Испания на переходе к стрессоустойчивой модели роста

 
Код статьиS013122270017922-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-12-40-49
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт Латинской Америки РАН
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №12
Страницы40-49
Аннотация

Авторы анализируют наиболее значимые изменения, происходящие в социально-экономической сфере и в области международных отношений Испании под влиянием кризисных потрясений последнего времени. В фокусе внимания – сложный и противоречивый процесс формирования резильентной (стрессоустойчивой) модели роста, которая должна определить основной вектор общественного развития испанского государства на период до 2050 г. В статье впервые в отечественной научной литературе комплексно исследуются ключевые составляющие новой модели, дается прогнозная оценка направлениям структурных преобразований в экономике, социальной сфере и международной политике Испании. Специальное место отведено рассмотрению современного состояния и перспектив российско-испанских торгово-экономических отношений.

Ключевые словаИспания, эффекты коронакризиса, формирование новой стратегии развития, резильентная модель роста, российско-испанские экономические отношения
Получено13.12.2021
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов34240
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Испанское государство после нескольких десятилетий относительно поступательного развития находится в состоянии выхода из лабиринта кризисных потрясений и очередного переходного периода – транзита, связанного с необходимостью проведения глубоких социально-экономических трансформаций. По сути, речь идет о формировании новой модели роста: вместо сложившейся в конце прошлого века парадигмы развития, покоившейся на “трех китах”: строительстве и торговле недвижимостью, принимающем международном туризме и приоритетном торгово-инвестиционном взаимодействии с партнерами по Евросоюзу [1]. Эта стратегия выработала свой ресурс и не выдержала “очной ставки” с суровыми испытаниями последних лет – кризисом 2008–2009 гг. и коронакризисом начала текущего десятилетия. Перед лицом во многом беспрецедентных внутренних и внешних вызовов испанское государство должно взять на вооружение новую макроэкономическую политику, учитывающую те тектонические перемены и cдвиги, которые произошли (и продолжают происходить) в современном мире [2, cc.7-12]. От того, как политическое руководство страны, бизнес и общество в целом осуществят насущные преобразования, зависит будущее Королевства Испания и его место на глобальной геоэкономической карте.
2 Испанские социально-экономические реалии, интересные и существенные сами по себе, имеют международное звучание, поскольку тесно коррелируют с проблемами длинного ряда стран мира (включая Россию, государства юго-восточной Европы и Латинской Америки), сталкивающихся с аналогичным вызовом – необходимостью смены модели роста. Не столь важно, нацелены или не нацелены на это их правящие круги в настоящий момент, потребность такая объективно существует и с каждым днем все сильнее дает о себе знать. С этой точки зрения испанский опыт стратегического реформирования (со всеми его сильными и слабыми сторонами) заслуживает внимательного изучения и неизбежно будет востребован.
3

ПАНДЕМИЯ ВЫСТАВЛЯЕТ СЧЕТ

4 Испания оказалась в числе государств, в максимальной степени пострадавших от пандемии коронавируса COVID-19, внезапный характер которой местные экономисты сравнивают со “вторжением инопланетян”. Страна, занимающая 30-е место в мире по населению, много месяцев входила в первую десятку государств по количеству зараженных коронавирусом (около 5 млн человек на середину сентября 2021 г.) и долгое время не могла остановить рост смертельных случаев.
5 Коронакризис не только выявил ранее не всегда очевидные системные слабости испанского здравоохранения, но и имел тяжелые последствия для экономики и социальной сферы Испании, воочию продемонстрировал неработоспособность существовавшей модели роста в стрессовых, экстремальных условиях.
6 В 2020 г. рекордным стало падение ВВП – около 11%; на 20% с лишним “просел” экспорт товаров и услуг; резко (на 12.1%) снизилось частное потребление, вызвав сжатие внутреннего рынка; сократился приток прямых иностранных инвестиций и спикировал объем валовых капиталовложений (на 11.4%). В попытках ослабить разрушительные социальные эффекты коронакризиса государство беспрецедентно нарастило расходы (с 523 до 586 млрд евро), доведя первичный бюджетный дефицит до огромной суммы в 123 млрд евро, или 11% ВВП. Но при этом властям не удалось сдержать увеличения числа безработных, более того, в 2020-2021 гг., несмотря на все усилия правительства, их количество продолжало расти (табл. 1).

Всего подписок: 9, всего просмотров: 447

Оценка читателей: голосов 0

1. Яковлев П. Испания: посткризисная модель развития. Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 10, сс. 50-61. [Yakovlev P. Spain: post-crisis development model. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, no. 10, pp. 50-61. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2015-10-50-61

2. Яковлев П.П., Куракина-Дамир А.А., отв. ред. Испания в новой национальной и международной реальности. Москва, ИЛА РАН, 2020. 225 c. [Yakovlev P.P., Kurakina-Damir A.A., eds. Spain in the new national and international reality. Moscow, ILA RAS, 2020. 225 p. (In Russ.)]

3. European Commission. Spring 2021 Economic Forecast: Rolling up sleeves. Press release. Brussels, European Commission, 12 May, 2021. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_2351 (accessed 11.06.2021).

4. Una solución que permite al sector turístico sortear la niebla de la crisis. Cinco Días, Madrid, 26.04.2021.

5. La deuda total de España termina 2020 en 2,99 billones de euros pese a que el endeudamiento privado apenas crece. El Economista, Madrid, 13.04.2021.

6. Piriz Maya V. El invierno económico se acerca. El Economista, 23.04.2021.

7. IMD. World Competitiveness Ranking 2021. Available at: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/ (accessed 11.06.2021).

8. Faes I. España se hunde en el Ranking de Competitividad Mundial mientras el resto de economías europeas avanzan. El Economista, 17.06.2021.

9. Gómez M.V. El gran desafío social y político. El País, Madrid. 25.10.2015.

10. Яковлев П.П. Испания в “красной зоне”. Политическая перезагрузка в условиях пандемии. Свободная мысль, 2020, № 4, cc. 89-104. [Spain is in the "red zone". Political reset in the context of a pandemic. Svobodnaya mysl', 2020, no. 4, pp. 89-104. (In Russ.)]

11. Palafox J. Cuatro vientos en contra. El porvenir económico de España. Barcelona, Ediciones de Pasado y Presente, 2017. 741 р.

12. España 2050. Fundamentos y propuestas para una Estrategia Nacional de Largo Plazo. Madrid: Gobierno de España, 2021. 678 p.

13. Sánchez presenta ‘España 2050’, un proyecto colectivo para decidir “que país queremos ser dentro de 30 años. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/presidente/actividades/Paginas/2021/200521-sanchez-espana2050.aspx (accessed 03.06.2021).

14. Plan de recuperación, transformación y resiliencia de la economía. España Puede. 27 de Abril de 2021. 348 p. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/temas/fondos-recuperacion/Documents/30042021-Plan_Recuperacion_%20Transformacion_%20Resiliencia.pdf (accessed 01.06.2021).

15. El Gobierno aprueba el Plan de Recuperación, Transformación y Resiliencia que remitirá esta semana a Bruselas. La Moncloa, Madrid, 27 de abril de 2021. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/resumenes/Paginas/2021/270421-cministros.aspx (accessed 21.05.2021).

16. La Comisión Europea aprueba el Plan de Recuperación, Transformación y Resiliencia de España. 16 de junio de 2021. Available at: https://www.mincotur.gob.es/es-es/Paginas/plan-recuperacion-transformacion-resiliencia-espana.aspx (accessed 23.06.2021).

17. Pedro Sánchez: "El Plan de Recuperación es el plan económico más ambicioso de la historia reciente de España. La Moncloa, Madrid, 13 de abril de 2021. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/presidente/actividades/Paginas/2021/130421-sanchez_recuperacion.aspx (accessed 31.05.2021).

18. Proyectos estratégicos para la recuperación y transformación económica (PERTE). 2021. Available at: https://planderecuperacion.gob.es/como-acceder-a-los-fondos/pertes (accessed 21.04.2021).

19. Sánchez P. El primer PERTE de España: el coche eléctrico. El País, 07.03.2021.

20. Telefónica avanza en su plan estratégico para liderar una nueva era. Сinco Días, 18.04.2021.

21. Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. Estrategia de Acción Exterior 2021-2024. Available at http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/Paginas/Noticias/20210128_MINISTERIO13.aspx (accessed 09.03.2021).

22. Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. Diplomacia económica. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/DiplomaciasigloXXI/Paginas/DiplomaciaEconomica.aspx (accessed 11.06.2021).

23. Sánchez presenta el Plan para la Internacionalización de la Economía, para dar “un nuevo y decidido impulso a nuestro sector exterior” como motor de la reactivación económica. La Moncloa, 26 de mayo de 2021. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/presidente/actividades/Paginas/2021/260521-sanchez_icex.aspx (accessed 01.06.2021).

24. ITC. Trade map. Trade statistics for international business development. Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c724%7c%7c156%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (accessed 21.06.2021).

25. Sanchez y Xi Jiping apuestan por el multilateralismo para hacer frente a los desafíos globales. La Moncloa, 26 de mayo de 2021. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/presidente/actividades/Paginas/2021/260521-sanchez-china.aspx (accessed 07.06.2021).

26. Яковлев П.П. Испанский транснациональный бизнес: экономика и геополитика. Контуры глобальных трансформаций: экономика, политика, право, 2020, т. 13, № 6, сс. 138-160. [Yakovlev P.P. Spanish Transnational Business: Economics and Geopolitics. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 2020, vol. 13, no. 6, pp. 138-160. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-6-8

27. Состоялось 10-е заседание Межправительственной смешанной Российско-Испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству. 26 февраля 2021. [The 10th meeting of the Intergovernmental Mixed Russian-Spanish Commission on Economic and Industrial Cooperation was held. February 26, 2021. (In Russ.)] Available at: http://government.ru/news/41618/ (accessed 05.04.2021).

28. Yákovlev P.P. Rusia – España: las relaciones económico-comerciales. Iberoamérica, 2020, № 3, pp. 194-215.

29. ICEX. Directorio de empresas españolas establecidas en Rusia. Available at: https://www.icex.es/icex/es/ (accessed 05.01.2021).

30. Дайджест Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Испания. Май 2021. [Digest of the Trade Representation of the Russian Federation in the Kingdom of Spain. May 2021. (In Russ.)] Available at: https://esp.minpromtorg.gov.ru/common/upload/Spain/digest%20Spain%20May%202021.pdf (accessed 19.06.2021).

31. DataComex. Estadística de comercio exterior de bienes de España y la UE. Available at: https://datacomex.comercio.es/Data/Index (accessed 21.06.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх