“Зеленое” финансирование в странах БРИКС

 
Код статьиS013122270016962-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-9-79-87
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: , РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №9
Страницы79-87
Аннотация

Рассматривается политика “зеленого&8j1; финансирования в странах БРИКС на национальном уровне, а также в рамках организации в целом. Особое внимание уделено анализу нормативно-правовой базы “зеленых&8j1; финансовых инструментов, применяемых в Китае как одном из глобальных лидеров. Использование методов сравнительного и контент-анализа позволило выявить наилучшие практики “зеленого&8j1; финансирования и потенциал их использования в России.

Ключевые словаустойчивое финансирование, БРИКС, “зеленоеˮ финансирование, “зеленые” облигации, Китай, Бразилия, Индия, Россия, ЮАР
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Дата публикации27.09.2021
Кол-во символов30015
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Задачи устойчивого развития стали в последние годы мейнстримом глобальной экономики. В их фокусе находится создание механизмов “зеленогоˮ финансирования, обеспечивающего сохранение экологического здоровья планеты. В 2020 г. пандемия COVID-19 первоначально вызвала опасения, что “зеленаяˮ повестка может отойти на второй план. Однако большинство правительств и частных инвесторов подтвердили свою приверженность целям устойчивого финансирования. Страны БРИКС зафиксировали ее в Меморандуме “О принципах ответственного финансирования”, принятом в ноябре 2020 г. на XII саммите под председательством РФ.
2

УСПЕХИ КИТАЯ

3 В 2010-е годы в КНР значительно активизировалась деятельность в сфере “зеленойˮ экономики и “зеленогоˮ финансирования. Это обусловлено как с ухудшением экологической ситуации в стране, так и ее геополитическими амбициями. В 2016 г. во время своего председательства в G20 Пекин стал инициатором создания в ней Рабочей группы по “зеленомуˮ финансированию. Тогда же были опубликованы «Руководящие принципы по формированию “зеленойˮ финансовой системы» (Guidelines for Establishing the Green Financial System) в КНР [1, 2]. Они предусматривают ряд экономических мер по поддержке и стимулированию “зеленыхˮ инвестиций, в том числе операции по перекредитованию у Народного банка Китая (НБК), предоставление специализированных “зеленыхˮ кредитных гарантий и субсидий на выплаты процентов по кредитам на “зеленыеˮ проекты, а также запуск Национального “зеленогоˮ фонда развития. Термин “зеленая финансовая системаˮ включен в Стратегию построения экологической цивилизации в рамках 13-й пятилетки [3]. Национальная система “зеленогоˮ финансирования, по планам, обеспечит КНР достижение углеродной нейтральности к 2060 г. [4].
4 Выделены три ключевые сферы “зеленогоˮ финансирования: банковское кредитование, эмиссия облигаций, операции институциональных инвесторов. Характерной особенностью политики в рассматриваемой области является активное привлечение к ее реализации региональных правительств всех уровней. В 2019 г. региональными и местными властями страны было выпущено более 500 документов в области развития “зеленыхˮ финансов [5, p. 25].
5 Законодательное регулирование “зеленыхˮ финансов в Китае началось в 1995 г. Тогда оно касалось преимущественно банковского кредитования, которое получило значительно большее развитие, чем “зеленыеˮ облигации. Это не случайно: банковское кредитование (bank-based) является преобладающей формой финансирования бизнеса в стране. В 1995 г. НБК принял два рекомендательных документа по стимулированию участия коммерческих банков в кредитовании проектов по охране окружающей среды и минимизации экологических рисков. В 2012 г. Банковская регуляторная комиссия (БРКК) опубликовала документ, предусматривавший комплекс мер по “озеленениюˮ национальной банковской системы – «Руководящие принципы “зеленогоˮ кредитования» (Notice on Issuing Green Credit Guidelines).

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1005

Оценка читателей: голосов 0

1. Guidelines for Establishing the Green Financial System. China Daily, 04.09.2016. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/business/2016hangzhoug20/2016-09/04/content_26692931.htm (accessed 20.02.2021).

2. Худякова Л.С. Саммит “Большой двадцатки”: зеленый свет “зеленому” финансированию. ИМЭМО РАН, 07.09.2016. [Khudyakova L.S. The G-20 summit: green light to “green” finance. IMEMO RAN, 07.09.2016. (In Russ.)] Available at: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/sammit-bolyshoy-dvadtsatki-zeleniy-svet-zelenomu-finansirovaniyu (accessed 18.12.2020).

3. The 13th Five-year Plan for Economic and Social Development of the People’s Republic of China (2016–2020). 2016. 219 p. Available at: https://policy.asiapacificenergy.org/node/2509 (accessed 17.01.2021).

4. China Calls for Global Green Revolution in the Post-COVID Era. CGTN, 22.09.2020. Available at: https://news.cgtn.com/news/2020-09-22/Xi-Jinping-China-aims-to-achieve-carbon-neutrality-by-2060-TZX22EfJiE/index.html (accessed 20.02.2021).

5. Sustainable Debt Global State of the Market H1 2020. Climate Bonds Initiative, 2020. 35 p. Available at: https://www.climatebonds.net/system/tdf/reports/cbi-sustainable-debt-global-sotm-h12020.pdf?file=1&type=node&id=54589&force=0 (accessed 22.02.2021).

6. Green Banking in China – Emerging Trends. CPI Discussion Brief, August 2020. 34 p. Available at: https://www.climatepolicyinitiative.org/wp-content/uploads/2020/08/081220Green-Bankin-trends.pdf (accessed 23.02.2021).

7. China Must Boost Green Finance to Achieve Carbon Neutrality by 2060. China Dialogue, 17.11.2020. 34 p. Available at: https://chinadialogue.net/en/business/green-finance-china-carbon-neutrality-2060/ (accessed 25.02.2021).

8. China Green Bond Market. 2019 Research Report. Climate Bonds Initiative, 2019. 24 p. Available at: https://www.climatebonds.net/system/tdf/reports/2019_cbi_china_report_en.pdf?file=1&type=node&id=47441&force=0 (accessed 23.02.2021).

9. China’s Green Investment Guidelines. Green Finance Platform, 2018. Available at: https://www.greenfinanceplatform.org/policies-and-regulations/chinas-green-investment-guidelines (accessed 23.02.2021).

10. China’s Green Bond Issuance and Investment Opportunity Report. Climate Bonds Initiative, October 2020. 25 p. Available at: https://www.climatebonds.net/system/tdf/reports/cbi_gfo_china_05b.pdf?file=1&type=node&id=54717&force=0 (accessed 23.03.2021).

11. CDB Annual Report 2019. Beijing, China Development Bank, 2019. 186 p. Available at: http://www.cdb.com.cn/English/gykh_512/ndbg_jx/2019_jx/ (accessed 23.03.2021).

12. China Development Bank. Climate Bonds Initiative, 2021. Available at: https://www.climatebonds.net/certification/china-development-bank (accessed 25.03.2021).

13. Liang M. CCDC Helps CDB Issue Green Bond for Sustainable Development. China SDG, 07.06.2020. Available at: https://chinasdg.org/2020/06/07/ccdc-helps-cdb-issue-green-bond-for-sustainable-development/ (accessed 25.03.2021).

14. Green Bond Endorsed Projects Catalogue. Climate Bonds Initiative, June 2020. Available at: https://www.climatebonds.net/china/catalogue-2020 (accessed 26.03.2021).

15. Resolução № 4.327, de 25 de Abril de 2014. Banco Central Do Brasil, 2014. 4 p. Available at: https://www.bcb.gov.br/pre/normativos/busca/downloadNormativo.asp?arquivo=/Lists/Normativos/Attachments/48734/Res_4327_v1_O.pdf (accessed 26.09.2020).

16. Coimbra L. In 2019 R$ 2.89 Billion Were Collected in “Green” Bonds. SITAWI, 2019. Available at: https://www.sitawi.net/noticias/in-2019-r-2-89-billions-reais-were-collected-in-green-bonds/ (accessed 26.01.2021).

17. Bonds and Climate Change. The State of the Market. Climate Bonds Initiative, 2017. 28 p. Available at: https://www.climatebonds.net/files/files/CBI-SotM-17-BR-English-WebFinal-01.pdf (accessed 26.11.2020).

18. Green Bonds – Ecosystem, Issuance Process and Regional Perspectives. Brazil Edition. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development, 2017. 104 p. Available at: https://cebds.org/wp-content/uploads/2017/11/GIZSEBCEBDS_Green-Bonds_Brazil-Edition-1.pdf (accessed 26.11.2020)

19. FEBRABAN. Annual Report 2019. FEBRABAN, 2019. 76 p. Available at: https://www.corporateregister.com/search/report.cgi?num=145271-aQxUlJlqbf6 (accessed 26.11.2020).

20. Securitisation as an Enabler of Green Asset Finance in India. Climate Bonds Initiative, December 2019. 43 p. Available at: https://www.climatebonds.net/system/tdf/reports/securitisation-as-an-enabler-of-green-asset-finance-in-india-report-15052020.pdf?file=1&type=node&id=47189&force=0 (accessed 26.01.2021).

21. The KPMG Green Tax Index. KPMG, July 2017. 109 p. Available at: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/tw/pdf/2017/09/655445_NSS_2017Green_TaxIndex_v18web.pdf (accessed 26.02.2021).

22. Developing a National Green Finance Taxonomy. Project Briefing Report. National Treasury, October 9, 2020. 54 p. Available at: http://sustainablefinanceinitiative.org.za/wp-content/downloads/Stakeholder_Briefing_Document_9_October_2020.pdf (accessed 26.02.2021).

23. Financing a Sustainable Economy. National Treasury, 2020. 60 p. Available at: http://www.treasury.gov.za/publications/other/Sustainability%20technical%20paper%202020.pdf (accessed 27.02.2021).

24. Developing the Green Bond Market in Africa. London Stock Exchange Group, 2020. 11 p. Available at: https://www.lseg.com/sites/default/files/content/documents/Africa_GreenFinancing_MWv10_0.pdf (accessed 28.02.2021).

25. Дамианова А., Гуттиэрез Э., Минасян Г. “Зеленое финансирование” в России: создание возможностей для “зеленых” инвестиций. Москва, Группа Всемирного банка, 2018. 127 c. [Damianova A., Guttierez E., Minasyan G. Russia “green finance”: unlocking opportunities for “green” investments. Moscow, World Bank Group, 2018. 127 p. (In Russ.)] Available at: http://documents1.worldbank.org/curated/en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf (accessed 18.12.2020).

26. Мереминская Е. В экологию заманивают деньги частных инвесторов. Ведомости, 13.03.2020. [Mereminskaya Е. Private investors’ money is lured into the environment. Vedomosti, 13.03.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.pressreader.com/russia/vedomosti/20200313/281582357695861 (accessed 28.02.2021).

27. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов. Москва, Банк России, 2019. 64 с. [The main directions of development of Russian financial market for the period 2019–2021. Moscow, Bank of Russia, 2019. 64 p. (In Russ.)] Available at: http://old.cbr.ru/Content/Document/File/71220/main_directions.pdf (accessed 25.02.2021).

28. Концепция организации в России методологической системы по развитию “зеленыхˮ финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. Москва, Банк России, 2018. 87 с. [The concept of organizing a methodological system in Russia for the development of “green” financial instruments and responsible investment projects. Moscow, Bank of Russia, 2018. 87 p. (In Russ.)] Available at: https://cbr.ru/Content/Document/File/84163/press_04102019.pdf (accessed 25.02.2021).

29. Шохина Е. Москва первой из российских регионов выпустит “зеленые’ облигации. Ведомости, 28.02.2021. [Shokhina E. Moscow is the first Russian region to issue “green” bonds. Vedomosti, 28.02.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/28/859580-zelenie-obligatsii (accessed 25.03.2021).

30. Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере “зеленого” финансирования в Российской Федерации. Москва, ВЭБ, 2020. 16 с. [Methodical recommendations for the development of investments in the field of “green” financing in the Russian Federation. Moscow, VEB, 2020. 16 p. (In Russ.)] Available at: https://veb.ru/files/?file=1cc7ffec701762260d130988dafca0cf.pdf (accessed 12.03.2021).

31. “Зеленые” финансы в России. Годовой доклад-2020. INFRAGREEN, 14.01.2021. 109 с. [“Green” finance in Russia. Annual report-2020. INFRAGREEN, 14.01.2021. 109 p. (In Russ.)] Available at: https://www.eprussia.ru/upload/iblock/be8/be877d20c1bce15d457be362d337f478.pdf (accessed 12.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх