Глобальные вызовы и формирование стратегии устойчивого развития автомобильной промышленности России

 
Код статьиS013122270017806-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-10-45-53
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Самарский университет государственного управления “Международный институт рынка”
Адрес: Российская Федерация, Самара
Аффилиация: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Адрес: Российская Федерация, Саранск
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №10
Страницы45-53
Аннотация

В статье рассмотрены актуальные тенденции развития мировой автомобильной промышленности, выявлены проблемы стратегического управления развитием автомобильной промышленности России. Обоснован иерархический подход к формированию стратегии развития отрасли на основе принципов согласованности и соподчиненности государственных, отраслевых, региональных, кластерных и корпоративных стратегических программ и планов, их направленности не только на преодоление последствий текущего экономического кризиса, но и обеспечение устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Ключевые словаэкономический кризис, пандемия COVID-19, автомобильная промышленность, глобальные цепочки поставок, государственное регулирование, стратегия, устойчивое развитие, РФ
Получено06.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов22480
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Автомобильная промышленность – одна из важнейших отраслей реального сектора экономики многих развитых и развивающихся стран, в том числе и российской экономики, создающая мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющая экономический и социальный уровень развития государства. Экономические кризисы, периодически возникающие в рыночной экономике, приводят к падению потребительского спроса и объемов производства автотранспортных средств, сокращению численности занятых в отрасли, снижению прибыльности и банкротству компаний, что в свою очередь отрицательно сказывается на деятельности смежных отраслей и социально-экономическом положении страны.
2 Глобальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, создает новые вызовы для мировой и российской автомобильной промышленности, связанные с нарушением глобальных цепочек поставок, усилением конкуренции на мировом и региональных автомобильных рынках, изменением поведения потребителей и структуры конкурентообразующих факторов, характера и методов соперничества и сотрудничества автомобильных корпораций.
3 Вследствие этого актуализируются вопросы, связанные с исследованием влияния экономического кризиса на развитие мировой и отечественной автомобильной промышленности, опыта государственной поддержки отрасли в кризисные ситуации, оценкой возникающих угроз и рисков для российского автомобилестроения, позволяющих определить ключевые направления развития отрасли и скорректировать стратегические программы и планы ее развития.
4

ПАНДЕМИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ

5 Кризис, вызванный пандемией COVID-19 и ограничениями по распространению коронавирусной инфекции, оказался более продолжительным и серьезным по последствиям, чем предыдущие экономические кризисы 2000-х годов. Он затронул все страны, погрузив мировую экономику в глубокую рецессию.
6 Пандемия продемонстрировала уязвимость глобализированных систем производства, основанных на сложных и взаимозависимых цепочках поставок [1, 2]. Особенно актуальной проблема стала для автомобильной промышленности, где к OEM-производителям1 поступают тысячи деталей от множества поставщиков из различных стран. 1. OEM – от англ. original equipment manufacturer – оригинальный производитель оборудования.
7 Отметим, что в последнее десятилетие в мировой автоиндустрии сильно выросла роль Китая, который является одновременно и крупнейшим в мире рынком сбыта, и центром производства автомобилей. В городе Ухань, ставшим эпицентром вспышки COVID-19, находятся сотни поставщиков автокомпонентов, продукция которых поступает как на внутренний, так и на внешний рынок. Продолжительное закрытие заводов в связи с карантинными мерами обусловило дефицит и сбои в цепочке поставок на глобальном уровне.
8 Проблемы в автомобильной отрасли, вызванные экономическим кризисом 2020 г., усугубляются происходящими в ней технологическими изменениями. Основными тенденциями в отрасли являются повышение требований потребителей к автомобилю, ужесточение контроля над выбросами CO2, что обусловливает дальнейшее развитие технологий CASE (Connected, Autonomous, Shared & Services, Electric – подключенные, автономные, совместные, электрифицированные автомобили).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 768

Оценка читателей: голосов 0

1. Belhadi A., Kamble S., Jabbour C.J.C., Gunasekaran A., Ndubisi N.O. Manufacturing and Service Supply Chain Resilience to the COVID-19 Outbreak: Lessons Learned from the Automobile and Airline Industries. Technological Forecasting & Social Change, 2021, vol. 163. DOI: 10.1016/j.techfore.2020.120447 Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162520312737 (accessed 23.01.2021).

2. Ibn-Mohammed T., Mustapha K.B., Godsell J., Adamu Z., Babatunde K.A., Akintade D.D., Acquaye A., Fujii H., Ndiaye M.M., Yamoah F.A., Koh S. A Critical Analysis of the Impacts of COVID-19 on the Global Economy and Ecosystems and Opportunities for Circular Economy Strategies. Resources, Conservation, and Recycling, 2021, vol. 164. DOI: 10.1016/j.resconrec.2020.105169 Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7505605/ (accessed 23.01.2021).

3. 2020 Autonomous Vehicles Readiness Index. KPMG, 2020. 67 p. Available at: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2020/07/2020-autonomous-vehicles-readiness-index.pdf (accessed 18.12.2020).

4. В России зарегистрировано 6.3 тыс. электромобилей. [There are 6300 registered electric vehicles in Russia. (In Russ.)] Available at: https://www.autostat.ru/news/42999/ (accessed 28.11.2020).

5. Государственная программа “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности” (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328) (в ред. от 28.01.2021 №66). [State program “Development of industry and increasing its competitiveness” (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 no. 328) (ed. 28.01.2021 no. 66). (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/ (accessed 30.01.2021).

6. Затраты на инновационную деятельность организаций. [Costs of innovative activities of organizations. (In Russ.)] Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (accessed 16.11.2020).

7. Facts about the Automotive Industry. Available at: https://www.acea.be/automobile-industry/facts-about-the-industry (accessed 16.11.2020).

8. Sarkis J., Cohen M.J., Dewick P., Schröder P. A Brave New World: Lessons from the COVID-19 Pandemic for Transitioning to Sustainable Supply and Production. Resources, Conservation and Recycling, 2020, vol. 159, 104894. DOI: 10.1016/j.resconrec.2020.104894 Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7164912/ (accessed 14.12.2020).

9. Прокофьев В. Заводы дадут задний ход. Во Франции объявили план поддержки национального автопрома. Российская газета, 25.05.2020. [Prokof'ev V. The factories will back up. France announced a plan to support the national auto industry. Rossiyskaya Gazeta, 25.05.2020. (In Russ.)] Available at: https://rg.ru/2020/05/28/vo-francii-obiavili-plan-podderzhki-nacionalnogo-avtoproma.html (accessed 25.03.2021).

10. Белов В. Электромобильность Германии и “Европейский батарейный альянс”. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, № 1, сс. 86-93. [Belov V. Electromobility in Germany and the “European Battery Alliance”. Scientific and Analytical Herald of IE RAS, 2020, no. 1. pp. 86-93. (In Russ.)] DOI: 10.15211/vestnikieran120208693

11. How the European Automotive Industry Aims to Build Back Semiconductor and Chip Supply. Automotive LOGISTICS, 2021. Available at: https://www.automotivelogistics.media/insight/how-the-european-automotive-industry-aims-to-build-back-semiconductor-and-chip-supply/41848.article (accessed 04.05.2021).

12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Empty: 2030 Digital Compass: the European Way for the Digital Decade. COM (2021) 118 final. Brussels, 09.03.2021. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A52021DC0118 (accessed 04.05.2021).

13. Баронина Ю. Иностранные инвестиции в российское автомобилестроение. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 6. сс. 61-69. [Baronina Yu. Foreign investment into Russian automotive industry. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 6, pp. 61-69. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-6-61-69

14. Баронина Ю. Трансформация стратегий европейских автомобильных ТНК на российском рынке. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 5, сс. 93-100. [Baronina Yu. Transformation of European Automobile TNCs’ Strategies on the Russian Market. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 5, pp. 93-100. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-5-93-100

15. Sakuramoto C., Di Serio L.C., Bittar A.d.V. Impact of Supply Chain on the Competitiveness of the Automotive Industry. RAUSP Management Journal, 2019, vol. 54, no. 2, pp. 205-225. DOI: 10.1108/RAUSP-07-2018-005.

16. China further Opens to Foreign Investment. China Daily, 01.04.2021. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/a/202101/04/WS5ff2a29aa31024ad0baa04b1.html (accessed 20.04.2021).

17. Dash A., Rupa C. Indian Firms in Automotive Global Value Chains: Sectoral Analysis. CWS Working Paper, 2017, no. 40. 125 p. Available at: http://wtocentre.iift.ac.in/workingpaper/Working%20Paper%2040.pdf (accessed 17.12.2020).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации” (в ред. от 11.02.2021 №165). [Resolution of the Government of the Russian Federation no. 719 of July 17, 2015 “On Confirmation of the Production of Industrial Products in the Territory of the Russian Federation” (ed. 11.02.2021 no. 165). (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183175/ (accessed 14.02.2021).

19. “АВТОВАЗ” останется единственным участником госзакупок в легковом сегменте. [AVTOVAZ will remain the only participant in public procurement in the passenger segment. (In Russ.)] Ведомости, 17.01.2021. Available at: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2021/01/17/854387-avtovaz-ostanetsya (accessed 22.01.2021).

20. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 319) (с изменениями на 27 декабря 2013 г.). [The Strategy for the Development of the Automotive Industry of the Russian Federation for the period until 2020 (approved by Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation no. 319 dated April 23, 2010) (ed. 27.12.2013). (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104193/705fbee07b2b243b98fdaf865b41613820d653d3/ (accessed 22.11.2020).

21. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 № 831-р) (в ред. от 22.02.2019 № 263-р). [The strategy for the development of the automotive industry of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated April 28, 2018 no. 831-r) (ed. 22.02.2019 no. 263-r). (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297129/f8f8138d4327a3b4e9a33b8e9d4f9de6489f71e6/ (accessed 22.11.2020).

22. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441) (в ред. от 17.09.2019 № 643). [The strategy of socio-economic development of the Samara region for the period until 2030 (approved by the Decree of the Government of the Samara Region dated July 12, 2017 no. 441) (ed. 17.09.2019 no. 643). (In Russ.)] Available at: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/25a/Strategiya-SO_2030.pdf (accessed 18.11.2020).

23. Программа развития автомобильного кластера Самарской области на 2015–2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства Самарской области от 5 июня 2015 г. № 437-р). [The program for the development of the automotive cluster of the Samara region for 2015–2020 (approved by the Order of the Government of the Samara region dated June 5, 2015 no. 437-r). (In Russ.)] Available at: http://docs.cntd.ru/document/450246944 (accessed 20.12.2020).

24. Цели в области устойчивого развития [The Sustainable Development Goals. (In Russ.)] United Nations, 2020. Available at: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (accessed 12.02.2021).

25. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: a New Industrial Strategy for Europe. COM/2020/102 final. Brussels, Commission to the European Parliament, 10.3.2020. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1593086905382&uri=CELEX%3A52020DC0102 (accessed 05.02.2021).

26. La nouvelle France industrielle. Available at: https://www.gouvernement.fr/action/la-nouvelle-france-industrielle (accessed 05.02.2021).

27. Невская Н.А. Новый этап промышленной политики Франции. ЦИТИСЭ, 2019, № 3 (20). [Nevskaya N.A. New stage of the industrial policy in France. CITISE, 2019, no. 3 (20). (In Russ.)] Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135320& (accessed 11.12.2020).

28. Renaulution: Strategic Plan Renault Groupe 2020–2025+. Groupe Renault, 2021. Available at: https://group.renault.com/en/finance-2/financial-information/documents-and-publications/ (accessed 02.02.2021).

29. Указ о национальных целях развития России до 2030 года. [Decree on the national development goals of Russia until 2030. (In Russ.)] Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (accessed 21.11.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх