Ближний Восток во внешней политике США после Трампа и интересы России

 
Код статьиS013122270018686-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-1-38-50
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский совет по международным делам (РСМД)
Адрес: РФ, 119049 Москва, 4-й Добрынинский переулок, 8
Аффилиация: МГИМО МИД России, РФ
Адрес: 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №1
Страницы38-50
Аннотация

Приход к власти в США президентской администрации Д. Байдена влечет за собой нелегкую ревизию внешнеполитического курса. Из региональных направлений наибольшую трудность представляет Ближний Восток, особенно с учетом ряда “свершившихся фактов”, оставленных предыдущей администрацией. В статье анализируются первые шаги Соединенных Штатов в этом регионе, выделяются основные векторы и характер проводимых корректировок в поисках места региона в общей стратегии. Авторы приходят к выводу, что кардинальных поворотов в ближневосточной политике вряд ли следует ожидать. Действующий президент будет вынужден считаться с соотношением сил в Конгрессе, которое нельзя изменить исполнительными декретами. Ближний Восток останется в сфере внимания демократической администрации, хотя и не в числе первых приоритетов. В то же время новый стиль с акцентом на многостороннюю дипломатию поможет выстраивать более взвешенную и понятную линию в отношении ключевых региональных проблем, таких как возвращение США в СВПД, деэскалация напряженности в Персидском заливе, палестино-израильское урегулирование, конфликты в Сирии и Йемене. Администрация Д. Байдена не сможет проигнорировать и тот факт, что за последние два десятилетия многовекторная политика России показала свою востребованность. Новая реальность на Ближнем Востоке будет вынуждать американскую дипломатию налаживать с Россией взаимовыгодное взаимодействие через преодоление кризиса доверия даже в условиях напряженных двусторонних отношений.

Ключевые словаБлижний Восток, США, Джо Байден, “переналадка”, внешняя политика, Россия
Получено26.07.2021
Дата публикации18.02.2022
Кол-во символов49834
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На протяжении последних двух десятилетий ближневосточное измерение неизменно оставалось важной частью глобальной стратегии США. Все американские президенты погружались, хотя и в разной степени, в конфликтную среду этого беспокойного региона в мессианском стремлении “незаменимой нации” (по выражению М. Олбрайт) обеспечить политическое и идеологическое доминирование через “продвижение демократии”, наращивание военной вовлеченности в региональные конфликты и антитеррористические кампании, продолжение посреднических усилий в палестино-израильском урегулировании. В то же время именно вокруг Ближнего Востока и его места в геополитических планах США разворачивались острые дебаты на межпартийном уровне, в экспертных и академических кругах. Неудачи американской ближневосточной политики во время президентства Б. Обамы и особенно в период пребывания во власти Д. Трампа со всей очевидностью показали несоответствие амбициозных целей достигнутым результатам. США теряют интерес к Большому Ближнему Востоку. В плоскость практической дипломатии и внутриполитических дискуссий в ведущих “мозговых центрах” вставали такие вопросы, как “сверхмилитаризация” американского присутствия, способность и необходимость брать на себя роль “шерифа” в региональных конфликтах и навязывать мусульманскому миру либеральные модели развития. В то же время не прекращались острые дебаты о том, какова цена ухода американцев из региона и какими методами сохранить традиционное влияние, не связывая себя излишними обязательствами? Перед администрацией Д. Байдена встала непростая задача – найти решения многих давно назревших проблем с тем, чтобы адаптировать ближневосточный вектор американской политики к новым реалиям в мире и в самих Соединенных Штатах. С этой точки зрения следует рассматривать и решение о спешном уходе из Афганистана, ставшее для многих союзников США неожиданным.
2 Авторы статьи предприняли попытку, отталкиваясь от предыдущих перипетий политики США на Ближнем Востоке, рассмотреть особенности в формировании подходов новой администрации к этому региону, дать объективную оценку ее первым шагам и сделать некоторые прогнозы на краткосрочную перспективу. В том числе в контексте соседства этой части Евразии с Россией и Китаем, противодействие которым объявлено главным направлением возвращения США к ведущей роли в мировых делах.
3 Политика США на Ближнем Востоке всегда находилась в фокусе исследований как американского, так и российского научных сообществ. Тем не менее часть американских работ на эту тему не лишена предвзятости в силу “особых” американо-израильских отношений, которые уже не одно десятилетие напрямую влияют на характер ближневосточного курса. Примером такой политической позиции служит монография одного из авторитетных исследователей в этой области М. Индика “Innocent abroad: An Intimate Account of American Peace Diplomacy in the Middle East” [1], напрямую участвовавшего в формировании и реализации ближневосточной политики США в администрациях Б. Клинтона и Б. Обамы. Провалы политики неоконсерваторов на Ближнем Востоке в период президентства Дж. Буша мл. нашли свое отражение в целом ряде критических научных исследований, ставящих под вопрос проект демократизации Большого Ближнего Востока, итоги военной кампании в Ираке, всю систему американской “гипероднополярности” [2, 3, 4]. Известный американский востоковед Марк Линч, анализируя события “арабской весны”, рассматривает происходящие трансформации как один из региональных вызовов для американской ближневосточной политики, с которым администрация Б. Обамы не справилась [5]. Более критические оценки содержатся в книге профессора Лондонской школы экономики и политических наук Фаваза Джорджиса “Obama and the Middle East: The End of Americas Moment? [6]. Монография У. Бернса, занимающего в команде Байдена пост директора ЦРУ, “The Back Channel: A Memoir of American Diplomacy and the Case for Its Renewal” [7], – это не только попытка показать ценность и важность неформальной дипломатии “второго трека”, но и жесткая критика в адрес администрации Д. Трампа в связи с девальвацией роли важнейших государственных институтов (государственный департамент) и, как следствие, снижением эффективности американской внешней политики, в том числе на ближневосточном направлении.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 320

Оценка читателей: голосов 0

1. Indyk M. Innocent abroad: An Intimate Account of American Peace Diplomacy in the Middle East. Simon and Schuster, 2009. 512 p.

2. Mearsheimer J., Walt S. The Israel Lobby and U.S. Foreign Policy. Farrar, Straus and Giroux, 2007. 508 p.

3. Bacevich A., Shapiro R. America's War for the Greater Middle East: A Military History. Random House, 2016. 443 p.

4. Haass R. A World in Disarray: American Foreign Policy and the Crisis of the Old Order. Penguin Press, 2017. 352 p.

5. Lynch M. The Arab Uprising: The Unfinished Revolutions of the Middle East. New York, Public Affairs, 2013. 290 p.

6. Gerges F. Obama and the Middle East: The End of America’s Moment? New York, Palgrave Macmillan, 2012. 304 p.

7. Burns W. The Back Channel: A Memoir of American Diplomacy and the Case for Its Renewal. Random House, 2020. 544 p.

8. Вавилов А. Политика США в мусульманском мире на примере арабских стран. Опыт критического анализа. Москва, Библос консалтинг, 2009. 352 с. [Vavilov A. US Policy in the Muslim World on the Example of the Arab Countries. Experience of Critical Analysis. Moscow, Byblos consulting, 2009. 352 p. (In Russ.)]

9. Вавилов А. США и Большой Ближний Восток. Время Обамы. Москва, 2012. 290 с. [Vavilov A. USA and the Greater Middle East. Time of Obama. Moscow, 2012. 290 p. (In Russ.)]

10. Давыдов А.А. “Продвижение демократии” США – концепция и практика. Ближний Восток: Политика и идентичность. Под ред. Звягельской И.Д. (ИМЭМО РАН) Москва, Аспект Пресс, 2020, сс. 277-292. [Davydov A.A. US "Democracy Promotion" – Concept and Practice. The Middle East: Politics and Identity. Zvyagelskaya I.D., ed. (IMEMO) Moscow, Aspekt Press, 2020, рp. 277-292. (In Russ.)]

11. Шумилин А. Политика США на Ближнем Востоке в контексте “Арабской весны”. Москва, Международные отношения, 2015. 336 с. [Shumilin A. US Policy in the Middle East in the Context of the "Arab Spring". Moscow, International Relations, 2015. 336 p. (In Russ.)]

12. Лукин А., ред. Новые международные отношения. Основные тенденции и вызовы для России. Москва, Международные отношения, 2018. 592 с. [Lukin A., ed. New International Relations. Main Trends and Challenges for Russia. Moscow, International Relations, 2018. 592 p. (In Russ.)]

13. Remarks by President Biden on America`s place in the world. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (accessed 04.02.2021).

14. Remarks by President Biden at virtual Munich Security Conference of 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/19/remarks-by-president-biden-at-the-2021-virtual-munich-security-conference/ (accessed 19.02.2021).

15. Tight oil expected to make up most of U.S. oil production increase through 2040 - Today in Energy - U.S. Energy. Available at: https://www.eia.gov (accessed 16.02.2021).

16. Burns W.J. How to rebuild the State Department. Available at: https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2020/03/how-rebuild-state-department/607837/ (accessed 20.03.2021).

17. Gaouuette N. Biden stays silent on Iran as his team works to break nuclear impasse. Available at: https://edition.cnn.com/2021/02/06/politics/biden-team-us-iran/index.html?mkt_tok=eyJpIjoiTmpneFlqTmhNVEpqTURSaiIsInQiOiJCQ3JLcjZzUlp2SldiaEdkTzNrTlYrdGtQMGpUK09HRHVjbXBsZWs3NitnSGp6d0JtZmFlaEpTTUNWREVGYzlHbnJabGx1eEh6QytCcjRtbFwvb (accessed 20.03.2021).

18. Крамник И. Российские вооружения нацелились на Саудовскую Аравию. Коммерсантъ, 05.03.2021. [Kramnik I. Russian weapons target Saudi Arabia. Kommersant, 05.03.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4720303 (accessed 20.03.2021).

19. Jerusalem Embassy Act of 1995. Public Law 104-45. PLAW-104publ45.pdf. Available at: https://congress.gov (accessed 18.02.2021).

20. Joe Biden # AIPAC 2020. Available at: https://www.facebook.com/watch/?v=201311564305719 (accessed 12.02.2021).

21. Spetalnick M., Farrel St. U.S. restores assistance for Palestinians, to provide $235 million in aid. 09.04.2021. Available at: https://www.reuters.com/article/us-palestinians-usa-blinken/u-s-restores-assistance-for-palestinians-to-provide-235-million-in-aid-idUSKBN2BU2XT?utm_campaign=Brookings%20Doha%20Center&utmt=1202522 (accessed 09.04.2021)

22. Lederer E.M. UN envoy demands foreign fighters and mercenaries exit home. AP. News, 25.03.21. Available at: https://apnews.com/article/libya-middle-east-elections-united-nations-89021b1d1f3e6cc09e39e52ee29500fc?utm_campaign=Brookings%20Doha%20Center&utm_medium=email&utm_content=117790950&utm_source=hs_email (accessed 21.03.2021).

23. Anderson K.B How new US administration will approach Syrian conflict. 25.01.2021. Available at: https://www.arabnews.com/node/1798356 (accessed 09.04.2021).

24. Transcript of Joe Biden foreign policy adviser Entony Blinken. Available at: https://www.cbsnews.com/news/transcript-joe-biden-foreign-policy-adviser-antony-blinken-on-covid-shortfalls-failures-in-syria/ (accessed 09.04.2021).

25. Pentagon: US forces not protecting Syrian oil fields. 10.02.2021. Available at: https://syrianobserver.com/news/63713/pentagon-us-forces-not-protecting-syrian-oil-fields.html (accessed 21.03.2021.)

26. Magib J. Ex-Syria envoy felt Trump was unqualified. Now he is sad to see administration go. 05.12.2020. Available at: https://www.timesofisrael.com/ex-syria-envoy-felt-trump-was-unqualified-now-hes-sad-to-see-administration-go/?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter (accessed 21.03.2021).

27. Informed Kurdish source: US might recognize Jazira region east of Euphrates. 01.09.2020. Available at: https://syrianobserver.com/news/60243/informed-kurdish-source-us-might-recognize-jazira-region-east-of-euphrates.html (accessed 21.03.2021).

28. Heydemann St. The Syrian Conflict: Proxy War, Pyrrhic Victory, and Power‐Sharing Agreements. Studies in Ethnicity and Nationalism, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 153-160. DOI: 10.1111/sena.12331

29. Balanche F. The Assad Regime Has failed to Restore Full Sovereignty Over Syria. The Washington Institute for Near East Policy, 10.02.2021. Available at: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/assad-regime-has-failed-restore-full-sovereignty-over-syria (accessed 21.03.2021.)

30. Briefing: just how smart are sanctions on Syria. 25.04.2021. Available at:https://www.thenewhumanitarian.org/analysis/2019/04/25/briefing-just-how-smart-are-sanctions-syria, (accessed 21.03.2021).

31. Adesnik D. Syria`s challenge to Tony Blinken`s conscience. 21.10.2021. Available at: https://thehill.com/opinion/international/577981-syrias-challenge-to-tony-blinkens-conscience (accessed 23.10.2021)

32. Is America on the verge of winning in Syria? 03.09.2021. Available at: https://syrianobserver.com/commentary/62605/is-america-on-the-verge-of-winning-in-syria.html (accessed 20.03.2021).

33. Hamidi I. The US and Russia in Syria after the Afghan journey. Available at: https://english.aawsat.com/home/article/3168401/us-and-russia-syria-after-afghan-journey (accessed 23.10.2021).

34. Feltman J., Ballian H. The Unites States needs a new Syria policy. 20.01.2021. Available at: https://responsiblestatecraft.org/2021/01/20/the-united-states-needs-a-new-syria-policy/ (accessed 20.01.2021).

35. Kurtzer D., Miller A.D. Multilateralism and US policy in the Middle East. 14.12.2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/12/14/multilateralism-and-u.s.-policy-in-middle-east-pub-83437 (accessed 14.12.2020).

36. Госдеп США прокомментировал приглашение Антонова в Москву на консультации. Известия, 17.03.2021. [US State Department Commented on Antonov's Invitation to Moscow for Consultations. Izvestiya, 17.03.2021. (In Russ.)] Available at: https://iz.ru/1138595/2021-03-17/gosdep-ssha-prokommentiroval-priglashenie-antonova-v-moskvu-na-konsultatcii (accessed 06.04.2021).

37. Ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе специальной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» по Ближнему Востоку. МИД РФ, 31.03.2021. [Answers to the Questions of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov During a Special Session of the Valdai International Discussion Club on the Middle East. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 31.03.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4660109 (accessed 09.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх