Российская политика в отношении китайских прямых инвестиций на Дальнем Востоке

 
Код статьиS013122270021868-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-8-43-51
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры политологии
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: РФ, 690950 Владивосток, ул. Суханова, 8
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №8
Страницы43-51
Аннотация

В статье реконструируется процесс формирования российской политики в отношении китайских инвестиций на РДВ, эволюции ее целей и средств с конца 1980-х годов до настоящего времени. Рассматривается динамика притока и накопления китайских прямых инвестиций на РДВ, географическое и отраслевое распределение предприятий с китайскими инвестициями. Сделан вывод о том, что результаты политики привлечения китайского капитала не отвечают целям опережающего роста и структурной модернизации экономики макрорегиона.

Ключевые словаРоссия, Китай, российский Дальний Восток, инвестиционная политика, прямые иностранные инвестиции, предприятия с китайскими инвестициями
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КАОН в рамках научного проекта № 20-511-93005
Получено29.11.2022
Дата публикации07.09.2022
Кол-во символов29067
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Российское правительство неоднократно заявляло о стратегической значимости развития инвестиционного сотрудничества с Китаем. Вместе с тем многие исследователи скептически оценивают эффективность российской государственной политики в этой области [1, 2, 3]. Одним из ярких свидетельств, подкрепляющих такие оценки, служат официальные данные о динамике поступающего китайского капитала – точнее, их очевидные противоречивость и непоследовательность. Подобное состояние информации, исходящей из официальных источников, вызывает по меньшей мере два закономерных следствия: 1) общее недоверие к государственной статистике китайских инвестиций в РФ и 2) сомнения в самой способности российского государства к контролю и регулированию процессов, происходящих в этой сфере.
2 Попытаемся оценить эффективность государственного регулирования китайских прямых инвестиций, а также их географической и отраслевой структуры на российском Дальнем Востоке (РДВ) на фактическом материале. Наряду с данными российских государственных органов будут использованы официальная китайская статистика, а также информация из негосударственных источников.
3 В первой части статьи реконструирован процесс формирования российской политики в отношении китайских инвестиций на РДВ, эволюции ее целей и средств с конца 1980-х годов до настоящего времени. Во второй части рассмотрена фактическая динамика китайских прямых инвестиций на РДВ, основные изменения в их объемах, географическом и отраслевом распределении предприятий с китайскими инвестициями. Сравнение тенденций развития инвестиционной политики России и ее результатов даст возможность охарактеризовать степень управляемости поступления китайского капитала в дальневосточный макрорегион в течение последних 30 лет.
4

Эволюция целей и средств российской политики в отношении китайских инвестиций на РДВ

5 Для формирования политики российского государства в отношении китайских инвестиций, формулирования ее приоритетов и разработки инструментария свойственны длительность и неустойчивость. С конца 1980-х годов, когда границы страны стали приоткрываться для китайских инвесторов, цели и средства государственного регулирования их деятельности пережили ряд ревизий. Основываясь на наиболее существенных из этих изменений, в истории формирования российской политики в данной сфере можно выделить несколько периодов: 1) 1987–1998 гг.; 2) 1999–2005 гг.; 3) 2006–2011 гг.; 4) 2012 г. – настоящее время.
6 Начало первому периоду положило издание в 1987 г. постановлений Совмина СССР о порядке создания и деятельности совместных предприятий [4, с. 264]. С этого времени и до 1993 г. нормативно-правовые акты сначала советского, а затем и российского правительства были направлены на постепенную либерализацию и стимулирование притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Цели были довольно расплывчаты: поскольку иностранный капитал воспринимался как универсальный фактор роста и модернизации отечественной экономики, действия государства были сфокусированы на количественном приросте инвестиций как таковом безотносительно к их структурным характеристикам. При этом налоговое и таможенное поощрение иностранных инвесторов было ориентировано на развитые экономики Запада, тогда как Китай рассматривался в первую очередь как торговый партнер.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 289

Оценка читателей: голосов 0

1. Зуенко И., Иванов С., Савченко А. Китайские инвестиции на российском Дальнем Востоке. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 11, сc. 105-113.

2. Larin V. Russia–China Economic Relations in the 21st Century: Unrealized Potential or Predetermined Outcome? Chinese Journal of International Review, 2020, vol. 2, no. 1, 2050001. DOI: 10.1142/S2630531320500018

3. Лузянин С.Г. Как работать с Китаем на нашем Дальнем Востоке? (в преддверии Восточного экономического форума – 2021). Азия и Африка сегодня, 2021, № 6, сc. 5-13.

4. Моисеева Л.А., Ващук А.С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России в конце XX – начале XXI в. Владивосток, Дальнаука, 2006. 348 с.

5. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. Москва, ЛИБРОКОМ, 2009. 212 с.

6. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. Москва, Восточная книга, 2009. 512 с.

7. Иванов С.А. Программа сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая: политическая значимость и экономическая эффективность. Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2018, № 1 (82), cc. 54-65.

8. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. Московские новости, 27.02.2012.

9. Прогунова Л.В. Проблемы и перспективы участия Дальнего Востока России в формировании экономического региона Северо-Восточной Азии. Дисс. канд. экон. наук. Москва, 1996. 171 с.

10. Ларин В.Л., ред. Северо-Восточный Китай на рубеже XX–XXI веков. Владивосток, Дальнаука, 2005. 238 с.

11. Ларин В.Л. В тени проснувшегося дракона. Российско-китайские отношения на рубеже ХХ–XXI вв. Владивосток, Дальнаука, 2006. 424 с.

12. Рыжова Н.П. Экономическая интеграция приграничных регионов. Хабаровск, ИЭИ ДВО РАН, 2013. 352 с.

13. Novopashina A. The Effect of the Border on Chinese Direct Investments: Evidence from Russian Border Regions. Eurasia Border Review, 2013, vol. 4, no. 2, pp. 37-55.

14. Захаров А.Н., Русак Н.А. Россия и Китай: от торговли энергоресурсами к инвестиционному сотрудничеству. Neftegaz.RU, 2020, № 6, cc. 72-75.

15. Дробышева И. Год новых задач. Китай реализует в ДФО 59 проектов. Российская газета, 11.02.2021.

16. Изотов Д.А. Экономическая интеграция России со странами АТР: проблемы и перспективы. Хабаровск, ИЭИ ДВО РАН, 2020. 368 с.

17. Ма Юцзюнь, Суслов Д.В. Новые аспекты российско-китайского инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России. Власть и управление на Востоке России, 2019, № 4 (89), cc. 8-16.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх