Помощь развитию во внешней политике ФРГ

 
Код статьиS013122270019482-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-4-63-74
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Москва, пр. Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №4
Страницы63-74
Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные подходы и политика ФРГ в области содействия международному развитию (СМР). Среди официальных стран-доноров Германия занимает второе место по абсолютному размеру финансовых средств, которые правительство выделяет на помощь развивающимся странам. Но существует очевидный разрыв между официальной риторикой и реальной практикой проведения политики СМР. Свои приоритеты в предоставлении иностранной помощи Германия определяет исходя не только из альтруистических соображений. Помощь развитию активно используется Берлином для продвижения своих политических, экономических интересов, решения проблем в сфере политики безопасности. При этом Германия вместе с ЕС пытаются сделать собственные приоритеты платформой для выстраивания сотрудничества с партнерами.

Ключевые словаофициальная помощь развитию, страны-реципиенты, техническая помощь, суверенные займы, частные инвестиции, эффективность, антикризисные меры, вакцинация, защита климата
Получено01.04.2022
Дата публикации05.04.2022
Кол-во символов41171
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пандемия COVID-19 и связанный с ней глобальный экономический кризис усугубили хронические проблемы стран с низким и средним уровнем доходов. Неравный доступ к вакцинации и ограниченность собственных средств для оказания поддержки экономике и населению стали причиной того, что эти страны оказались в крайне уязвимой ситуации. По данным на конец октября 2021 г., в развитых странах полную вакцинацию прошло примерно 65% населения (в Германии на начало января 2022 г. было привито 71.6% жителей), а в странах с низким уровнем дохода число вакцинированных было менее 2%. Если развитые экономики смогли позволить себе пакеты антикризисных мер в объеме до 30% ВВП, у развивающихся стран этот показатель колебался в диапазоне от 0 до 6%. Было утрачено 114 млн рабочих мест; более 90 млн человек впали в крайнюю нищету; сократились налоговые поступления, иностранные инвестиции, доходы от торговли и денежные переводы; вместе с ростом уровня задолженности увеличилась долговая уязвимость [1].
2 В условиях сокращения внешних источников финансирования и невозможности аккумулировать в достаточных объемах внутренние средства официальная помощь развитию (ОПР) остается значимым инструментом оказания помощи развивающимся странам. В кризисном 2020 г. государства, входящие в Комитет содействия развитию (КСР) ОЭСР, выделили в рамках ОПР 161.2 млрд долл., что на 3.5% больше по сравнению с предыдущим годом, но много меньше целевого ориентира, установленного ООН (0.70% ВНД). К тому же увеличение объемов помощи было достигнуто главным образом путем предоставления суверенных займов, что усиливает долговую нагрузку на слаборазвитые страны.
3 Крупнейшие доноры по-разному отреагировали на драматическое ухудшение гуманитарной и социально-экономической ситуации в развивающихся странах: 16, несмотря на экономический спад, увеличили финансирование по линии ОПР, 13 – сократили. Наиболее высокие показатели роста расходов продемонстрировали Швеция (+17.1%), Германия (+13.7), Франция (+10.9), Швейцария (+8.8), Норвегия (+8.4), Финляндия (+8.1%). Значительно сократили свои бюджеты на ОПР Греция (–36.2%), Великобритания (–10), Португалия (–10.6), Италия (–7.9), Австралия (–10.6), Республика Корея (–8.6%) [2].
4 По оценке британского Института зарубежного развития (Overseas Development Institute, ODI), в 2021 г. в силу падения ВВП ключевых стран-доноров мировой объем ОПР снизится на 2.5–2.9%, если сохранится нынешний уровень в соотношении ОПР/ВНД. Но и текущий объем ОПР недостаточен для покрытия дефицита ресурсов для реализации Повестки-2030 ООН в области устойчивого развития, который оценивается в 2.5–3 трлн долл. в год.
5 На общем фоне Германия, если судить по цифрам, выглядит неплохо. Среди стран – членов КСР она последние несколько лет занимает 2-е после США место по абсолютному размеру финансовых средств, которые правительство выделяет на ОПР (28.4 млрд долл. в 2020 г.). По доле в ВНД (0.73%) Германия вошла в немногочисленную группу официальных доноров, выполнивших рекомендацию ООН. Правда, произошло это полвека спустя после того, как в 1970 г. ФРГ приняла на себя соответствующее обязательство. Но лучше поздно, чем никогда. Новое немецкое правительство торжественно пообещало, что Германия “останется надежным партнером в деле содействия развитию” [3].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 627

Оценка читателей: голосов 0

1. Financing for Sustainable Development Report 2021. United Nations. Available at: https://developmentfinance.un.org/sites/developmentfinance.un.org/files/FSDR_2021.pdf (accessed 07. 01.2022).

2. Development Co-operation Report 2021. OECD. Available at: https://www.oecd.org/dac/development-cooperation-report/#profiles%20 (accessed 07.01.2022).

