Перспективы сотрудничества России и Республики Корея в области больших данных, сети и искусственного интеллекта для развития цифровой экономики

 
Код статьиS013122270016913-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-8-51-60
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №8
Страницы51-60
Аннотация

Статья посвящена перспективам сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Корея (РК) в области цифровой экономики. Автор исследует основные аспекты государственной политики обеих стран в сфере цифровой экономики (ЦЭ), больших данных, 5G и искусственного интеллекта (ИИ), анализирует потенциал, которым обладают Россия и РК для развития ЦЭ. Кроме того, в статье определяются возможные направления двустороннего сотрудничества в данной области.

Ключевые слова политика, цифровая экономика, большие данные, 5G, ИИ, Россия, Республика Корея, экономическое сотрудничество
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов27503
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В настоящее время почти каждая страна старается развивать цифровые технологии, чтобы занять достойное место в мире, основанном на новом экономическом укладе. Для обеспечения конкурентоспособности в цифровой экономике государство нуждается в разработке соответствующей политики и нормативно-правовой базы, обеспечивающей права потребителей, интеллектуальную собственность и защиту персональных данных. Кроме того, оно должно создать условия для ведения бизнеса и конкуренции [1].
2 Российская Федерация и Республика Корея не только выработали политику развития ЦЭ в 2017 г., но и разработали стратегии развития смежных технологий в 2019 года. Синхронность в действиях руководства двух стран и схожесть их подходов к проблеме создают основания для укрепления двустороннего взаимодействия с опорой на такие внешнеполитические концепции, как “Поворот России на Восток” и “Новая северная политика” Республики Корея.
3 В сфере ЦЭ важная роль отводится большим данным (bdig data), которые иногда даже называют “нефтью XXI в.”. Вместе с тем весьма значителен и интерес обеих стран к искусственному интеллекту (ИИ). На встрече в Японии, проводившейся в рамках подготовки к саммиту G20 в 2019 г., Карен Эндрюс, министр промышленности, науки и технологий Австралии, отметила: Все участники конференции рассматривают ИИ как важный вопрос в будущем”[2]. Поскольку 5G и большие данные имеют важное значение для развития ИИ, можно сказать, что преимущества в разработке этих технологий, будут определять национальную конкурентоспособность в будущем.
4 С учетом этих обстоятельств в 2019 г. корейское правительство разработало основополагающий документ - “Направление стратегических инвестиций 2020”, включив в него меры по развитию инфраструктуры DNA (Data, Network, AI) для ускорения инновационного роста. Принятие этого документа открыло новые перспективы расширения сотрудничества между двумя странами, что в свою очередь требует анализа возможных путей его развития.
5

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

6 Цифровая экономика России в 2018 г. составила 3.2 трлн руб.,1 что составляет 3.9% ВВП [3]. В последние годы наблюдается рост показателей, поскольку Россия реализует масштабные инфраструктурные проекты и активно внедряет мобильные и широкополосные сети [4]. Для успешной реализации ЦЭ российским правительством была разработана правовая база, в июле 2017 г. была принята Национальная программа “Цифровая экономика РФ” (Нацпрограмма ЦЭ), а в 2018 г. был утвержден “Паспорт национальной программы “Цифровая экономика РФ” (Паспорт ЦЭ). В Паспорте ЦЭ не только определены планы реализации федеральных проектов цифровой трансформации в разных сферах, но и выражено очевидное стремление к снижению зависимости от иностранной продукции и к консолидации импортозамещения с целью стимулирования использования отечественной продукции в развитии ЦЭ [5]. В частности, в Нацпрограмму ЦЭ планировалось внести изменения, необходимые для разработки и внедрения отечественного программного обеспечения (ПО) и программно-аппаратных средств с целью ускорения цифровой трансформации в 2020 г. [6]. 1. Поскольку пандемия привела к спаду производства по всему миру, то в качестве объекта анализа используются данные за более ранние годы.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 407

Оценка читателей: голосов 0

1. Гнездова Ю.В. Развитие цифровой экономики России как фактора повышения глобальной конкурентоспособности. Интеллект, инновации, инвестиции, 2017, № 5, сс. 16-19. [Gnezdova Yu.V. Development of the Russian Digital Economy as a Factor of Increasing Global Competitiveness. Intellekt, Innovatsii, Investitsii, 2017, no. 5, pp. 16-19. (In Russ.)]

2. Government Prepares Artificial Intelligence Guidelines in bid to Keep Australians Safe, Employed. ABC news, 14.06.2019. Available at: https://www.abc.net.au/news/2019-06-14/federal-government-prepares-artificial-intelligence-guideline/11208264 (accessed 27.02.2020).

3. Киселев С. ММК – как цифровые технологии трансформируют традиционную промышленность. Независимая газета, 28.06.2019. [Kiselev S. MMK – How Digital Technologies are Transforming Traditional Industry. Nezavisimaya gazeta, 28.06.2019. (In Russ.)] Available at: http://www.ng.ru/economics/2019-06-28/100_mmk.html (accessed 27.02.2020)

4. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития. Экономика. Налоги. Право, 2018, № 2, сс. 58-69. [Kapranova L.D. The Digital Economy in Russia: Its State and Prospects of Development. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2018, no. 2, pp. 58-69. (In Russ.)] DOI: 10.26794/1999-849X‑2018-11-2-58-69

5. Паспорт национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”. Правительство России, 11.02.2019. [Passport of the National Program "Digital Economy of the Russian Federation". Russian Government, 11.02.2019. (In Russ.)] Available at: http://government.ru/info/35568/ (accessed 28.02.2020)

6. Путин поручил изменить нацпрограмму "Цифровая экономика". МКА, 06.02.2020. [Putin Instructed to Change the Digital Economy National Program. МКА, 06.02.2020. (In Russ.)] Available at: http://www.mka.ru/categories/81/18157/ (accessed 28.02.2020)

7. 디지털경제(인터넷기반서비스경제)의파급효과분석연구 [Yu B., Jeon S., Kang H. Research on the Ripple Effect of Digital Economy (Internet-based Service Economy). Presented at “2018 Internet Businessmen's Night”, 2018. (In Kor.)] Available at:http://www.kinternet.org/news/press/view/166 (accessed 28.02.2020).

8. 혁신성장을위한사람중심의 4차산업혁명대응계획 I-KOREA 4.0 [People-oriented Fourth Industrial Revolution Response Plan for Innovative Growth “I-KOREA 4.0”. Korean government and Presidential committee on the Fourth Industrial Revolution, 2017. 99 p. (In Kor.)]

9. Сага о BigData. Коммерсантъ, 30.05.2019. [The Big Data saga. Kommersant, 30.05.2019. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3982503 (accessed 23.04.2021).

10. Технологии Big Data принесут 2.9 трлн рублей экономического эффекта за 5 лет. Ассоциация больших данных, 05.11.2019. [Big Data Technologies Will Bring 2.9 Trillion Rubles of Economic Effect in 5 Years. Big Data Association, 05.11.2019. (In Russ.)] Available at: http://rubda.ru/media_assocation/tehnologii-big-data-prinesut-29-trln-rublej-ekonomicheskogo-effekta-za-5-let/ (accessed 29.02.2020).

11. Дорожная карта развития технологии “Большие данные”. Ростех и Форпост, Конференция ЦИПР, 2019. [Road map for the Development of Big Data Technology. Rostec and Outpost, CIPR Conference, 2019. (In Russ.)] Available at: https://cipr.ru/media-2019/ (accessed 29.02.2020).

12. “국내빅데이터∙분석시장연평균 11.2% 성장… 2023년 2조 5692억원달할것” [“Growing Domestic Big Data and Analysis Market with an Annual Average of 11.2%… It Will Reach 2.6 Trillion Won in 2023.” DIGITALTIMES, 22.01.2020. (In Kor.)] Available at: http://www.dt.co.kr/contents.html?article_no=2020012202109931650004&ref (accessed 03.03.2020).

13. “빅데이터인재 5만양성, 시장규모 10兆로확대” [“50.000 Human Resources Training for Big Data, Expanding the Market Size to 10 Trillion Won”. Asian economy, 26.06.2018. (In Kor.)] Available at: http://www.asiae.co.kr/news/view.htm?idxno=2018062615102103442 (accessed 03.03.2020).

14. 2019 데이터산업백서[2019 Data Industry White Paper. Seoul, K-Data, 2019. 267 p. (In Kor.)]

15. 5G in Russia: A Local and Global View on the Way Forward. GSMA. 27 p. Available at: https://www.gsma.com/gsmaeurope/resources/5g-in-russia-a-local-and-global-view-on-the-way-forward/ (accessed 04.03.2020).

16. Сети 5G в России – технология и ее внедрение. [5G Networks in Russia – Technology and Its Implementation (In Russ.)] Available at: https://5g-russia.ru/ (accessed 04.03.2020).

17. Дорожная карта развития “сквозной” цифровой технологии “Технологии беспроводной связи”. 2019. [Roadmap for the Development of “End-To-End” Digital Technology “Technologies of Wireless Communication”. 2019. (In Russ.)] Available at: https://digital.gov.ru/ru/documents/6674/ (accessed 28.03.2021).

18. Гурлев И.В. Проблемы развития сетей связи и управления поколения 5G в России. Вестник Евразийской науки, 2019, т. 11, № 5, сс. 1-9. [Gurlev I.V. Problems of Development of Communication Networks and Management of Generation 5G in Russia. The Eurasian Scientific Journal, 2019, vol. 11, no. 5, pp. 1-9. (In Russ.)]

19. Путин отказался передать операторам популярные частоты для 5G. Интерфакс, 15.08.2019. [Putin refused to hand over popular frequencies for 5G to operators. Interfax, 15.08.2019. (In Russ.)] Available at: https://www.interfax.ru/762957 (accessed 23.04.2021).

20. 5G 가입자 500만돌파...1월말기준 496만명 [5G Subscribers Exceeded 5 Million... 4.96 Million as of the End of January. ZDNet Korea, 02.03.2020. (In Kor.)] Available at: https://zdnet.co.kr/view/?no=20200302164011 (accessed 08.03.2020).

21. 한국과미국의 5G 기지국구축현황비교 [Comparing Construction of 5G Base Station in South Korea and US, TECHWORLD, 04.02.2020. (In Kor.)] Available at: http://www.epnc.co.kr/news/articleView.html?idxno=93815 (accessed 08.03.2020).

22. 5G로 2026년까지일자리 60만개창출…4년간 30조원투자 [600.000 Jobs Will Be Created through 5G by 2026… Investment of 30 Trillion Won over 4 Years. KBS NEWS, 08.04.2019. (In Kor.)] Available at: http://news.kbs.co.kr/news/view.do?ncd=4175640&ref=A (accessed 08.03.2020).

23. 혁신성장실현을위한 5G+전략 [5G+ Strategy for Realizing Innovative Growth. Gyeonggi, Korean government, 2019. 59 p. (In Kor.)]

24. Шмырова В. Рынок искусственного интеллекта в России в 2019 г. вырастет до $140 миллионов. [Shmyrova V. The Artificial Intelligence Market in Russia Will Grow to $140 Million in 2019. (In Russ.)] Available at: https://cnews.ru/news/top/2019-11-12_bolee_30_krupnogo_biznesa (accessed 10.03.2020).

25. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации”. [Decree of the President of the Russian Federation of 10.10.2019 N 490 “On the development of artificial intelligence in the Russian Federation” (In Russ.)] Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (accessed 10.03.2020).

26. 2019년 NIA AI Index –우리나라인공지능(AI) 수준조사 [Hwang H. 2019 NIA AI Index – survey on Korean AI level. IT & Future Strategy, 2019, no. 6, pp. 1-50. (In Kor.)]

27. 정부, 인공지능에 2022년까지 2조 2천억원투자 [Government Invests 2.2 Trillion Won in AI by 2022. Robot newspaper, 15.05.2018. (In Kor.)] Available at: http://www.irobotnews.com/news/articleView.html?idxno=13953 (accessed 10.03.2020).

28. 인공지능국가전략 [AI National Strategy. Korean government, 2019. 51 p. (In Kor.)]

29. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2019. IMD & IMD World competitiveness center, 2019. 179 p. Available at: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2019/ (accessed 11.03.2020).

30. Chakravorti B., Bhalla A., Chaturvedi R.S. Which Countries Are Leading the Data Economy? Harvard Business Review, 24.01.2019. Available at: https://hbr.org/2019/01/which-countries-are-leading-the-data-economy (accessed 11.03.2020).

31. Soumitra Dutta and Bruno Lanvin, eds. The Network Readiness Index 2019: Towards a Future-Ready Society. Washington D.C., Portulans Institute, 2019. 298 p.

32. Government Artificial Intelligence Readiness Index 2019. Oxford Insights, 2019, 39 p.

33. Lanvin B., Monteiro F., eds. The Global Talent Competitiveness Index 2020. Fontainebleau, INSEAD. 2020. 369 p.

34. 과기정통부, 러시아와제1차 ICT포럼개최 [Holding the 1st ICT Forum with Russia. The Korean Ministry of Science and ICT, 21.10.2019. (In Kor.)] Available at: http://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=156356663 (accessed 12.03.2020).

35. 러시아의 ‘디지털경제’정책과한∙러협력방안 [Park J., Kim S., Kang B., Min J., Valentey S.D., Avdokushin E.F., Siddi M. Russia’s Digital Economy Policy and Korea-Russia Cooperation Measures. Sejong, KIEP, 2019. 196 p. (In Kor.)]

36. Документы, подписанные по итогам государственного визита Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в Российскую Федерацию. Президент России, 22.06.2018. [Documents signed following the state visit of the President of the Republic of Korea Moon Jae-in to the Russian Federation. President of Russia, 22.06.2018. (In Russ.)] Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5320 (accessed 23.04.2021)

37. 제18차한-러경제과학기술공동위원회개최결과 [Results of the 18th Korea-Russia Joint Commission on Economic, Scientific and Technical Cooperation. The Korean Ministry of Economy and Finance, 25.09.2019. (In Kor.)] Available at: https://www.moef.go.kr/nw/nes/detailNesDtaView.do?menuNo=4010100&searchNttId1=MOSF_000000000030006&searchBbsId1=MOSFBBS_000000000028 (accessed 12.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх