the digital slow lane. Deutsche Welle, 09.06.2017. Available at: https://www.dw.com/en/germany-in-the-digital-slow-lane/a-39187166 (accessed 05.02.2022).

20. Романова Е.А. Образование в Германии – “эффект домино”. Германия. 2012. Ч. 1. Белова В.Б., под ред. Москва, Ин-т Европы РАН, 2013, сс.126-145.

21. Schmelzle J. Bericht aus Berlin: Förderinitiative für “Digitale Produktions- und Arbeitsprozesse” ins Leben gerufen. Deutsche Franschiseverband, 13.10.2015. Available at: https://www.franchiseverband.com/blog/2016/03/10/bericht-aus-berlin-unterstuetzung-des-bundes-fuer-den-mittelstand-bei-der-umsetzung-digitaler-prozesse/ (accessed 09.03.2022).

22. Hirsch B. Vorintegration: Mit neuem Ansatz will Deutschland zum Einwanderungsland warden. Focus, 03.03.2020. Available at: https://www.focus.de/perspektiven/gesellschaft-gestalten/aktionsplan-integration-vorintegration-mit-neuem-ansatz-will-deutschland-zum-einwanderungsland-werden_id_11726164.html (accessed 05.03.2022).



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 25.08.2021.

The most popular STEM professions and competencies. Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge, HSE University, 25.08.2021. (In Russ.) Available at: https://issek.hse.ru/news/499130554.html (accessed 09.03.2022).

2. Digital Strategy 2025. Federal Ministry for Economic Affairs and Energy (BMWi). Berlin, Hirschen Group, 2016. 59 p. Available at: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Publikation/digital-strategy-2025.pdf?__blob=publicationFile&v=9 (accessed 09.03.2022).

3. Weißbuch “Arbeiten 4.0”. Bundesministerium für Arbeit und Soziales, November 2016. 234 p. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/weissbuch-arbeiten-4-0-1838148 (accessed 05.02.2022). 

4. Russia Digital Economy Report. Competing in the Digital Age. Roscongress, 29.05.2019. Available at: https://roscongress.org/en/materials/doklad-o-razvitii-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii-konkurentsiya-v-tsifrovuyu-epokhu-strategicheskie-vyz/ (accessed 09.03.2022). 

5. IKT-Strategie der Bundesregierung “Deutschland Digital 2015”. Bundesministerium für Wirtschaft und Technologie (BMWi), November 2010. 52 p. Available at: https://www.teletrust.de/uploads/media/DE_IKT-Strategie.pdf (accessed 09.03.2022).

6. Digitale Agenda 2014 – 2017. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Bundesministerium des Innern, Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur, August 2014. 38 p. Available at: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/publikationen/themen/it-digitalpolitik/digitale-agenda.pdf?__blob=publicationFile&v=4 (accessed 09.03.2022).

7. E-Commerce. Germany Trade & Invest [n.d.]. Available at: https://www.gtai.de/gtai-en/invest/industries/digital-economy/e-commerce-65482 (accessed 09.03.2022).

8. Germany – Country Commercial Guide. Information and Communications Technology (ICT). International Trade Administration, USA, 04.08.2022. Available at: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/germany-information-and-communications-technology-ict (accessed 05.08.2022).

9. Industrie 4.0 – Germany Market Report and Outlook. Germany Trade & Invest, 27.03.2018. Available at: https://www.gtai.de/resource/blob/64500/8b7afcaa0cce1ebd42b178b4430edc82/industrie4-0-germany-market-outlook-progress-report-en-data.pdf (accessed 09.03.2022).

10. Continuing Education and Training in Germany. Getting Skills Right. Paris, OECD Publishing, 2021. 180 p. DOI: 10.1787/1f552468-en

11. Mitten im demografischen Wandel. Statistischen Bundesamt [n.d.]. Available at: https://www.destatis.de/DE/Themen/Querschnitt/Demografischer-Wandel/_inhalt.html (accessed 05.02.2022).

12. Bitkom: Digitalization to wipe out millions of jobs in Germany. Deutsche Welle, 02.02. 2018. Available at: https://www.dw.com/en/bitkom-digitalization-to-wipe-out-millions-of-jobs-in-germany/a-42429668 (accessed 05.02.2022). 

13. Arbeitslandschaft 2025, Studie von der Prognos AG. München, Vereinigung der Bayerishchen Wirtschaft (VBW), 2019. 71 p. Available at: https://fks-plus.de/pdfs/Studie_Arbeitslandschaft-2025.pdf (accessed 05.02.2022). 

14. IT-Sicherheit. Bundesministerium für Wirtschaft und Technologie (BMWi) [n.d.]. Available at: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Artikel/Digitale-Welt/it-sicherheit.html (accessed 30.10.2021).

15. Forschungsbericht 526/3. Aktualisierte BMAS – Prognose “Digitalisierte Arbeitswelt”. Bundesministerium für Bildung und Forschung, Februar 2020. 76 p. Available at: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/DE/Publikationen/Forschungsberichte/fb526-3-aktualisierte-bmas-prognose-digitalisierte-arbeitswelt.pdf?__blob=publicationFile&v=2 (accessed 30.06.2022). 

16. Bildung in Deutschland 2020. Bundesministerium für Bildung und Forschung. Bielefeld, WBV Media, 2020. 340 p. Available at: https://www.bildungsbericht.de/de/bildungsberichte-seit-2006/bildungsbericht-2020/pdf-dateien-2020/bildungsbericht-2020-barrierefrei.pdf (accessed 05.03.2022). 

17. Investitionen in Bildung steigen deutlich. Die Bundesregierung, 18.11.2020. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/bildungsbericht-1815898#:~:text=Steigende%20Ausgaben%3A%20Die%20Bildungsinvestitionen%20sind%20gestiegen.%20Insbesondere%20der,und%202018%20von%205%2C1%20auf%2010%20Milliarden%20Euro (accessed 09.03.2022). 

18. EXIST – University-Based Business Start-Ups [n.d.]. Available at: https://www.exist.de/EXIST/Navigation/EN/About_EXIST/about_exist.html (accessed 09.03.2022).

19. Berufsbildung 4.0. Bundesministerium für Bildung und Forschung [n.d.]. Available at: https://www.bmbf.de/bmbf/de/home/_documents/berufsbildung-4-0.html (accessed 09.03.2022).

20. Nationale Weiterbildungsstrategie. Bundesministerium für Arbeit und Soziales, Bundesministerium für Bildung und Forschung, Juni 2021. 77 p. Available at: https://www.bmbf.de/de/nationale-weiterbildungsstrategie-8853.html (accessed 05.03.2022).

21. Mittelstand 4.0 - Digitale Produktions- und Arbeitsprozesse. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Februar 2017. Available at: https://www.mittelstand-digital.de/Redaktion/DE/Downloads/F/Faktenblaetter/faktenblatt-foerderinitiative-mittelstand-4-0.pdf?__blob=publicationFile&v=7 (accessed 09.03.2022).   

22. Mit MINT in der Zukunft! Der MINT-Aktionplan des BMBF. Bundesministerium für Bildung und Forschung, Februar 2019. Available at: https://www.bmbf.de/bmbf/de/home/_documents/mint-aktionsplan.html (accessed 09.03.2022).  

23. Digitale Zukunft: Lernen. Forschen. Wissen. Bundesministerium für Bildung und Forschung, April 2019. Available at: https://www.bmbf.de/SharedDocs/Publikationen/de/bmbf/1/23428_Die_Digitalstrategie_des_BMBF.html (accessed 09.03.2022).  

Система Orphus

Загрузка...
Вверх