3. Ministerin Svenja Schulze: "Deutschland wird sein Engagement für weltweite nachhaltige Entwicklung verstärken". BMZ. Available at: https://www.bmz.de/de/aktuelles/aktuelle-meldungen/schulze-bei-treffen-der-g7-aussen-und-entwicklungsminister-100166 (accessed 07.01.2022).

4. Bohnet M., Klingebiel S., Marschall P. Die Struktur der deutschen oeffentlichen Enwicklungszusammenarbeit. Discussion Paper, 15/2018. Bonn, Deutsches Institut fuer Entwicklungspolitik. Available at: https://www.die-gdi.de/uploads/media/DP_15.2018.pdf (accessed 07.01.2022).

5. Development Co-operation Profiles 2020. OECD. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/0079f636-en/index.html?itemId=/content/component/5e331623-en&_csp_=b14d4f60505d057b456dd1730d8fcea3&itemIGO=oecd&itemContentType=chapter (accessed 12.11.2021).

6. Leitlinien zum Indo-Pazifik. Deutschland-Europa-Asien. Das 21. Jahrhundert gemeinsam gestalten. Available at: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2380500/33f978a9d4f511942c241eb4602086c1/200901-indo-pazifik-leitlinien--1--data.pdf (accessed 12.11.2021).

7. Development Co-operation Profiles 2021. OECD. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/2dcf1367-en/1/3/1/2/index.html?itemId=/content/publication/2dcf1367-en&_csp_=177392f5df53d89c9678d0628e39a2c2&itemIGO=oecd&itemContentType=book#section-d1e5180 (accessed 07.01.2022).

8. Koch S., Burni A. Wie die neue deutsche Regierung die europaeische Entwicklungspolitik gestalten koente. Deutsches Institut fuer Entwicklungspolitik. Die aktuelle Kolumne vom 06.12.2021. Available at: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/wie-die-neue-deutsche-regierung-die-europaeische-entwicklungspolitik-gestalten-koennte/ (accessed 07.01.2022).

9. 630 Millionen Euro: Warum Deutschland Entwicklungshilfe an Weltmacht China zahlt. FOCUS online, August 24, 2021. Available at: https://www.focus.de/politik/ausland/630-millionen-euro-allein-im-jahr-2017-fast-10-milliarden-euro-seit-1979-darum-zahlt-deutschland-entwicklungshilfe-an-china_id_10817274.html (accessed 12.11.2021).

10. Herr Mueller, warum zahlt Deutschland Entwicklungshilfe fuer China? Augsburger Allgemeine, 14.06.2019. Available at: https://www.augsburger-allgemeine.de/politik/Herr-Mueller-warum-zahlt-Deutschland-Entwicklungshilfe-fuer-China-id54581741.html (accessed 12.11.2021).

11. Павлов Н., Хдери К. ФРГ и кризис в Сирии: активный посредник или пассивный наблюдатель? Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 12, сс. 78-86. [Pavlov N., Khderi K. Germany and the crisis in Syria: an active mediator or a passive observer? Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 12, pp. 78-86. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-78-86

12. Перепалка в Совбезе ООН: Россия обругала политику Германии в Сирии, назвав ее “лицемерной” и циничной. Иносми, 17.12.2020. [Skirmish in the UN Security Council: Russia scolded Germany's policy in Syria, calling it "hypocritical" and cynical. Inosmi, 17.12.2020. (In Russ.)] Available at: https://inosmi.ru/politic/20201217/248770824.html (accessed 12.11 2021).

13. Bundesministerium fuer Zusammenarbeit und Entwicklung. Aegipten. Unterstuetzung fuer Reformbemuehungen. BMZ. Available at: https://www.bmz.de/de/laender_regionen/naher_osten_nordafrika/aegypten/index.jsp (accessed 12.11.2021).

14. Umfrageergebnisse 2020. Auf den Puls gefuehlt. Die Haltung der deutschen zur Entwicklungspolitik. Bonn, Deutsche Welthungerhilfe, Maerz 2020. Available at: https://www.welthungerhilfe.de/fileadmin/pictures/publications/de/studies-analysis/2020-umfrage-entwicklungspolitik.pdf (accessed 12.11.2021).

15. Die Wirklichkeit der Entwicklungshilfe. Eine kritische Bestandsaufnahme der deutschen Entwicklungspolitik. Berlin, Deutsche Welthungerhilfe e.V. 2007. Available at: https://www.welthungerhilfe.de/fileadmin/pictures/publications/de/studies-analysis/2007_bericht_wirklichkeit_deutsche_entwicklungspolitik_15.pdf (accessed 12.11.2021).

16. Chancen schaffen – Zukunft entwickeln. Bundesministerium fuer wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2011. Available at: https://www.die-gdi.de/fileadmin/_migrated/content_uploads/BMZ-Strategiedokument__Chancen_schaffen_-_Zukunft_entwickeln_.pdf (accessed 12.11.2021).

17. Deutsche Entwicklungspolitik auf einen Blick. Bundesministerium fuer wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2011. Available at: https://archiv.bundesregierung.de/resource/blob/656922/408386/dc87782abdb1fa9c95a51f41cef3c605/2012-04-26-bmz-deutsche-entwicklungspolitik-data.pdf?download=1 (accessed 12.11.2021).

18. Opposition kritisiert Afrikapolitik der Bundesregierung. Deutsche Bundestag. Dokumente. Available at: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2021/kw08-de-afrikapolitik-821750 (accessed 12.11.2021).

19. Für die Ärmsten ist im "Merkel-Plan" kein Platz. Spiegel, Juli 5, 2017. Available at: https://www.spiegel.de/politik/ausland/g20-gipfel-in-hamburg-merkel-plan-zu-afrika-mit-hintergedanken-a-1155875.html (accessed 12.11.2021).

20. Шарова А.Ю. Партнерство G20 – Африка: повторение пройденного или обновление? (К итогам саммита G20 в Гамбурге). [Sharova A.Yu. G20 Partnership – Africa: Revisiting or Renewing? (On the results of the G20 summit in Hamburg)]. Available at: https://www.inafran.ru/node/1476 (accessed 12.11.2021).

21. Deutsche ODA in Daten, Fakten und Trends. Welternaehrung. Available at: https://www.welthungerhilfe.de/welternaehrung/rubriken/entwicklungspolitik-agenda-2030/deutsche-oda-in-daten-fakten-und-trends/ (accessed 12.11.2021).

22. Der Marchallplan mit Afrika in der Umsetzung. Bundesministerium fuer wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2020. Available at: https://www.bmz.de/resource/blob/23404/c690d79735d0690631e8ace55e930ed4/materialie460-marshallplan-umsetzung-data.pdf (accessed 12.11.2021).

23. Der Marchallplan mit Afrika – Bilanz und Ausblick. Bundesministerium fuer wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2021. Available at: https://www.bmz.de/resource/blob/60280/ebd4312d333e4d68148d4fa5e983f29e/20210406_Bilanzbroschuere%204%20Jahre%20Marshallplan_barrierePDF_FINAL.PDF (accessed 12.11.2021).

24. Kappel R. Raus aus dem Helfermodus. IPG, 29.08.2018. Available at: https://www.ipg-journal.de/regionen/afrika/artikel/raus-aus-dem-helfermodus-2946/ (accessed 12.11.2021).

25. Reformkonzept "BMZ 2030". Umdenken-Umsteuern. Bundesministerium fuer wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2020. Available at: https://www.bmz.de/resource/blob/24906/edf8e270745a32c82fe40aa42edc3ec6/sMaterialie510_BMZ2030_Reformkonzept.pdf (accessed 12.11.2021).

26. OECD: Entwicklungshilfe dürfte dramatisch sinken. Deutsche Welle, 14.04.2021. Available at: https://www.dw.com/de/oecd-entwicklungshilfe-d%C3%BCrfte-dramatisch-sinken/a-57196080 (accessed 12.11.2021).

27. Reisen H. Deutschlands Direktinvestitionen in Afrika bleiben niedrig. Available at: https://weltneuvermessung.wordpress.com/2019/08/15/deutschlands-direktinvestitionen-in-afrika-bleiben-niedrig/ (accessed 12.11.2021).

28. Investitions- und Handelsförderung Post-Corona. Vorschläge zur Überwindung der Krise in den deutsch-afrikanischen Wirtschaftsbeziehungen. Available at: https://www.afrikaverein.de/fileadmin/user_upload/PP_Investitions-_und_Handelsfoerderung_Post-Corona.pdf (accessed 12.11. 2021).

29. Grünes Wahlprogramm zur Bundestagswahl 2021. Available at: https://www.gruene.de/artikel/wahlprogramm-zur-bundestagswahl-2021 (accessed 14.11.2021).

30. Was wollen die Parteien? – Die Entwicklungspolitik in den Programmen zur Bundestagswahl 2013. VENRO. Available at: https://venro.org/fileadmin/user_upload/Dateien/Daten/Publikationen/Positionspapiere/AnalyseWahlprogramme_2013_02.pdf (accessed 12.11.2021).

31. VENRO-Stellungnahme: Sind Fortschritte für eine global gerechte und nachhaltige Politik erkennbar? Eine Bewertung des Koalitionsvertrags 2021 bis 2025. VERNO. Available at: https://venro.org/fileadmin/user_upload/Dateien/Daten/Publikationen/Stellungnahmen/VENRO-Stellungnahme_Koalitionsvertrag_2021.pdf (accessed 14.11.2021).

Рисунок. 10 стран, получивших от Германии в 2019 г. наибольшие объемы помощи по двусторонним каналам, млн долл. Источник: [5]. (Зарицкий.jpg, 64 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх