Роль государственных расходов на образование в стимулировании человеческого развития

 
Код статьиS013122270019632-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-6-53-61
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО Университет МИД России
Адрес: Москва, РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №6
Страницы53-61
Аннотация

Целью статьи является оценка влияния государственных расходов на образование на динамику индекса человеческого развития (ИЧР). Анализ проводится на уровне трех групп стран – развитых, развивающихся и наименее развитых. По итогам исследования была доказана наибольшая эффективность государственных расходов на образование для группы развивающихся стран, особенно стран со средним уровнем дохода и относительно более высокими темпами экономического роста. При этом значимого влияния стимулирующей бюджетной политики на ИЧР в группах развитых и наименее развитых стран не выявлено.

Ключевые словаиндекс человеческого развития, человеческий капитал, государственные расходы, образование, развитые страны, развивающиеся страны, наименее развитые страны, тест Грейнджера
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2020-930 от 16.11.2020)
Получено15.04.2021
Дата публикации20.06.2022
Кол-во символов27453
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В Докладе о человеческом развитии 2019 г. эксперты Программы развития ООН (ПРООН) вывели на передний план анализа принципиально новое явление – расширение глобального неравенства “нового поколения”. Несмотря на постепенное сокращение глобального разрыва в показателях уровня жизни, сокращение уровня бедности, голода и болезней, эксперты отметили увеличение неравенства в наделенности людей знаниями, навыками и способностями, которые в долгосрочной перспективе будут предопределять уровень их конкурентоспособности. На фоне сокращения разрыва в доступе к базовым составляющим человеческого развития увеличивается неравенство на уровне высшего образования и экономики знаний, усугубляющееся негативным изменением климата, гендерным неравноправием и вооруженными конфликтами [ист. 1]. Спрос на профессиональные знания, навыки и квалификацию стремительно меняется, усугубляя риски расширения дисбалансов между спросом и предложением на рынке труда [ист. 2].
2 На фоне стремительных технологических, климатических и демографических изменений возрастают дисбалансы наделенности человеческим капиталом на уровне различных групп стран. Пандемия COVID-19 усугубила как традиционное неравенство, так и способствовала обострению его новых проявлений, ухудшая социальное положение наиболее уязвимых слоев населения и выявляя несовершенства системы социальной защиты. Низкая “маневренность” многосторонних институтов и неспособность системы либерального международного порядка выработать эффективный комплекс мер быстрого реагирования для борьбы с пандемией [1] способствуют усилению националистических и протекционистских тенденций [2], вызывают дебаты относительно более высокой эффективности авторитарных режимов в борьбе с распространением и последствиями пандемии по сравнению с демократическими [3, 4].
3 Пандемия, с одной стороны, обострила необходимость ускоренного осуществления инвестиций в людей для достижения социальной справедливости и экономического роста, с другой – выступила катализатором новой волны риторики об эффективности централизованного управления социальным развитием и управляемой социальной солидарности, необходимости усиления роли государства как относительно более эффективного регулятора и антикризисного менеджера. Особую остроту приобретает вопрос об эффективности мер государственной политики как для посткризисного восстановления, так и для стимулирования человеческого развития в целом.
4

Человеческое развитие и экономический рост

5 Инвестиции в человеческое развитие имеют критически важное значение для экономического роста [5, 6]. Уровень образования напрямую определяет тенденции производительности труда [5, 7, 8] и является драйвером инновационного и технологического развития [9]. Темпы и качество экономического роста зависят от уровня развития человеческого капитала, обусловленного масштабами и эффективностью вложений в человеческое развитие.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 353

Оценка читателей: голосов 0

1. Debre M., Dijkstra H. Covid-19 and Policy Responses by International Organizations: Crisis of Liberal International Order or Window of Opportunity? Global Policy, 2021, vol. 12, no. 4, pp. 443-454. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.12975

2. Sakwa R. Multilateralism and Nationalism in an Era of Disruption: the Great Pandemic and International Politics. Journal of International Analytics, 2020, vol. 11, no. 3, pp. 129-150. Available at: https://doi.org/10.46272/2587-8476-2020-11-3-129-150

3. Cepaluni G., Dorsch M., Branyiczki R. Political Regimes and Deaths in the Early Stages of the COVID-10 Pandemics. APSA Preprints, 2020. 49 p. Available at: https://doi.org/10.33774/apsa-2020-5lhhc

4. Kleinfeld R. Do Authoritarian or Democratic Countries Handle Pandemics Better? Do Authoritarian or Democratic Countries Handle Pandemics Better? Carnegie Endowment for International Peace, 31.03.2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/03/31/do-authoritarian-or-democratic-countries-handle-pandemics-better-pub-81404 (accessed 10.03.2022).

5. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, no. 1, pp. 3-42. Available at: https://doi.org/10.1016/0304-3932 (88)90168-7

6. Hanushek E., Woessmann L. The Role of Cognitive Skills in Economic Development. Journal of Economic Literature, 2008, vol. 46, no. 3, pp. 607-668. Available at: https://doi.org/10.1257/jel.46.3.607

7. Rauch J. Productivity Gains from Geographic Concentration of Human Capital: Evidence from the Cities. Journal of Urban Economics, 1993, vol. 34, no. 3, pp. 380-400.

8. Sianesi B., van Reenen J.M. The Returns to Education: Macroeconomics. Journal of Economic Surveys, 2003, vol. 17, no. 2, pp. 157-200. Available at: https://doi.org/10.1111/1467-6419.00192

9. Foster A.D., Rosenzweig M.R. Learning by Doing and Learning from Others: Human Capital and Technical Change in Agriculture. Journal of Political Economy, 1995, vol. 103, no. 6, pp. 1176-1209. Available at: https://doi.org/10.1086/601447

10. Rowlingson K. Does Income Inequality Cause Health and Social Problems? Birmingham, University of Birmingham, 2011. 51 p.

11. Schultz T. Investment in Human Capital. American Economic Review, 1961, no. 51, pp. 1-17.

12. Card D.E. The Causal Effect of Education on Earnings: Handbook of Labor Economics. Ashenfelter O., Card D.E., eds. Amsterdam, Elsevier Science, 1999, pp. 1802-1859.

13. Coady D., Dizioli A. Income Inequality and Education Revisited: Persistence, Endogeneity, and Heterogeneity. IMF Working Paper, 2017, no. WP/17/126, рр. 1-23.

14. Woessmann L. Efficiency and Equity of European Education and Training Policies. CESifo Working Paper, 2006, no. 1779, рр. 1-48.

15. Strauss J., Duncan T. Nutrition, and Economic Development. Journal of Economic Literature, 1998, vol. 36, no. 2, pp. 766-817.

16. Schultz T.P. Productive Benefits of Improving Health: Evidence from Low-Income Countries. Yale University Economic Growth Center Discussion Paper, 2005, no. 903, pp. 1-31.

17. Stewart F. Adjustment and Poverty: Options and Choices. London, Routledge, 1995. 256 р.

18. Ranis G. Human Development and Economic Growth. Yale University Economic Growth Center Discussion Paper, 2004, no. 887, pp. 1-15.

19. Behrman J., Wolfe B.L. How Does Mother’s Schooling Affect the Family’s Health, Nutrition, Medical Care Usage and Household Sanitation? Journal of Econometrics, 1987, vol. 36, no. 1-2, pp. 185-204.

20. Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России. Вопросы экономики, 2012, № 7, сс. 114-132.

21. Muritala T., Taiwo A. Government Expenditure and Economic Development: Empirical Evidence from Nigeria. European Journal of Business and Management, 2011, vol. 3, no. 9, pp. 18-28.

22. Dissou Y., Didic S., Yakautsava T. Government Spending on Education, Human Capital Accumulation, and Growth. Economic Modelling, 2016, no. 58, pp. 9-21. Available at: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2016.04.015

23. Miningou É.W. Quality Education and the Efficiency of Public Expenditure A Cross-Country Comparative Analysis. World Bank Policy Research Working Paper, 2019, no. 9077, pp. 1-24.

24. Afonso A., St. Aubyn M. Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries. Journal of Applied Economics, 2005, no. VIII, pp. 227-246.

25. Agasisti T. The Efficiency of Public Spending on Education: An Empirical Comparison of EU Countries. European Journal of Education, 2014, vol. 49, no. 4, pp. 543-557. Available at: https://doi.org/10.1111/ejed.12069

26. Gimenez V., Prior D., Thieme C. Technical Efficiency, Managerial Efficiency and Objective Setting in the Educational System: An International Comparison. Journal of the Operational Research Society, 2007, vol. 58, no. 8, pp. 996-1007. Available at: https://doi.org/10.1057/palgrave.jors.2602213

27. Gupta S., Verhoeven M., Tiongson E.R. The Effectiveness of Government Spending on Education and Health Care in Developing and Transition Economies. European Journal of Political Economy, 2002, vol. 18, no. 4, pp. 717-737.

28. Estache A., Trujillo L., Gonzalez M. Government Expenditures on Education, Health, and Infrastructure: A Naïve Look at Levels, Outcomes, and Efficiency. World Bank Policy Research Working Paper, 2007, no. 4219, pp. 1-26.

29. Reinhart C.M., Rogoff K.S. This Time Is Different: Eight Centuries of Financial Follies. Princeton, Princeton University Press, 2009. 512 p.

30. Монусова Г. Чем определяется восприятие неравенства в доходах. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 1, сс. 53-67.

31. Keefer P., Knack S. Boondoggles, Rent-seeking, and Political Checks and Balances: Public Investment under Unaccountable Governments. Review of Economics and Statistics, 2007, no. 89, pp. 566-572. Available at: https://doi.org/10.1162/rest.89.3.566

32. Staudinger U.M., Lindenberger U. Understanding Human Development: Dialogues with Lifespan Psychology. Bonn, Springer, 2003. 536 p. Available at: https://doi.org/10.1007/978-1-4615-0357-6

33. Sen A. Development as Freedom. Washington, Random House, 1999. 384 p.

34. Nübler I. The Human Development Index Revisited. Intereconomics, 1995, vol. 30, no. 4, pp. 171-176. Available at: https://doi.org/10.1007/BF02928088

35. Горбунова О.Э., Гегамян М.А. ИЧР: методологии расчета, показатели и индикаторы. Социально-экономические явления и процессы, 2013, № 3 (049), cс. 49-53.

36. Цапенко И. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования. Мировая экономика и международные отношения, 2014, № 4, сс. 3-15.

37. Folster S., Henrekson M. Growth and the Public Sector: A Critique of the Critics. European Journal of Political Economy, 1999, no. 15, pp. 337-358.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. New York, UNDP, 2019. Available at: https://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed 03.03.2022). 2. World Development Report. The Changing Nature of Work. Washington, World Bank Group, 2019. Available at: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2019 (accessed 10.12.2021). 3. Human Development Data Center. New York, UNDP. Available at: https://hdr.undp.org/en/data (accessed 15.03.2022). 4. World Development Indicators. Washington, World Bank. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (accessed 15.03.2022). 5. Education at a Glance 2020: OECD Indicators. Paris, OECD, 2020. Available at: https://doi.org/10.1787/69096873-en (accessed 15.03.2022). 6. Every Child Learns. UNICEF Education Strategy 2019–2030. New York, UNICEF, 2019. Available at: https://www.unicef.org/media/59856/file/UNICEF-education-strategy-2019-2030.pdf (accessed 15.03.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх