Стратегия России на африканском направлении: что изменилось после саммита Россия-Африка 2019?

 
Код статьиS013122270017883-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-12-68-78
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №12
Страницы68-78
Аннотация

Прошло более двух лет после первого Саммита и Экономического форума Россия–Африка. Задача, стоящая перед организаторами второго Саммита, заключается в переходе от формулировки целей и задач российской политики на африканском направлении к реализации конкретных проектов и разработке механизма и инструментария взаимовыгодного сотрудничества. По мнению авторов статьи, тем ключевым звеном двусторонних отношений на ближайшую перспективу, которое станет привлекательным для африканских стран и будет способствовать успешному экономическому развитию РФ, может стать отработка двусторонних возможностей технологического партнерства.

Ключевые словаРоссия, Африка, стратегии развития, сотрудничество, технологическое партнерство
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено10.12.2021
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов40568
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Прошло более двух лет после первого Саммита и Экономического форума Россия–Африка, успешно прошедших в Сочи в октябре 2019 г. Сам факт проведения мероприятия такого масштаба, в котором приняли участие как многие представители российского руководства во главе с Президентом РФ В.В. Путиным, так и лидеры Африканского союза и 8 региональных организаций Африки, а также делегации всех 54 африканских стран, из которых 45 были представлены главами государств и правительств, свидетельствует как об историческом “повороте” Российской Федерации в сторону Африканского континента, так и о небывалом энтузиазме африканской стороны по поводу “возвращения” России в Африку. По итогам Саммита страны – участницы мероприятия приняли Декларацию, в которой коснулись важнейших аспектов отношений между Россией и африканскими государствами, а также проблем международной повестки. Стороны договорились о создании Форума партнерства, в рамках которого саммиты будут проводиться каждые три года. Правительство Российской Федерации и Африканский союз подписали Меморандум о взаимопонимании, об основах взаимоотношений и сотрудничестве. Меморандум о взаимопонимании был также подписан Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Комиссией Африканского союза [1].
2 Сопутствующий Саммиту Экономический форум Россия–Африка собрал более 6 тыс. участников из 104 иностранных государств и территорий. Были подписаны 92 соглашения, контракта и меморандума о взаимопонимании на общую сумму более 1 трлн руб. (14 млрд долл.) [2].
3

СОЗДАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ

4 Таким образом, первый саммит Россия–Африка дал мощный толчок развитию российско-африканских отношений и определил цели и задачи нашего партнерства на ближайшие годы. В своем выступлении на саммите Президент России В.В. Путин подчеркнул: “Развитие отношений со странами Африканского континента и их региональными организациями является одним из приоритетов российской внешней политики. Мы все заинтересованы в том, чтобы придать российско-африканскому взаимодействию по-настоящему системный и комплексный характер” [3].
5 Авторы данной статьи принимали непосредственное участие как в подготовке, так и в проведении Саммита и Экономического форума Россия–Африка, и своими глазами видели неподдельный интерес к возобновлению нашего сотрудничества как с российской, так и с африканской стороны1. 1. И.О. Абрамова была членом Оргкомитета Саммита и Экономического форума Россия–Африка, модератором пленарного заседания Экономического форума Россия–Африка с участием Президента РФ В.В. Путина и Президента АРЕ А.Ф. Ас-Сиси, модератором научной сессии Экономического форума, докладчиком сессии “Особенности ведения бизнеса в Африке”; Л.Л. Фитуни – докладчиком на ряде сессий Экономического форума. Оба автора участвовали в формировании деловой Программы Экономического форума Россия–Африка и во всех мероприятиях, связанных с подготовкой Саммита и Экономического форума Россия–Африка.
6 Однако одного интереса мало. Помимо постановки целей необходим четкий механизм их реализации, а также определение конкретных задач и результатов, которые мы должны выполнить и достичь в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
7 Успех первого Саммита и Экономического форума был предопределен самим фактом их проведения и уникальностью этого события в российской и африканской истории. Задача, стоящая перед организаторами очередного Саммита Россия–Африка, заключается в закреплении и развитии успеха, достигнутого в октябре 2019 г. Очевидно, что второй форум должен стать не повторением первого, а качественно новым шагом в деле развития российско-африканских отношений, поэтому его содержательное наполнение необходимо существенно дополнить и расширить. Необходимо перейти от формулировки целей и задач российской политики на африканском направлении к реализации конкретных проектов и разработке механизма и инструментария взаимовыгодного сотрудничества. Нужно показать африканским странам, чем именно Россия отличается от других их партнеров, и выделить те направления сотрудничества, которые могут способствовать реализации стратегических задач развития Российской Федерации и Африканского континента.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. В Сочи завершился саммит Россия–Африка. TACC, 24.10.2019. [Russia-Africa summit ended in Sochi. TASS, 24.10.2019. (In Russ.)] Available at: https://tass.ru/politika/7043350 (accessed 18.08.2021).

2. Подведены итоги первого Саммита и Экономического форума Россия – Африка. Росконгресс продолжит работу на африканском треке в период до следующего Форума. Росконгресс, 28.10.2019. [The results of the first Russia-Africa Summit and Economic Forum were summed up. Roscongress will continue to work on the African track until the next Forum. Roscongress, 28.10.2019. (In Russ.)] Available at: https://roscongress.org/news/podvedeny-itogi-pervogo-sammita-i-ekonomicheskogo-foruma-rossija-afrika-roskongress-prodolzhit-rabotu-na-afrikanskom-treke-v-period-do-sledujuschego-foruma/ (accessed 18.08.2021).

3. Саммит Россия–Африка. Президент России, 24.10.2019. [Summit Russia–Africa. President of Russia, 24.10.2019. (In Russ.)] Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61893 (accessed 18.08.2021).

4. О втором заседании Научного совета при Секретариате Форума партнерства Россия–Африка. МИД РФ, 20.02.2021. [On the second meeting of the Scientific Council at the Secretariat of the Russia–Africa Partnership Forum. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 20.02.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/o-vtorom-zasedanii-naucnogo-soveta-pri-sekretariate-foruma-partnerstva-rossia-afrika (accessed 30.03.2021).

5. “Для российского высшего образования в Африке главные конкуренты – Франция, США и Китай”. Коммерсантъ, 28.09.2020. [“For Russian higher education in Africa, the main competitors are France, the United States and China”. Kommersant, 28.09.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4510140 (accessed 30.03.2021).

6. О втором заседании Научного совета при Секретариате Форума партнерства Россия–Африка. Росконгресс, 20.02.2021. [On the second meeting of the Scientific Council at the Secretariat of the Russia-Africa Partnership Forum. Roscongress, 20.02.2021. (In Russ.)] Available at: https://summitafrica.ru/news/o-vtorom-zasedanii-nauchnogo-soveta-pri-sekretariate-foruma-partnerstva-rossija-afrika/ (accessed 30.03.2021).

7. African Economic Outlook 2021. African Development Bank Group. Available at: https://www.afdb.org/sites/default/files/2021/03/09/aeo_2021_-_chap1_-_en.pdf (accessed 23.08.2021).

8. Coronavirus in Africa. COVID-19 World Statistics. Available at: https://covid.observer/africa/ (accessed 23.08.2021).

9. Абрамова И.О. Коронавирус в Африке: социально-экономические и политические последствия. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2020, т. 13, № 5, сс. 38-56. [Abramova I.O. Coronavirus in Africa: Social, Economic and Political Consequences. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 2020, vol. 13, no. 5, pp. 38-56. (In Russ.)] DOI: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-5-3

10. Денисова Т.С., Костелянец С.В. COVID-19 в Нигерии: вызовы и прогнозы. Азия и Африка сегодня, 2020, № 8, сс. 26-30. [Denisova T.S., Kostelyanets S.V. COVID-19 pandemic in Nigeria: challenges and forecasts. Asia and Africa Today, 2020, no. 8, pp. 26-30. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S032150750010447-3

11. Фитуни Л., Абрамова И. Развивающиеся страны в политической экономии посткоронавирусного мира. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 9, сс. 5-14. [Fituni L., Abramova I. Developing Countries in the Political Economy of the Post-Coronavirus World. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 9, pp. 5-14. (In Russ.)] DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-9-5-14

12. Sherif K. Africa’s key to wealth growth: produce and consume locally. The Africa Report, 19.08.2020. Available at: https://www.theafricareport.com/38264/africas-key-to-wealth-growth-produce-and-consume-locally/ (accessed 26.08.2021).

13. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. Президент России, 21.07.2020. [Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020, No. 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030”. President of Russia, 21.07.2020. (In Russ.)] Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed 23.08.2021).

14. Международная сеть. Российский экспортный центр. [International network. Russian Export Center. (In Russ.)] Available at: https://www.exportcenter.ru/international_markets/world_map/ (accessed 26.08.2021).

15. Trade Map. International Trade Centre. Available at: https://www.trademap.org/Index.aspx (accessed 24.08.2021).

16. Бюллетень “Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации” 2021. ФТС РФ. [Bulletin “Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation” 2021. Federal Customs Service of the Russian Federation. (In Russ.)] Available at: http://stat.customs.gov.ru/documents (accessed 24.08.2021).

17. Total receipts by country and region (ODA+OOF+private). OECD.Stat. Available at: https://stats.oecd.org/ (accessed 24.08.2021).

18. Chinese Loans to Africa (CLA) Database. China Africa Research Initiative at Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies (SAIS-CARI). Available at: https://chinaafricaloandata.bu.edu/ (accessed 24.08.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх