Гражданское общество и образование: опыт Латинской Америки

 
Код статьиS013122270018603-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-2-101-111
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: РФ, 115035 Москва, Б. Ордынка, 21/16.
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №2
Страницы101-111
Аннотация

В статье рассматриваются идейные принципы и практическая деятельность латиноамериканского гражданского общества в сфере образования, представленные как общерегиональными, так и небольшими локальными организациями, взаимодействие между государством, обществом и бизнесом, нацеленное на продвижение совместных проектов, повышение инклюзивности и качества образовательных систем, разработку новых подходов. Особое внимание уделяется негосударственным учебным заведениям, предлагающим возможность дополнительного обучения, а также альтернативным университетам, созданным индейскими организациями для реализации принципов межкультурного диалога и подлинного равноправия. Дополняя государственную политику, гражданское общество оказывает значительное влияние на общественную жизнь региона, выполняет стабилизирующую функцию, дает возможности представителям уязвимых социальных групп. На новом этапе развития, в условиях разочарования в возможностях государства, социальная роль гражданского общества неизбежно будет возрастать.

Ключевые словаЛатинская Америка, гражданское общество, образование, социальное развитие, неправительственные организации, “принимающая среда”
Получено14.02.2022
Дата публикации18.02.2022
Кол-во символов36547
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В первые десятилетия XXI века, особенно в “золотой период” 2003–2013 гг., отмеченный высокими темпами экономического роста, латиноамериканские государства осуществили масштабную социальную политику, которая привела к беспрецедентному для региона сокращению бедности – с 44% населения (221 млн человек) в 2002 г. до 28% (164 млн человек) в 2013 г. [1, p. 17]. Вместе с тем последующее усиление кризисных экономических тенденций продемонстрировало неустойчивость достижений и начало социального спада: уже в 2016 г. бедность возросла, достигнув цифры в 30.7% населения (186 млн человек) [2, p. 92]. Этот процесс сопровождался политической турбулентностью и ростом массового протестного движения, основу которого составила молодежь, остро ощутившая уязвимость своего положения перед лицом экономических потрясений.
2 Еще более серьезным испытанием для социальных систем стала пандемия COVID-19, имевшая катастрофические последствия в регионе. В 2020 г. количество бедных увеличилось до 34.7% населения (214.7 млн человек) [3, p. 16], а общее падение ВВП, согласно оценкам Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, CEPAL), достигло 7.7%, что стало самым тяжелым кризисом за последние 120 лет [4].
3 В контексте новых глобальных вызовов, сложнейших экономических, политических и социальных задач, которые предстоит решать латиноамериканским странам, особую важность представляют инициативы и подходы к развитию социальной сферы, практикуемые негосударственными акторами – организациями и движениями гражданского общества.
4

Сложившееся в политической науке обобщенное понятие “гражданское общество” отражает пространство свободного, не подчиненного государству гражданского активизма, проявляемого как в форме волонтерских групп, ассоциаций и движений, так и в рамках крупных неправительственных организаций [5, c. 284]. Многообразие конкретных интерпретаций этого феномена можно свести к двум основным подходам: согласно первому, гражданское общество непременно должно включать в себя политическую, часто протестную активность, что особенно актуально для недемократических режимов. С точки зрения второго подхода гражданское общество представляет собой своеобразное дополнение к демократическому государству, является областью самостоятельной деятельности людей, основанной на стремлении “улучшить” реальную жизнь, скорректировать или усовершенствовать государственные проекты “снизу”, опираясь на идеологию “малых дел”. Эта общественная практика, в основу которой положены принципы взаимопомощи и солидарности, не всегда связана с политикой, но играет важную социальную роль, являясь показателем зрелости и ответственности всего общества [5, сс. 282-299]. Именно данный подход представляется наиболее адекватным для анализа опыта работы организаций латиноамериканского гражданского общества в сфере образования.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 489

Оценка читателей: голосов 0

1. Panorama social de América Latina, 2013. CEPAL. Santiago de Chile, 2014. 228 p.

2. Panorama social de América Latina, 2018. CEPAL. Santiago de Chile, 2019. 227 p.

3. Informe sobre impacto económico en América Latina y el Caribe de la enfermedad por coronavirus (COVID-19). CEPAL, Mayo 2020. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45602-informe-impacto-economico-america-latina-caribe-la-enfermedad-coronavirus-covid (accessed 18.01.2021).

4. América Latina sufrirá en 2020 su peor crisis económica en 120 años, advierte la Cepal. DW, 16.12.2020. Available at: https://www.dw.com/es/am%C3%A9rica-latina-sufrir%C3%A1-en-2020-su-peor-crisis-econ%C3%B3mica-en-120-a%C3%B1os-advierte-la-cepal/a-55966400 (accessed 18.01.2021).

5. Демократизация. Под ред. Харпера К.В., Бернхагена П., Инглхарта Р.Ф., Вельцеля К. Москва, Изд. дом ВШЭ, 2015. 708 с. [Democratization. Haerpfer C.W., Bernhagen P., Inglehart R.F., Welzel C., eds. Moscow, HSE University Publishing House, 2015. 708 p. (In Russ.)]

6. История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI–XIX веков. Отв. ред. Ларин Е.А. Москва, Наука, 2010. 814 с. [The history of Latin America in the world historical and social thought of the XVI–XIX centuries. Larin E.A., ed. Moscow, Nauka, 2010. 814 p. (In Russ.)]

7. Эчеверрия Э. Социалистическое учение Майской ассоциации. Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX – начало XX в.). Под общ. ред. Бургете А.Р. Москва, Мысль, 1965, сс. 39-92. [Echeverría E. The socialist doctrine of the May Association. Progressive Thinkers of Latin America (XIX – early XX century). Burgete A.R., ed. Moscow, Mysl’, 1965, pp. 39-92. (In Russ.)] Available at: https://www.philosophy.ru/library/progressivnye-mysliteli-latinskoy-ameriki-xix-nachalo-xx-v-/ (accessed 18.01.2021).

8. Shulgovski A. Bolívar y Bello: papel en la lucha liberadora en América Latina. Andrés Bello. Gayol Mecías M., ed. La Habana, Casa de Las Americas, 1989, pp. 70-89.

9. Egaña-Baraona J.L. Abrir Las Puertas. Discursos Escogidos Marzo 2004 Ricardo Lagos Escobar, Presidente De La República – Febrero 2005. Tomo V. Santiago de Chile, Secretaría de Comunicación y Cultura, Pres. de la República de Chile, 2005, 393 p. Available at: http://repositorio.conicyt.cl/handle/10533/205620 (accessed 18.01.2021).

10. Ермольева Э.Г. Образование в Латинской Америке: адаптация к вызовам времени. Москва, ИЛА РАН, 2014. 188 с. [Ermolieva E.G. Education in Latin America: adapting to the challenges of the time. Moscow, ILA RAN, 2014. 188 p. (In Russ.)]

11. Panorama Social de América Latina 2019. CEPAL, Diciembre 2019. 267 p. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/44969-panorama-social-america-latina-2019 (accessed 18.01.2021).

12. Ермольева Э.Г. Актуальная повестка дня: проблемы латиноамериканской молодежи. Латинская Америка, 2019, № 1, сс. 12-27. [Ermolieva E.G. Current agenda: problems of Latin American youth. Latinskaya America, 2019, no. 1, pp. 12-27. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S0044748X0003505-4

13. Кузнецова Э.Е., Пегушева Л.В. Человек труда и его место в обществе (90-е гг. XX в.). Латинская Америка, 2001, № 3, сс. 14-29. [Kuznetsova E.E., Pegusheva L.V. The man of labor and his place in society (90-ies of XX century). Latinskaya America, 2001, no. 3, pp. 14-29. (In Russ.)]

14. Государство, гражданское общество и процесс демократизации в Латинской Америке. Галкина А.Д., Кузнецова Э.Е., ред. Москва, ИЛА РАН, 1995. 256 с. [The State, civil society and the process of democratization in Latin America. Galkina A.D., Kuznetsova E.E., eds. Moscow, ILARAN, 1995. 256 p. (In Russ.)]

15. Дьякова Л.В. Гуманистическое движение в Латинской Америке: мировоззрение и социально-политическая практика. Латинская Америка, 2014, № 8, сс. 16-23. [Diyakova L.V. The Humanist Movement in Latin America: Ideology and Socio-political practice. Latinskaya America, 2014, no. 8, pp. 16-23. (In Russ.)]

16. Канунников А.А. Неправительственные организации и соглашение о свободной торговле Евросоюз-MERCOSUR. Латинская Америка, 2020, № 1, сс. 47-53. [Kanunnikov A.A. Non-governmental organizations and the EU Free Trade Agreement-MERCOSUR. Latinskaya America, 2020, no. 1, pp. 47-53. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S0044748X0007758-2

17. Reduca – Red Latinoamericana por la Educación. Available at: https://www.reduca-al.net/ (accessed 21.01.2021).

18. Material audiovisual. Comunidades de aprendizaje. Faro. Available at: https://grupofaro.org/areas-de-trabajo/comunidades-de-aprendizaje/ (accessed 26.10.2020).

19. Unidos por la Educación busca ser el primer fideicomiso para reformar el sistema educativo del Ecuador. El Universo, 6 de agosto, 2020. Available at: https://www.eluniverso.com/noticias/2020/08/04/nota/7930713/iniciativa-unidos-educacion-ecuador (accessed 19.10.2020).

20. Somoza D.A. Jóvenes Unidos por la Educación hacen un llamado para que la enseñanza sea inclusiva. En Segundos, marzo 2, 2020. Available at: https://ensegundos.com.pa/2020/03/02/jovenes-unidos-por-la-educacion-hacen-un-llamado-para-que-la-ensenanza-sea-inclusiva/ (accessed 20.10.2020).

21. El programa Inclusión Digital, en alianza con la UGEL Piura, desarrolla un ciclo de webinars para fortalecer las competencias digitales de los docentes: EXE Empresarios por la Educación, 10.11.2021. Available at: https://empresariosporlaeducacion.org.pe/noticias/el-programa-inclusion-digital-en-alianza-con-la-ugel-piura-desarrolla-un-ciclo-de-webinars-para-fortalecer-las-competencias-digitales-de-los-docentes/ (accessed 22.11.2021).

22. RTVC, el nuevo aliado de La Educación Que Nos Une. Fundación, 2020, 15 Oct. Available at: https://fundacionexe.org.co/tag/la-educacion-que-nos-une/ (accessed 16.01.2021).

23. Programas Educativos destacados de las empresas de los miembros del CEAL. Educación. CEAL. Available at: http://ceal.co/acerca/educacion/ (accessed 27.05.2021).

24. El Banco Mercantil Santa Cruz impulsa una campaña para otorgar becas en beneficio de jóvenes bolivianos. Delta Financiero, 14 de Enero de 2021. Available at: http://deltafinanciero.com/9779-El-Banco-Mercantil-Santa-Cruz-impulsa-una-campana-para-otorgar-becas-en-beneficio-de-jovenes-bolivianos (accessed 27.05.2021).

25. Apadrinamiento de centros escolares. Funda Educa. Available at: https://fundaeduca.org/apadrinamiento-de-centros-escolares/ (accessed 25.05.2021).

26. Fundación Ficohsa es reconocida por su Programa Educando Nuestro Futuro. FUNDAHRSE, 2017, 29 mayo, Available at: https://fundahrse.org/boletines/fundacion-ficohsa-es-reconocida-por-su-programa-educando-nuestro -futuro/ (accessed 25.05.2021).

27. Plataforma de prácticas efectivas. SUMMA. Available at: https://www.summaedu.org/plataforma/ (accessed 25.05.2021).

28. Consejo de Educación Popular de América Latina y El Caribe (CEAAL). Socioeco. Available at: http://www.socioeco.org/bdf_organisme-903_it.html (accessed 16.01.2021).

29. Imelda Arana Sáenz. La Educación Popular Feminista en red: 30 años de la Red de Educación Popular entre Mujeres – REPEM. DVV International Available at: https://www.dvv-international.de/es/educacion-de-adultos-y-desarrollo/ediciones/ead-792012/trabajo-en-red/la-educacion-popular-feminista-en-red-30-anos-de-la-red-de-educacion-popular-entre-mujeres-repem (accessed 16.01.2021).

30. Arias-Ortega K., Quintriqueo S. Educación superior en contexto mapuche: El caso de La Araucanía, Chile. Revista Electrónica Educare, 2020, vol. 24, núm. 2, pp. 1-19. Available at: https://www.redalyc.org/jatsRepo/1941/194163269001/html/index.html (accessed 24.01.2021).

31. Mato D. Las iniciativas de los movimientos indígenas en educación superior: un aporte para la profundización de la democracia. Nueva Sociedad, Buenos Aires, 2010, no. 227, pp. 102-119. Available at: https://nuso.org/articulo/las-iniciativas-de-los-movimientos-indigenas-en-educacion-superior-un-aporte-para-la-profundizacion-de-la-democracia/ (accessed 24.01.2021).

32. El 7% de la población de Ecuador es indígena, según Cepal. El Universo, 2014, 22 de septiembre. Available at: https://www.eluniverso.com/noticias/2014/09/22/nota/4019821/7-poblacion-ecuador-es-indigena-segun-cepal (accessed 24.12.2020).

33. Sarango Macas L.F. La universidad intercultural Amawtay Wasi del Ecuador, un proyecto atrapado en la colonialidad del poder. Revista Universitaria Del Caribe, 2019, vol. 23, no. 2, pp. 31-43. Available at: https://doi.org/10.5377/ruc.v23i2.8929

34. Шинкаренко А.А. Vida Verde в Западном полушарии: концепция Buen Vivir в странах Латинской Америки как фундамент обратной модернизации. Vida Verde: Обратная модернизация как новый вектор инклюзивного роста. Аналитический доклад. Отв. ред. Русакова Т.Ю. Москва, Научный эксперт, 2020, cс. 41-54. [Shinkarenko A.A. Vida Verde in the Western Hemisphere: the concept of Buen Vivir in Latin America as a foundation for reverse modernization. Vida Verde: Reverse modernization as a new vector of inclusive growth. Analytical report. Rusakova T.U., ed. Moscow, Nauchnyj ekspert, 2020, pp. 41-54. (In Russ.)] Available at: https://centero.ru/wp-content/uploads/2020/11/Centero_Vida-Verde.pdf (accessed 24.01.2021).

35. Trabaja con nosotros. Fundación Superación Pobreza. Available at: http://www.superacionpobreza.cl/trabaja-con-nosotros/#servicio-pais (accessed 14.01.2021).

36. Por Los Chicos. Available at: https://www.porloschicos.com/comedores-programas.php (accessed 14.01.2021).

37. ONG Por Los Niños Uruguayos. Available at: https://www.elvagon.org.uy/ (accessed 14.01.2021).

38. Rojas K. Alianza de Acción Comunitaria promueve talleres de liderazgo para jóvenes ramonenses. El Sol, 25.08.2015. Available at: https://elsoldeoccidente.com/enlinea/2015/08/alianza-de-accion-comunitaria-promueve-talleres-de-liderazgo-para-jovenes-ramonenses/ (accessed 21.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх