Общеевропейское политическое пространство: от идеи к реальности

 
Код статьиS013122270020732-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-6-91-101
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: РФ, 125009 Москва, ул. Моховая, 11/3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №6
Страницы91-101
Аннотация

В статье рассматриваются процессы становления и институционализации общеевропейского политического пространства как важного элемента политической системы Европейского союза. Представлены основные теоретические подходы к исследованию этой проблемы. Дан анализ процесса европеизации и его возможного влияния на формирование этого пространства. Показано отношение к этому процессу со стороны политической элиты ЕС, а также рядовых европейских граждан. Описаны основные принципы и элементы общеевропейского политического пространства, включающие общеевропейские институты, политические партии, средства массовой информации и др. Сделана попытка осмысления взаимодействия этих элементов и позиций конкретных европартий и их фракций в Европарламенте по вопросу будущего развития ЕС. Проанализированы роль и влияние медиа и культурной сферы на становление этого пространства.

Ключевые словаЕвросоюз, общеевропейское политическое пространство, Европарламент, европартии, европеизация, идентичность
Получено15.01.2022
Дата публикации20.06.2022
Кол-во символов35198
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Европейский союз – уникальное политико-экономическое объединение 27 европейских стран, которое в 2022 г. будет отмечать свое тридцатилетие. Его отличительная особенность – наличие признаков и международной организации, и государства, хотя юридически он к этим категориям не принадлежит. Тем не менее за прошедшие 30 лет политическая система Евросоюза заметно укрепилась: с 2009 г. официально введен пост председателя Евросовета, который избирается его членами, обеспечивает взаимодействие с Еврокомиссией (ЕК) и Европарламентом (ЕП) и является главным представителем ЕС на международной арене; за ЕК, согласно Лиссабонскому договору, были четко закреплены исполнительные полномочия; ЕП после принятия Маастрихского, Амстердамского и Ниццкого договоров стал играть более заметную роль в политической системе Европейского союза.
3 Следует отметить, что политические силы в ЕС, выступающие за дальнейшее укрепление процесса европейской интеграции (еврооптимисты), как показали евровыборы 2019 г., сохраняют доминирующие позиции в Европарламенте. При этом их основные оппоненты (евроскептики) немного улучшили свои позиции, получив четвертую по численности фракцию в ЕП. Сторонники федерализации Евросоюза, которые до недавнего времени находились в маргинальном положении, заметно укрепили свое влияние на европейское гражданское общество, особенно среди молодежи.
4 Вместе с тем все больше западных экспертов отмечают, что дальнейшее развитие процесса евроинтеграции и усиление самого Евросоюза как политического образования невозможно без формирования общеевропейского политического пространства, объединяющего общеевропейские политические институты и их акторов, а также представителей гражданского общества и всего того, что оказывает влияние на сферу общеевропейской политики, включая медиа и культуру. В связи с этим автор попытался в данной работе выявить основные элементы процесса формирования и функционирования общеевропейского политического пространства. Для достижения этой цели предполагается рассмотреть основные, уже существующие подходы к теоретическому осмыслению данной проблемы, проанализировать, как евроинтеграция влияла и влияет на дальнейшее развитие этого процесса, каковы в настоящий момент основные элементы и принципы функционирования этого пространства, в особенности европейские выборы и европартии, а также каково влияние медиа и культурной сферы на ход создания и укрепления общеевропейского политического пространства.
5

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ

6 Исследованием формирования общеевропейского политического пространства в последние 50 лет занимались многие западные ученые. Например, американские ученые Л. Линдберг и С. Шайнгольд утверждали, что евроинтеграция на своем начальном этапе была связана с так называемым разрешительным консенсусом, согласно которому данный процесс опирался на широкую поддержку со стороны представителей европейского политического мейнстрима, а рядовые граждане лишь поддерживали их, но непосредственно в нем не участвовали [1].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 468

Оценка читателей: голосов 0

1. Lindberg L.L., Scheingold S.A. Europe’s Would Be Polity: Patterns of Change in the European Community. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1970. 314 p.

2. Hooghe L., Marks G. A Post Functionalist Theory of European Integration: from Permissive Consensus to Constraining Dissensus. British Journal of Political Science, 2009, vol. 39, no. 1, pp. 1-23.

3. Hix S. What's Wrong with the European Union and How to Fix It. Cambridge, Polity Press, 2008. 228 p.

4. Семененко И.С. Идентичность в повестке дня евровыборов. Выборы в Европарламент 2019: национальные ответы на вызовы европейской интеграции. Квашнин Ю.Д., Кудрявцев А.К., Плевако Н.С., Швейцер В.Я., ред. Москва, ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019, pp. 14-17.

5. Gerhards J. Westeuropäische Integration und die Schwierigkeiten der Entstehung einer europäischen Öffentlichkeit. Zeitschrift für Soziologie, 1993, vol. 22, pp. 96-110.

6. Grimm D. Does Europe Need a Constitution? European Law Journal, 1995, vol. 1, no. 13, pp. 282-302.

7. Kielmansegg P. Integration und Demokratie. Europäische Integration. Jachtenfuchs M., Kohler-Koch B., eds. Opladen, Leske und Budrich, 1996, pp. 47-71.

8. De Vreese C.H. The EU as a Public Sphere. Living Reviews in European Governance, 2012, vol. 2, no 3. 22 p. Available at: http://dx.doi.org/10.12942/lreg-2007-3

9. Eriksen E.O. An Emerging European Public Sphere. European Journal of Social Theory, 2005, vol. 8, no. 3, pp. 341-363.

10. Meyer C.O. Europäische Öffentlichkeit als Kontrollsphäre: Die Europäische Kommission, die Medien und politische Verantwortung. Berlin, Vistas, 2002. 228 p.

11. Risse T., Cowles M.G., Caporaso J.A. Europeanization and Domestic Change: Introduction. Transforming Europe. Europeanization and Domestic Change. Green Cowles M., Caporaso J.A., Risse T., eds. Ithaca, New York, Cornell University Press, 2001, pp. 1-20.

12. Mair P. The Europeanization Dimension. Journal of European Public Policy, 2004, vol. 11, no. 2, pp. 337-348.

13. Ladrech R. Europeanization of Domestic Politics and Institutions: The Case of France. Journal of Common Market Studies, 1994, vol. 32, no. 1, pp. 69-88.

14. Radaelli C.M. Europeanisation: Solution or Problem? European Integration Online Papers (EIoP), 2004, vol. 8, no. 5, pp. 1-23.

15. Schmidt V. Europeanization and the Mechanics of Policy Adjustment. European Integration online Papers (EIoP), 2001, vol. 5, no. 6, pp. 894-912.

16. Peters B.G. Bureaucratic Politics and the Institutions of the European Union. Euro-Politics. Institutions and Policy-Making in the ‘New’ European Community. Sbragia A.M., ed. Washington, The Brookings Institution, 1992, pp. 75-122.

17. Weiler J. The Transformation of Europe. Yale Law Journal, 1991, vol. 100, pp. 2403-2483.

18. Genschel P., Jachtenfuchs M. From Market Integration to Core State Powers: The Eurozone Crisis, the Refugee Crisis and Integration Theory. Journal of Common Market Studies, 2018, vol. 56, no. 1, pp. 178-196. Available at: https://doi.org/10.1111/jcms.12654

19. Pollak J., Slominski P. Europäische Demokratie im Schnittpunkt von parlamentarischem und regulatorischem Modell. Europäische Identitäten. Mythen, Konstrukte, Konflikte. Mokre M., Weiss G., Bauböck R., hrsg. Frankfurt, New York, Campus Verlag, 2003, pp. 257-279.

20. Serrichio F., Tsakatika M., Quaglia L. Euroscepticism and the Global Financial Crisis. Journal of Common Market Studies, 2013, vol. 51, no. 1, pp. 51-64. DOI: 10.1111/j.1468-5965.2012.02299.x

21. Usherwood S., Startin N. Euroscepticism as a Persistent Phenomenon. Journal of Common Market Studies, 2013, vol. 51, no. 1, pp. 1-16. DOI: 10.1111/j.1468-5965.2012.02297.x

22. Føllesdal A., Hix S. Why There is a Democratic Deficit in the EU: A Response to Majone and Moravcsik. Journal of Common Market Studies, 2006, vol. 44, no. 3, pp. 533-562.

23. Schmidt V.A. Politicization in the EU: Between National Politics and EU Political Dynamics. Journal of European Public Policy, 2019, vol. 26, no. 7, pp. 1018-1036. DOI: https://doi.org/10.1080/13501763.2019.1619189

24. Lindseth P. Power and Legitimacy: Reconciling Europe and the Nation State. Oxford, Oxford University Press, 2010. 364 p. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195390148.001.0001

25. Медушевский А.Н. Европейский cоюз после Брексита: итоги и перспективы интеграционного проекта. Liberal.ru, 08.12.2021.

26. Goldberg A.C., van Elsas E.J., de Vreese C.H. Mismatch? Comparing Elite and Citizen Polarisation on EU Issues across Four Countries. Journal of European Public Policy, 2020, vol. 27, no. 2, pp. 310-328. Available at: https://doi.org/10.1080/13501763.2019.1701531

27. Hurrelmann A., Gora A., Wagner A. The Politicization of European Integration: More than an Elite Affair? Political Studies, 2015, vol. 63, no. 1, pp. 43-59. Available at: https://doi.org/10.1111%2F1467-9248.12090

28. De Wilde P., Leupold A., Schmidtke H. Introduction: the Differentiated Politicisation of European Governance. West European Politics, 2016, vol. 39, no. 1, pp. 3-22. Available at: https://doi.org/10.1080/01402382.2015.1081505

29. Zürn M. Politicization Compared: at National, European and Global Levels. Journal of European Public Policy, 2019, vol. 26, no. 7, pp. 977-995. Available at: https://doi.org/10.1080/13501763.2019.1619188

30. Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge, MIT Press, 1996. 676 p.

31. Habermas J. Why Europe Needs a Constitution. New Left Review, 2001, no. 11, pp. 25-45. Available at: https://doi.org/10.1017/CBO9780511489068.002

32. Walter S. Three Models of the European Public Sphere. Journalism Studies, 2017, vol. 18, no. 6, pp. 749-770. Available at: https://doi.org/10.1080/1461670X.2015.1087815

33. Hix S. Why the EU Needs (Left-Right) Politics? Policy Reform and Accountability Are Impossible without it. Notre Europe, Policy Paper, 2006, no. 19, pp. 2-20.

34. Auel K. Democratic Accountability and National Parliaments: Redefining the Impact of Parliamentary Scrutiny in EU Affairs. European Law Journal, 2007, vol. 13, no. 4, pp. 487-504. DOI: 10.1111/j.1468-0386.2007.00380.x

35. Hirst P. Associative Democracy: New Forms of Economic and Social Government. Cambridge, MIT Press, 1994. 232 p.

36. Dahlgren P. Introduction. Communication and Citizenship: Journalism and the Public Sphere. Dahlgren P., Sparks C., eds. London, Routledge, 1991. 276 p.

37. Gutmann A., Thompson D. Democracy and Disagreement. Cambridge, Harvard University Press, 1996. 422 p.

38. Гуселетов Б.П. Становление института общеевропейских политических партий. Современная Европа, 2020, № 4, cc. 133-143.

39. Bardi L. EU Enlargement, European Parliament Elections and Transnational Trends in European Parties. European View, 2006, vol. 2 (1), pp. 13-19.

40. Гуселетов Б.П. Партия европейских социалистов в политической системе ЕС. Современная Европа, 2021, № 3, cc. 105-115.

41. Raube K. From Dawn to Doom: the Institutionalization of the Spitzenkandidaten Process During European Elections and its Final Negation. Assessing the 2019 European Parliament Elections. Kritzinger S., Plescia C., Raube K., Wilhelm J., Wouters J., eds. London, Routledge, 2020. 272 p.

42. Schulze H. The Spitzenkandidaten in the European Parliament Election Campaign Coverage 2014 in Germany, France, and the United Kingdom. Politics and Governance, 2016, vol. 4, no. 1, pp. 23-36. DOI: 10.17645/pag.v4i1.457

43. Popa S.A., Rohrschneider R., Schmitt H. Polarizing without Legitimizing: the Effect of Lead Candidates’ Campaigns on Perceptions of the EU Democracy. Electoral Studies, 2016, vol. 44, pp. 469-482. DOI: 10.1016/j.electstud.2016.07.001

44. Macron E. Initiative pour l'Europe. Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique. 26.09.2017. Available at: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique (accessed 20.12.2021).

45. Anastassopoulos G. Report on a Proposal for an Electoral Procedure Incorporating Common Principles for the Election of Members of the European Parliament. European Parliament. 02.06.1998. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-4-1998-0212_EN.html (accessed 20.12.2021).

46. Christiansen T., Shackleton M. Spitzenkandidaten 2.0: From Experiment to Routine in European Elections? The European Parliament Elections of 2019. De Sio L., Franklin M., Russo L., eds. Rome, Luiss University Press, 2019, pp. 43-57.

47. Hübner D.M., Silva Pereira P. Report on the Composition of the European Parliament (2017/2054(INL) – 2017/0900(NLE)). 26.01.2018. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-8-2018-0007_EN.html (accessed 20.12.2021).

48. Lefkofridi Z., Katsanidou A. A Step Closer to a Transnational Party System? Competition and Coherence in the 2009 and 2014 European Parliament. Journal of Common Market Studies, 2018, vol. 56, no. 6, pp. 1462-1482. Available at: https://doi.org/10.1111/jcms.12755

49. Miklin E. EU Politicisation and National Parliaments: Visibility of Choices and Better Aligned Ministers? Journal of Legislative Studies, 2014, vol. 20, no. 1, pp. 78-92. Available at: https://doi.org/10.1080/13572334.2013.871486

50. Mattila M., Raunio T. Drifting Further Apart: National Parties and their Electorates on the EU Dimension. West European Politics, 2012, vol. 35, no. 3, pp. 589-606. Available at: 10.1080/01402382.2012.665742

51. De Vries C.H. EU Issue Voting: Asset or Liability? How European Integration Affects Parties’ Electoral Fortunes. European Union Politics, 2010, vol. 11, no. 1, pp. 89-117.

52. Hallin D.C., Mancini P. Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, pp. 33-34.

53. Curran J. Rethinking the Media as a Public Sphere. Communication and Citizenship: Journalism and the Public Sphere. Dahlgren P., Sparks C., eds. London, Routledge, 1991. 31 p.

54. Walter S. Three Models of the European Public Sphere. Journalism Studies, 2017, vol. 18, no. 6, pp. 749-770. Available at: https://doi.org/10.1080/1461670X.2015.1087815

55. Habermas J. The Crisis of the European Union in the Light of a Constitutionalization of International Law. The European Journal of International Law, 2012, vol. 23, no. 2, pp. 335-348. DOI: 10.1093/ejil/chs019

56. Brüggemann M., Schulz-Forberg H. Becoming Pan-European? Transnational Media and the European Public Sphere. The International Communication Gazette, 2009, vol. 71, no. 8, pp. 693-712. DOI: 10.1177/1748048509345064

57. Nardis Y. News, Trust in the European Parliament, and EP Election Voting: Moderated-Mediation Model Investigating Voting in Established and New Member States. The International Journal of Press/Politics, 2015, vol. 20, pp. 45-66. DOI: 10.1177/1940161214556710

58. Gripsrud J. Television and the European Public Sphere. European Journal of Communication, 2007, vol. 22, no. 4, pp. 479-492. Available at: https://doi.org/10.1177/0267323107083064

59. Sassatelli M. Becoming Europeans. Cultural Identity and Cultural Policies. Basingstoke, Palgrave Macmillan, 2009. 233 p.

60. Bondebjerg I. Transnational Europe: TV-drama, Сo-Production Networks and Mediated Cultural Encounters. Palgrave Communications, 2016, no. 2(1), pp. 1-13. Available at: https://doi.org/10.1057/palcomms.2016.34



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. The Single European Act. Available at: https://www.cvce.eu/obj/the_single_european_act-en-abd540f4-e8e6-4d11-8b67-f551892e2f1b.html (accessed 20.12.2021). 2. Treaty of European Union. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:11992M/TXT (accessed 20.12.2021). 3. Juncker J.C. Speech at the Annual General Meeting of the Hellenic Federation of Enterprises. European Commission. 21.06.2016. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-16-2293_en.html (accessed 20.12.2021). 4. Public Opinion in the time at a Glance. European Parliament. June 2021. Available at: https://www.europarl.europa.eu/at-your-service/files/be-heard/eurobarometer/2020/covid19/en-public-opinion-in-the-time-of-covid19-202106.pdf (accessed 20.12.2021). 5. The 2019 Post-Electoral Survey – Have European Elections Entered a New Dimension? Eurobarometer Survey 91.5 of the European Parliament. A Public Opinion Monitoring Study. European Parliament. 2019. Available at: https://www.europarl.europa.eu/at-your-service/files/be-heard/eurobarometer/2019/post-election-survey-2019-complete-results/report/en-post-election-survey-2019-report.pdf (accessed 20.12.2021). 6. Voter Study 2014. European Election Studies. 2014. Available at: http://europeanelectionstudies.net/european-election-studies/ees-2014-study/voter-study-2014 (аccessed 20.12.2021). 7. Voter Study 2019. European Election Studies. 2019. Available at: http://europeanelectionstudies.net/european-election-studies/ees-2019-study/voter-study-2019. (accessed 20.12.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх