Перспективы военно-политической интеграции в Азии. Быть ли “азиатской НАТО”?

 
Код статьиS013122270021870-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-8-5-15
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация:
МГИМО МИД России
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
НИУ ВШЭ
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76; РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23; РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №8
Страницы5-15
Аннотация

Единая стратегия создания новой организации безопасности в Азии отсутствует. Подобная инициатива не исходит от держав региона. США пытаются сформировать в нем военно-политический союз антикитайской направленности. Причем скорее путем активизации имеющихся форматов, чем посредством создания новой формализованной региональной организации. Американская концепция Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) критикуется государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и особенно членами Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Понижается роль последней как организации-координатора в сфере безопасности. России следует проявлять осмотрительность в реагировании на не оформившуюся американскую инициативу антикитайской направленности, чтобы не муссировать новый биполярный раскол групп государств Азии и АТР, в котором, к тому же, у РФ окажется не ведущая, а вторичная роль. Большинство стран Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона не готовы к формальному антикитайскому союзу под руководством США.

Ключевые словаАзиатско-Тихоокеанский регион, Индо-Тихоокеанский регион, НАТО, региональная интеграция, военные союзы, АСЕАН, Китай, стратегия США
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках Проекта системного развития международных связей Института международных исследований МГИМО (№2022-02-02)
Получено11.04.2022
Дата публикации07.09.2022
Кол-во символов39925
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В политических дебатах и научной литературе все чаще можно встретить рассуждения о перспективах формирования “азиатской НАТО”. Этот термин является “журнализмом”, на сегодняшний день не закрепленным и не принятым ни в одном официальном документе США, КНР или других азиатских стран. Однако он емко обозначает вполне определенный круг проблем, с которыми столкнулись государства региона, и которые в том числе требуют выработки политической линии со стороны России. Речь идет о новом этапе военно-политической кооперации и интеграции ряда стран Южной и Восточной Азии и АТР (в западной терминологии – в Индо-Тихоокеанском регионе). При этом в политико-академических кругах существует несколько трактовок и сценариев того, какова конфигурация, цель и участники такой интеграции.
3 Чаще всего под терминологией “формирование аналога НАТО в Азии” имеется в виду продвигаемая по инициативе США консолидация группы государств Южной и Восточной Азии и АТР для противостояния Китаю, создание в Азии не столько военного союза, сколько “тематической” аморфной группировки, участников которой объединяют явные или неявные противоречия с активизировавшейся геополитикой КНР.
4 Но встречается и более прямой смысл понятия “азиатская НАТО”: это замысел формирования в Азии нового формального военно-политического альянса с участием, помимо стран региона, также “заокеанских” партнеров (США, Великобритании и др.), построенного по аналогии с НАТО и/или с ушедшими в историю альянсами СЕНТО (СЕNТО), СЕАТО (SЕАТО) и АНЗЮС (ANZUS).
5 В узком значении речь идет о закреплении и дальнейшем развитии формата так называемого Четырехстороннего сотрудничества в сфере безопасности (QUAD), охватывающего США, Японию, Индию, Австралию и, в перспективе, другие государства АТР1. 1. Наблюдателями в QUAD являются Новая Зеландия, Южная Корея, Вьетнам.
6 Иногда прообразом межрегионального военного альянса называют также соглашение AUKUS (Австралия–Великобритания–США). Однако эта структура формировалась скорее как конкретное соглашение в военно-промышленной сфере, оно ближе по типу к программам в рамках инициативы стран Евросоюза PESCO и пока не является даже отдаленной аналогией альянса типа НАТО.
7 Одновременно существует перспектива реального расширения Организации Североатлантического договора в Азию, потенциальное включение в состав ее членов (пусть в особом статусе) таких стран, как Республика Корея, Вьетнам, Таиланд и др.
8 “Облегченная” версия подобного плана предполагает вовлечение азиатских государств без предоставления формального членства во взаимодействие и сотрудничество с НАТО посредством участия военных этих стран в программе “Партнер c расширенными возможностями” (Enhanced Opportunity Partner, EOP), учениях альянса, повышении квалификации командных кадров в Оборонном колледже НАТО (NATO Defense College, NDC) в Риме, совещательных форматах, обеспечения “интероперабельности” военных и командных структур Североатлантического договора и азиатских партнеров и пр.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 298

Оценка читателей: голосов 0

1. Heijmans P. U.S. Weapons Sales to Thailand Have a New Competitor – China. Bloomberg News Articles, 02.12.2019. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-12-02/u-s-weapons-sales-to-thailand-have-a-new-competitor-china (accessed 30.05.2022).

2. Rolfe J. Five Eyes/Five Countries. New Zealand International Review, 2021, no. 46(6), pp. 2-5. Available at: https://search.informit.org/doi/10.3316/informit.158989476182538 (accessed 11.04.2022).

3. Reiterer M. A China Policy Is Not an Asia Policy, but No Asia Policy Is without a China Policy. European University Institute Policy Brief. 2021. 9 p. Available at: https://data.europa.eu/doi/10.2870/663742 (accessed 11.04.2022).

4. Sinha K. The ‘Quad’: A Strategic Liability for India. Institute of Peace and Conflict Studies. 08.02.2019. Available at: http://www.ipcs.org/comm_select.php?articleNo=5557 (accessed 11.04.2022).

5. Shankar V. Quad: The Making of a Robust Entente? Institute of Peace and Conflict Studies. 12.03.2018. Available at: http://www.ipcs.org/comm_select.php?articleNo=5446 (accessed 11.04.2022).

6. Paik W., Park J.J. The Quad’s Search for Non-Military Roles and China’s Strategic Response: Minilateralism, Infrastructure Investment, and Regional Balancing. Journal of Contemporary China, 2021, no. 30 (127), pp. 36-52. DOI: 10.1080/10670564.2020.1766908

7. Dobell G. Indo-Pacific: from Construct to Contest. The Strategist. Australian Strategic Policy Institute, 24.06.2019. Available at: https://www.aspistrategist.org.au/indo-pacific-from-construct-to-contest/ (accessed 11.04.2022).

8. Denisov I., Paramonov O., Arapova E., Safranchuck I. Russia, China, and the Concept of Indo-Pacific. Journal of Eurasian Studies, 2021, vol. 12, iss. 1, pp. 72-85. Available at: https://doi.org/10.1177/1879366521999899

9. Jung S.Ch., Lee J., Lee J.-Y. The Indo-Pacific Strategy and US Alliance Network Expandability: Asian Middle Powers’ Positions on Sino-US Geostrategic Competition in Indo-Pacific Region. Journal of Contemporary China, 2021, no. 30 (127), pp. 53-68. DOI: 10.1080/10670564.2020.1766909

10. Krickovic A., Sakwa R. From Greater Europe to Greater Eurasia. Journal of Eurasian Studies, 2021, vol. 12 (1), pp. 3-4. Available at: https://doi.org/10.1177/1879366521999907

11. Wilkins Th. Searching for a Middle Path: ASEAN and the “Indo Pacific”. The Japan Institute of International Affairs. Policy Brief. February 11, 2020. 20 p. Available at: https://www.jiia-jic.jp/en/policybrief/pdf/PolicyBrief_Wilkins_200211.pdf (accessed 06.04.2022).

12. Tang Siew Mun et al. The State of Southeast Asia: 2019 Survey Report. Singapore, ISEAS-Yusof Ishak Institute, 2019. p. 25. Available at: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/TheStateofSEASurveyReport_2019.pdf (accessed 11.04.2022).

13. Acharya A. Why ASEAN Indo-Pacific Outlook Matters. Australian Strategic Policy Institute. The Strategist, 12.08.2019. Available at: https://www.aspistrategist.org.au/why-aseans-indo-pacific-outlook-matters/ (accessed 11.04.2022).

14. Masuhr N., Schepers N. AUKUS: Below the Surface. Analytical Report of the ETH Zurich. 4 p. Available at: https://css.ethz.ch/en/center/CSS-news/2022/03/aukus-below-the-surface.html (accessed 09.04.2022).

15. Shoebridge M. What is AUKUS and What Is It Not? Australian Strategic Policy Institute. 10 p. Available at: https://www.aspi.org.au/report/what-aukus-and-what-it-not (accessed 09.04.2022).

16. Cheng M. AUKUS: The Changing Dynamic and Its Regional Implications. European Journal of Development Studies, 2022, no. 2 (1), pp. 1-7. Available at: https://doi.org/10.24018/ejdevelop.2022.2.1.63

17. Chansoria M. 2019 ASEAN Defense Ministers’ Meeting-Plus: Enhancing Bilateral and Regional Cooperative Security for India and Japan in the Indo-Pacific. The Japan Institute of International Affairs. 17.12.2019. p. 9. Available at: https://www.jiia-jic.jp/en/policybrief/pdf/Monika_Chansoria_Dec_17_2019.pdf (accessed 09.04.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх