Религиозный институт как составляющая социальной и экономической сферы

 
Код статьиS013122270022241-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-9-119-129
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры региональной экономики и природопользования
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Санкт-Петербург, 191023 ул. Садовая, 21
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Институт общественных наук РАНХиГС
Адрес: РФ, 191023 Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32; РФ, 119571 Москва, пр-т Вернадского, 82
Аффилиация: СЖС Институт Фрезениуса ГмбХ
Адрес: ФРГ, D-20097 Гамбург, Хайденкампсвег, 99
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №9
Страницы119-129
Аннотация

Предметом исследования статьи являются особенности функционирования структурных компонентов мажоритарного религиозного института, выявление и обоснование степени его значимости в социальном и экономическом развитии страны на примере Римско-католической церкви Австрии (РКЦА). Целью работы выступает комплексная характеристика проявлений хозяйственной, общественной, культурообразующей роли ведущей религиозной организации на национальном уровне с помощью методов обработки статистических и эмпирических данных, принятых в экономических и регионально-конфессиональных исследованиях. Модель развития конфессионального пространства Австрии, где ведущую роль играет национальная РКЦ, обладает рядом отличительных характеристик, обуславливающих и подтверждающих высокое значение религиозного института в социальном и экономическом развитии государства.

Ключевые словарелигиозная организация, экономическая деятельность, социальная деятельность, Римско-католическая церковь Австрии
Получено24.03.2022
Дата публикации23.09.2022
Кол-во символов29966
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В содержании современных российских и зарубежных исследований, объектами которых выступают структурные компоненты конфессионального пространства стран Европы (культурообразующие, социальные и экономические аспекты), прослеживаются две основные тенденции.
3 В первую очередь привлекает внимание тот факт, что коренное население стран зарубежной Европы все интенсивнее подвергается влиянию секуляризационных процессов. Это проявляется в выходе из членства в религиозных общинах (для некоторых стран старой Европы – массово-волнообразном), сокращении численности и доли представителей традиционных христианских конфессий в религиозной структуре населения, девальвации и диверсификации христианских ценностей, принятии и утверждении на законодательном уровне в ряде государств этических норм, идущих вразрез с положениями вероучительной доктрины христианства1. Вместе с тем роль традиционных религий и религиозных организаций в жизни европейского общества остается весьма существенной. Более того, усиливается значение христианских конфессий в различных областях культуры, политики и хозяйства. Без учета религиозной компоненты анализ трансформационных процессов (как демографических и социальных, так и экономических) в странах Европы достаточно затруднен. 1. Один из примеров – данные о численности однополых браков, зарегистрированных путем совершения религиозной церемонии бракосочетания в Церкви Дании (126, 110, 83 в 2018, 2019 и 2020 гг. соответственно) [ист. 1].
4 Вклад национальных христианских церквей Европы в социально-экономическое развитие стран и регионов заключается в деятельности их организаций в зоне социальной ответственности, функционировании различных видов конфессионального предпринимательства, развитии религиозного туризма, влиянии церковной доктрины на количественные и качественные характеристики социального капитала, которые трудно поддаются количественной оценке. Важное значение имеет тот факт, что на уровне ООН официально декларируется необходимость вовлечения религиозных институтов в процесс достижения Целей устойчивого развития стран и регионов мира. Существенность этого обстоятельства подчеркивается в работах зарубежных [1] и отечественных [2] исследователей. Названные факты предопределяют актуальность обращения к вопросам, связанным с экономической и социальной составляющей функционирования религиозных институтов на национальном и региональном уровнях. Отметим, что результаты научного осмысления существующих моделей развития конфессионального пространства и опыт отдельных стран в реализации церковно-государственных отношений особенно необходимы в российской действительности постсоветского периода, когда продолжается процесс структурного оформления элементов конфессионального пространства [3].
5 Подчеркнем, что опыт национальных образований, где наблюдается конструктивный процесс развития церковно-государственных отношений, а социальная и экономическая деятельность религиозных организаций оказывает позитивное влияние на жизнь населения, развитие страны и ее регионов, полезен для решения целого круга вопросов практического характера, диктуемых различными аспектами функционирования религиозных организаций [4]. В этом плане пример Австрийской Республики и доминанты ее конфессионального пространства – РКЦА можно считать наглядным.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 265

Оценка читателей: голосов 0

1. Karam A. The Role of Religious Actors in Implementing the UN's Sustainable Development Goals. The Ecumenical Review, 2016, vol. 68, no. 4, pp. 365-377. Available at: https://doi.org/10.1111/erev.12241

2. Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России. Инновационная наука, 2015, № 12-3, сс. 105-108.

3. Манаков А.Г., Дементьев В.С. Территориальная структура конфессионального пространства юго-восточной части Балтийского региона. Балтийский регион, 2019, т. 11, № 1, cc. 92-108.

4. Bellia C., Scavone V., Ingrassia M. Food and Religion in Sicily – A New Green Tourist Destination by an Ancient Route from the Past. Sustainability, 2021, no. 13 (12), 6686, pp. 1-22. Available at: https://doi.org/10.3390/su13126686

5. Peri Rotem N. Religion and Fertility in Western Europe: Trends across Cohorts in Britain, France and the Netherlands. European Journal of population, 2016, no. 2, pp. 231-265. DOI: 10.1007/s10680-015-9371-z

6. Kettell S. Social Capital and Religion in the United Kingdom. Faith-Based Organizations and Social Welfare. Manuel P., Glatzer M., eds. London, Palgrave Studies in Religion, Politics, and Policy, 2019, pp. 185-203. DOI: 10.1007/978-3-319-77297-4_8

7. Shapiro E.A. Protective Canopy: Religious and Social Capital as Elements of a Theory of Religion and Health. Journal of Religion and Health, 2021, no. 3, pp. 1-15. DOI:10.1007/s10943-021-01207-8

8. Galiatsatos P., Sundar S., Qureshi A., Ooi G., Teague P., Hale D.W. Health Promotion in the Community: Impact of Faith-Based Lay Health Educators in Urban Neighborhoods. Journal of Religion and Health, 2016, no. 55(3), pp. 1089-1096. DOI: 10.1007/s10943-016-0206-y

9. Laughlin R.C. Accounting in its Social Context: An Analysis of the Accounting Systems of the Church of England. Accounting, Auditing and Accountability Journal, 1988, no. 1, pp. 19-42. Аvailable at: https://www.researchgate.net/publication/242349417_Accounting_in_its_Social_Context_An_Analysis_of_the_Accounting_Systems_of_the_Church_of_England (accessed 09.07.2020). DOI: 10.1108/EUM0000000004622

10. Богатова О.А., Долгаева Е.И., Митрофанова А.В. Деятельность социально-ориентированных организаций Русской православной церкви: региональные аспекты. Регионология, 2019, т. 27, № 3, cc. 489-512.

11. Appleby J.K. The Role of the Catholic Church in Immigrant Integration. The Review of Faith and International Affairs, 2011, vol. 9, iss. 11, pp. 67-70. Available at: https://doi.org/10.1080/15570274.2011.543621

12. Кудряшов С.М. Шведская модель церковно-государственных отношений. Человек и культура, 2013, № 4, cc. 53-80.

13. Makris G., Bekridakis D. The Greek Orthodox Church and the Economic Crisis Since 2009. International Journal for the Study of the Christian Church, 2013, vol. 13, no. 2, pp. 111-132. Available at: https://doi.org/10.1080/1474225X.2013.793055

14. Ramsay L. The Church of England, Homosexual Law Reform, and the Shaping of the Permissive Society 1957–1979. Journal of British Studies, 2018, no. 57 (1), pp. 108-137. DOI: 10.1017/jbr.2017.180

15. Goujon А., Jurasszovich S., Potančoková M. Religious Denominations in Vienna & Austria: Baseline Study for 2016 – Scenarios until 2046. Vienna Institute of Demography Working Papers, 2017, no. 9, pp. 3-14. Available at: https://doi.org/10.1553/0x003ccffc

16. Aschauer W. The Drivers of Prejudice with a Special Focus on Religion – Insights into anti-Muslim Sentiment in Austrian Society. Österreichische Zeitschrift für Soziologie, 2020, no. 45, pp. 183-212. Available at: https://doi.org/10.1007/s11614-020-00414-z

17. Черепанова Е.С. Католицизм как фактор формирования австрийской культуры и философии: методологические основания и перспективы исследования. Известия Уральского федерального университета. Cерия 3: общественные науки, 2015, №1 (137), сс. 7-14.

18. Kolb J., Yildiz E. Muslim Everyday Religious Practices in Austria. From Defensive to Open Religiosity. Religions, 2019, vol. 10, no. 3, 161, pp. 1-15. Available at: https://doi.org/10.3390/rel10030161

19. Sezgin Z. Politics and Religion – Breaking with Austrian Consociationalism: How the Rise of Rightwing Populism and Party Competition Have Changed Austria's Islam Politics, Politics and Religion, 2018, vol. 11, iss. 3, pp. 649-678. Available at: https://doi.org/10.1017/S1755048318000172

Система Orphus

Загрузка...
Вверх